Внедрение системы электронного архива: быстро и эффективно
Основные возможности и особенности решения для формирования СЭА в проектной организации
Необходимость внедрения системы электронного архива (СЭА) в проектноориентированных организациях с их огромными и постоянно увеличивающимися бумажными архивами становится все более очевидной. Бумажный архив — это накопленный годами опыт поколений проектировщиков, база знаний, используемая при работе над проектом. Тем не менее при всей ценности бумажного архива он имеет очевидные недостатки:
- многие документы существуют в единственном экземпляре. Пока один сотрудник знакомится с документом, другие вынуждены ждать. Кроме того, если с этим экземпляром чтонибудь случится, документ будет безвозвратно утрачен;
- часть документов пришла в негодность. Бумага со временем выцветает, появляются потертости, так что с какогото момента пользоваться документом становится невозможно;
- доступ к документам ограничен. Получить их можно только у архивариуса, и если по какойто причине он отсутствует на работе — архив недоступен;
- сложность поиска документов. Даже при наличии картотеки поиск может растянуться на долгие часы;
- высокая стоимость содержания бумажного архива — для хранения бумажных документов необходим определенный микроклимат, а кроме того, он занимает большие площади.
Попытка изменить ситуацию путем организации файлсервера приводит к появлению новых проблем. Это простое и относительно дешевое решение тоже не лишено существенных минусов:
- информация на файлсервере размещается согласно утвержденной структуре, имена файлов назначаются системно. При накоплении информации количество папок значительно увеличивается, уровни вложенности множатся, поэтому поиск опять превращается в очень длительный процесс;
- не автоматизирована система учета документов;
- отсутствует процесс утверждения (согласования) документов в электронном виде;
- не формируется информация об истории создания и утверждения документа.
Все эти проблемы решает система электронного архива (СЭА), хотя внедрить такую систему в проектной организации сложнее, чем в архивах предприятий другого профиля. Чтобы быть эффективной, СЭА проектной организации должна включать элементы документооборота и служить не только местом хранения информации, но и средой разработки новых документов. Следовательно, должны отслеживаться стадийность проекта и жизненный цикл документа. Должна быть предусмотрена возможность возврата к предыдущему этапу разработки — например в случаях, когда проект не утвержден нормоконтролем или требуется внесение существенных изменений. Вопреки распространенному мнению, что разнообразие традиций проектирования и различия в структуре проектных организаций не позволяют создать типовую СЭА, специалисты ЗАО «СиСофт» (www.csoft.ru), обобщив собственный опыт создания и внедрения подобных систем в проектных организациях, смогли предложить именно типовой вариант.
Решение разработано на основе TDMS (Technical Data Management System; www.tdms.ru) — системы, предназначенной для управления информационными потоками и электронной документацией проектных, конструкторских, производственных организаций и любых других предприятий, в работе которых используются технические данные и создаваемые на их основе документы: чертежи, планы, схемы, спецификации, ведомости и т.п.
Предлагаемое решение позволяет проектноориентированному предприятию создать единую среду разработки, учета и хранения документов, причем форматы разрабатываемых документов могут быть самыми разными — от документов MS Office до форматов сложных CADсистем.
Наряду с оригиналами в архиве могут храниться отсканированные копии разрабатываемых и архивных документов (проекты и нормативносправочная информация). ЗАО «СиСофт» предлагает успешно внедренную во многих организациях технологию перевода бумажного архива в электронный вид.
Основные возможности и особенности решения для формирования СЭА в проектной организации
Что обеспечивает СЭА
- Возможность создания состава проекта: номер договора (контракта) или шифр объекта строительства, стадия проекта, комплекс, площадка, номер здания или сооружения по генеральному плану, отделразработчик (рис. 1);
- возможность создания новых документов на основе шаблонов, хранящихся в СЭА, что обеспечивает единообразие выпускаемой документации;
- регистрация документов, созданных вне СЭА. Это могут быть документы, разработанные субподрядными организациями, отсканированные оригиналы из бумажного архива и т.д.;
- поддержка статусов разработки документов;
- поддержка версионности документов и управление изменениями;
- хранение истории разработки документов;
- возможность поиска по структуре хранения данных, а также по различным свойствам документов. Часто используемые поисковые запросы можно объединить в наборы для поиска (выборки) и сохранить;
- возможность комплектовать в тома согласно ГОСТ 21.10197 проектную документацию, предназначенную для утверждения (рис. 2).
Рис. 1. Структура разрабатываемого проекта
Работа с архивом
После утверждения документу присваиваются статус «В архиве» и инвентарный номер. В результате:
- документ, помещенный в архив, недоступен для изменения;
- для редактирования документа, имеющего статус «В архиве», требуется сделать запрос архивариусу — запросить разрешение на внесение изменений;
- по результатам поиска документа отображается его актуальная версия (последняя из утвержденных и получивших статус «В архиве»). При необходимости можно просмотреть историю внесения изменений в документ;
- результат поиска архивного документа зависит не только от его наличия в хранилище, но и от уровня прав, предоставленных пользователю;
- документу, удаленному из архива, присваивается статус «Аннулирован», но физически этот документ остается в СЭА.
Контроль за ходом выполнения проектов
- Отчеты по ходу выполнения проекта (рис. 3);
- отчеты об активности (участии в проекте) сотрудников;
- формирование ведомости основного комплекта чертежей и т.д.
Рис. 3. Отчеты
Особенности решения
- Простота интерфейса (рис. 4).
- открытость системы для внесения дополнений силами пользователя;
- отсутствие ограничений по количеству хранимых документов;
- масштабируемость (возможно расширение структуры и увеличение числа пользователей системы).
Рис. 4. Интерфейс
Время выполнения операций при разной организации архива
|
Бумажный архив |
Файл-сервер |
СЭА |
Среднее время поиска документа по атрибутам |
От часа до суток |
От 20 мин до суток |
2 мин |
Среднее время поиска по связям между документами |
До 5 суток |
Практически невозможно |
2-6 мин |
Среднее время отслеживания изменений документа |
До 4 суток (если ведется журнал) |
Практически невозможно |
2-4 мин |
Среднее время передачи документа на согласование |
До 4 суток |
До 2 суток |
1 мин |
Среднее время выяснения текущего состояния проекта |
До 3 суток |
До 2 суток |
1-6 мин |
Среднее время комплектации проекта в электронном виде |
Требуется сканирование (до 100 листов в сутки) |
До 14 часов |
12 мин |
Среднее время сбора статистики по завершенному проекту |
Неделя |
Неделя |
6 мин |
Заключение
Разрабатывая решение для формирования СЭА в проектной организации, мы не пытались создать чтото абсолютно новое, кардинально меняющее процесс проектирования. Мы создали систему для ускорения и совершенствования реально существующих процессов. Внедряя СЭА, организация повышает надежность хранения документации, увеличивает скорость ее разработки, руководство получает инструменты эффективного управления проектной деятельностью. Применение типового решения позволит сократить сроки и снизить стоимость внедрения СЭА, а следовательно, увеличить эффективность от внедрения системы электронного архива.
ЗАО «СиСофт» поставляет открытое решение с возможностью создания новых функций, настройки новых форм отчетов, хранения и разработки не только проектной, но и офисной (письма, приказы) документации и т.д. В дальнейшем на основе типового решения можно сформировать полнофункциональную систему инженерного и офисного документооборота.
Традиционный процесс внедрения обычно занимает не меньше полугода. Типовое решение сокращает этот срок до 12 месяцев. Внедрять систему организация может собственными силами (для этого потребуется создать группу внедрения), а специалисты ЗАО «СиСофт» в короткие сроки обучат сотрудников организации работе с СЭА и, если потребуется, основам ее модернизации. Они же и внедрят систему, если формировать собственную группу предприятие сочтет нецелесообразным.
Наш опыт позволяет утверждать, что освоение решения, предлагаемого ЗАО «СиСофт», позволит проектному предприятию более эффективно использовать систему электронного архива, а значит и быстрее окупить вложенные средства.