4 - 2009

Практические аспекты внедрения системы календарного планирования и диспетчерского контроля Zenith SPPS

Юрий Смирнов, Сергей Высочин

Этапы внедрения системы на предприятии

Особенности интеграции системы

Типичные задачи, возникающие при внедрении

Как известно, одним из основных признаков, характеризующих степень развития информационной системы, является возможность ее быстрого и качественного внедрения. Спустя два года после официального выхода на рынок отечественная система Zenith SPPS, относящаяся к классу исполнительных производственных систем, была успешно внедрена на предприятиях России из различных отраслей экономики, таких как:

  • мебельная промышленность;
  • машиностроение;
  • приборостроение;
  • кабельная промышленность;
  • электронная промышленность.

Это стало возможным благодаря высокой степени универсальности системы и простоте ее установки и настройки, а также в результате использования отлаженной методологии внедрения.

Этапы внедрения системы на предприятии

Опыт нашего взаимодействия с предприятиями при внедрении системы Zenith SPPS показал, что наличие формализованной технологии внедрения позволяет не только наглядно продемонстрировать предприятию путь от приобретения им лицензии до начала реальной работы, но и избежать целого ряда ошибок и проблем.

Как правило, процесс внедрения системы предлагается разбить на следующие этапы.

1. Организация рабочей группы (срок — до двух недель)

Из сотрудников предприятия организуется рабочая группа, в обязанности которой входит: первичное изучение системы Zenith SPPS, ознакомление с нею других сотрудников предприятия, а также взаимодействие с компанией — поставщиком системы (системным интегратором).

На небольших предприятиях (или в случае нехватки персонала с необходимой квалификацией) рабочая группа может состоять всего из одного ответственного специалиста.

К специалисту рабочей группы предъявляются следующие основные требования:

  • заинтересованность во внедрении системы;
  • базовые знания в области компьютерных технологий;
  • умение своевременно формулировать возникшие технические вопросы в письменном виде.

Кроме основных формулируются и дополнительные требования:

  • креативность;
  • активное использование компьютера в повседневной жизни;
  • знание теории построения баз данных и основ программирования.

Специалисты рабочей группы должны иметь постоянный доступ к сервису электронной почты.

2. Изучение возможностей системы ответственным специалистом (срок — 2-3 недели)

На данном этапе ответственный специалист, используя инструкции фирмы-интегратора, устанавливает систему на компьютерах предприятия, после чего детально изучает ее с помощью сопроводительной документации.

3. Обеспечение ввода исходных данных (срок — 1-2 месяца)

Необходимо организовать своевременный и постоянный ввод данных о заказах. Данные вводятся по мере поступления заказов. Заказы должны быть детализованы («разузлованы») до отдельных технологических операций.

Существует как минимум три варианта решения данной задачи:

  • в модуле Zenith TECH создается библиотека шаблонов всех возможных заказов, а затем при получении нового заказа соответствующий специалист (технолог) создает его описание на основании шаблона;
  • информация о заказе вводится на предприятии посредством любого пользовательского приложения с открытым для программиста доступом к данным, после чего создается программный модуль для передачи данных из этого приложения в систему;
  • информация о заказе вводится при помощи специализированного приложения любого разработчика при условии, что введенная информация сохраняется в формате реляционной базы данных универсального назначения; затем осуществляется настройка импорта данных в систему.

В любом случае руководству предприятия необходимо четко определить, кто именно будет создавать или генерировать новые заказы.

4. Реализация поддержки имитационной модели процесса производства (срок — две недели)

Регулярно импортируя в систему данные о новых заказах, ответственный сотрудник на данном этапе выполняет функции цехового диспетчера:

  • осуществляет при помощи Zenith SPPS составление производственного расписания;
  • насколько это возможно, корректирует расписание в масштабе реального времени в соответствии с информацией, полученной от рабочих или цехового мастера.

5. Обеспечение ввода информации с рабочих мест (срок — до месяца)

Ответственный специалист устанавливает в местах, доступных персоналу (рабочим), несколько недорогих компьютеров (можно б/у) и объединяет их в локальную сеть с машиной, на которой установлен основной программный модуль системы. После этого ответственный специалист устанавливает на компьютеры клиентское программное обеспечение, входящее в базовый комплект Zenith SPPS, и обучает персонал работе с ним.

После обучения персоналу дается указание вводить информацию о начале и окончании каждой операции. Ввод этой информации элементарен (вход по паролю и нажатие одной кнопки), однако мы рекомендуем руководству предприятия рассмотреть вопрос о поощрении сотрудников за своевременный и аккуратный ввод данных.

6. Анализ результатов использования системы (срок — до месяца)

После выполнения пунктов 1-5 можно будет считать, что система прошла стадию базового внедрения. Стали более понятными как возникающие проблемы, так и необходимые работы по адаптации системы. Интегратор может общаться с предприятием, используя его терминологию, а конечные пользователи могут формулировать вопросы с учетом набора ключевых понятий и возможностей системы.

7. Более глубокая адаптация (срок — от месяца)

В случае возникновения у предприятия потребности в более глубокой адаптации системы проводится совместный анализ предложений по дальнейшей адаптации. Затем составляется план их реализации.

Как показывает наш опыт внедрения, часть вопросов удастся решить организационными методами и правильной настройкой системы (при этом фирма-интегратор оказывает полную информационную поддержку). Другая часть вопросов потребует создания вспомогательных программных модулей и надстроек. Важно отметить, что создание таких модулей можно осуществлять самостоятельно или привлекая для этого третьих лиц. Таким образом, сроки и способы дальнейшей адаптации будут зависеть от пожеланий и возможностей предприятия.

В начало В начало

Особенности интеграции системы

На всех этапах внедрения автоматизированной системы Zenith SPPS важно уделять внимание ее интеграции с другими элементами информационной среды предприятия — базами данных и программными продуктами других производителей.

Даже на ранних стадиях проектирования и разработки система Zenith SPPS рассматривалась как легко интегрируемый компонент информационной среды предприятия. Предполагалось, что база данных системы будет объединяться с клиент-серверной информационной базой предприятия или производственного подразделения. Такая модель интеграции (рис. 1) полностью поддерживается начиная с первых версий системы.

Рис. 1. Интеграция системы Zenith SPPS с базой данных предприятия

Рис. 1. Интеграция системы Zenith SPPS с базой данных предприятия

Здесь следует обратить внимание на некоторые достоинства Zenith SPPS:

  • данные, используемые системой, хранятся в виде небольшого набора таблиц реляционной базы (всего их около 30). Таблицы могут быть перенесены в корпоративную базу данных. Возможен вариант переноса в общую базу только части таблиц, например только тех, которые содержат сведения о текущем производственном расписании. В этом случае средства настройки Zenith SPPS позволяют обеспечить корректный доступ к остальной информации из таблиц, ранее имевшихся в общей базе данных;
  • основной программный модуль оперативного планирования и диспетчерского контроля отвечает за все основные бизнес-правила обработки данных. Целостность данных системы обеспечивается на уровне основного модуля при помощи механизма транзакций. Как показывает опыт, в производственном подразделении обычно используется от одного до трех таких модулей, причем один — для интенсивного ввода и изменения данных, а остальные — в качестве «мониторов» для организации контроля со стороны руководства. Кроме того, основной модуль Zenith SPPS решает задачи большой вычислительной сложности, которые трудно реализовать и совершенствовать на уровне СУБД. Однако объем передаваемых данных при этом относительно невелик. Таким образом, применение основного программного модуля Zenith SPPS в качестве «толстого клиента» вполне себя оправдывает;
  • реализация бизнес-правил в основном программном модуле позволила сделать базу данных максимально простой. База данных состоит из частично нормализованных таблиц, имеющих ключевые поля и некоторые значения по умолчанию. Внутри базы отсутствуют физические связи между таблицами (логические связи, безусловно, имеются). Использование автоинкрементных полей (счетчиков) не обязательно. Что это дает в результате? Во-первых, частичная нормализация позволяет увеличить скорость работы системы и сделать базу данных более понятной. Во-вторых, достигается высокий уровень совместимости Zenith SPPS с различными системами управления базами данных, поскольку применяется функционал, имеющийся практически во всех реляционных СУБД. А в-третьих, можно использовать средства развитых СУБД (вторичные индексы, виды, триггеры, встроенные языки и т.д.) для развития возможностей системы. При этом необходимость разбираться в хитросплетениях исходной базы данных Zenith SPPS сводится к минимуму;
  • основной модуль служит в качестве сервера приложений, предназначенных для ввода данных о состоянии производственного процесса в масштабе реального времени.

Такие приложения в системе Zenith SPPS называются модулями удаленного доступа. Ввод данных осуществляется непосредственными исполнителями работ (рабочими, цеховыми мастерами). Обмен информацией с основным модулем происходит по протоколу TCP/IP. Модули удаленного доступа являются типичными «тонкими клиентами», то есть реализуют только пользовательский интерфейс и передачу данных. Каждый из модулей поддерживает разграничение прав доступа и иные средства, связанные с обеспечением безопасности и снижением вероятности ввода ошибочных данных.

К сожалению, уровень компьютеризации многих отечественных предприятий пока еще недостаточно высок. Далеко не все из них имеют развитую автоматизированную систему управления. Иногда встречаются предприятия с уровнем компьютеризации, близким к нулевому. По нашим наблюдениям, внедрять информационную систему на предприятии, имевшем ранее отрицательный опыт компьютеризации, легче, чем на предприятии, не имевшем никакого опыта, поскольку в первом случае руководство лучше знает, что нужно предприятию. Однако даже если есть положительные результаты, но общий уровень информатизации пока невысок, требуется другой способ интеграции.

В результате общения с руководителями предприятий и потенциальными пользователями и анализа их требований была создана альтернативная модель интеграции (рис. 2).

Рис. 2. Автономное использование системы Zenith SPPS

Рис. 2. Автономное использование системы Zenith SPPS

В этой модели для ввода исходной информации используется упомянутое выше приложение Zenith TECH — несложный модуль технологической подготовки, основное назначение которого — обеспечить разузлование заказа и ввод необходимых для его изготовления технологических операций (см. статью в «САПР и графика» № 11’2008). Каждый заказ сохраняется в виде отдельного файла, а затем, по мере необходимости, загружается в модуль оперативного планирования. Данные основного модуля хранятся в локальной СУБД.

Такой способ интеграции позволяет сделать внедрение Zenith SPPS на предприятии временно независимым от внедрения других информационных систем. Другими словами, можно распараллелить процесс внедрения, что позволит быстрее осуществить комплексную автоматизацию предприятия. Установка основных компонентов Zenith SPPS не составляет труда даже для начинающего пользователя. Поэтому приступить к ее использованию можно сразу же, как только на предприятии появятся компьютеры с установленной операционной системой. В дальнейшем понадобится настроенная стандартным образом локальная сеть. Никаких дополнительных программ и драйверов не требуется!

По мере внедрения на предприятии других информационных продуктов можно постепенно увеличивать степень интеграции Zenith SPPS в общую систему управления. Кроме того, возможно применение не только одной из приведенных выше схем интеграции, но и смешанной модели.

В начало В начало

Типичные задачи, возникающие при внедрении

На данный момент система Zenith SPPS имеет высокий уровень проработанности и гибкости, что существенно упрощает ее внедрение. Однако мы считаем нелишним напомнить о тех задачах, которые могут потребовать решения при внедрении в промышленную эксплуатацию любых, даже легко адаптируемых информационных систем.

Распределение обязанностей между интегратором и заказчиком

При распределении обязанностей между сторонами в ходе внедрения информационной системы зачастую сложно определить границу, что является обязанностью интегратора, а что должен выполнить сам заказчик.

Следует помнить, что внедрение подобных систем — задача двусторонняя, предъявляющая определенные требования к обеим сторонам. Поэтому, несмотря на то, что подобное распределение необходимо во избежание недопонимания и несогласованности, которые существенно тормозят проект, всегда следует помнить, что наиболее сложные задачи внедрения могут решаться только сообща.

Преодоление сопротивления сотрудников предприятия

Активное сопротивление сотрудников на местах, часто возникающее при внедрении сложных информационных систем, является серьезным препятствием и способно сорвать или существенно затянуть внедрение системы. Это вызвано несколькими человеческими факторами: страхом перед нововведениями, консерватизмом, боязнью значительно увеличивающейся ответственности за свои действия.

Руководители предприятия в таких случаях должны всячески содействовать рабочей группе специалистов, проводящей внедрение информационной системы, вести разъяснительную работу с сотрудниками, заставить сотрудников всех уровней почувствовать неизбежность внедрения, наделить руководителя проекта внедрения достаточными полномочиями, всегда подкреплять все организационные решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений.

Временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения системы

Во время внедрения системы возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения повседневных обязанностей им необходимо осваивать новые технологии. В течение некоторого времени приходится работать как в новой системе, так и продолжать ведение дел традиционным способом.

Руководителю предприятия, кроме ведения разъяснительной работы, необходимо повысить уровень мотивации сотрудников к освоению системы в форме поощрений и благодарностей.

Приоритет процесса внедрения

Необходимо установить высокий приоритет процессу внедрения системы среди остальных организационных и коммерческих процессов, наделить высокими полномочиями руководителя проекта.

Согласование дополнительных работ по адаптации системы

Очень часто представители заказчика после пилотной эксплуатации системы выносят на обсуждение достаточно большое количество задач по адаптации системы, реализация многих из которых не всегда очевидна для интегратора или разработчика.

Как показывает наш опыт внедрения, часть вопросов удается решить организационными методами и правильной настройкой системы, остальные же потребуют создания вспомогательных программных модулей и надстроек.

***

В заключение отметим, что как цена лицензий, так и стоимость работ по внедрению, адаптации и интеграции системы календарного планирования и диспетчерского контроля Zenith SPPS на порядок ниже ее зарубежных аналогов. Немаловажным фактором для предприятий России и стран СНГ является относительная близость разработчиков и возможность общения с ними на русском языке. Более подробную информацию о системе Zenith SPPS и использующих ее предприятиях можно получить, обратившись к специалистам компании «Софф Трейд» (www.zspps.com).

В начало В начало

САПР и графика 4`2009