Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

4 - 2009

GeoniCS ЖЕЛДОР: новый модуль «Съемка» для геодезистов

Денис Степанов, Валентина Чешева

Для автоматизированной обработки данных, полученных от геодезистов, и последующего оформления чертежей в программе GeoniCS ЖЕЛДОР разработан специальный программный модуль «Съемка». Модуль поддерживает основную кодировку, используемую при съемке на железных дорогах, — как в случае нового строительства, так и при капитальных ремонтах. В кодировании помимо основной части кода может присутствовать семантическая часть, которая содержит дополнительную информацию.

В целом модуль «Съемка» — это независимая база данных и основных объектов (трассы, продольные и поперечные профили), которые передаются в проект после предварительной обработки и расчетов. Навигация осуществляется через окно Проводникчертежа, где все элементы упорядочены и представлены в виде дерева. За каждым элементом закреплены свои наборы команд и объектов.

Входные данные представляют собой всю базу съемочных точек. При выборе этого элемента отображается список точек, загруженных для съемки (рис. 1). Каждая точка имеет номер, полевой код, тип, класс, описание, координаты и отметку. Имеется панель инструментов, позволяющая загружать или определять точки из чертежа , текстовых файлов форматов TXT или RGD , по геоточкам , а также создавать точки вручную .

Рис. 1

Рис. 1

Для удобства работы созданы команды, позволяющие найти нужную точку в списке по номеру или указанием ее в чертеже, либо, наоборот, выбрав точку в списке, подсветить ее в чертеже . Команда Анализ производит анализ данных на предмет изменений. При выполнении команды Расчет съемки рассчитываются все элементы, которые автоматически определены программой по коду и имеют заданные пользователем параметры расчета. Предусмотрена возможность изменить или отредактировать кодировку точек при помощи окна Камеральное кодирование (рис. 2). В этом окне составляется код для съемочной точки — либо вручную, либо при помощи списка основных железнодорожных объектов, кодируемых при съемке. В код каждой точки можно добавить дополнительные признаки (признак начала, сдвиг вправо, габарит, ригель, номер, материал и т.п.), после чего вся эта информация отобразится в виде кода в поле Код точки. Программа поддерживает и ручной ввод кода — либо в поле Код точки, либо в колонке Полевой код списка входных данных. Имеется команда Запомнить , позволяющая применить код для нескольких точек по команде Сохранить . Перемещаться по списку, не выходя из этого окна, можно посредством стрелок справа от поля Номер точки. Чтобы быстро перейти к требуемой точке, ее номер можно ввести в этом поле вручную.

Рис. 2

Для удобства работы и улучшения читабельности чертежа имеются команды управления отображением точек, вызываемые из контекстного меню в списке точек. Для управления предусмотрены четыре команды (рис. 3):

Рис. 3

  • Отобразить только выбранные  — выбранные точки остаются видимыми в чертеже, все остальные программа скрывает. Команда является сессионной (действующей до окончания сеанса работы). При следующем выборе точек изолируются только те из них, которые оказались в следующем наборе (точки, которые были изолированы ранее, но не выбраны в следующий раз, будут скрыты);
  • Отобразить выбранные — включается отображение выбранных точек. Команда сессионная;
  • Скрыть выбранные — программа скрывает выбранные точки. Команда сессионная;
  • Отобразить все — показываются все точки в чертеже.

Рис. 4

В Проводнике чертежа на закладке Установки (рис. 4) содержатся необходимые стили и наборы подписей, позволяющие настроить отображение всех элементов и подписей в чертеже (не только съемочных, но и проектных). Стили упорядочены для всех объектов в виде дерева, что упрощает поиск нужных настроек для разных объектов. Элемент Съемка в этом дереве содержит стили отображения для всех съемочных точек (в папке Точка съемки) и для разных типов точек (в элементе Классификатор). При редактировании классификатора открывается окно Классификатор съемки (рис. 5), содержащее стили для разных типов съемочных точек. Эти стили можно изменять, редактировать и копировать. Настройка необходимых стилей после загрузки точек обеспечивает различное отображение этих точек в чертеже. Здесь же для разных типов точек задаются использование в рельефе и оформление в топоплане.

Рис. 5

Отображение по умолчанию подписей элементов (междупутий, габаритов, существующих отметок головок рельсов на пикетах) и непосредственно самих объектов настраивается в окне Установки съемки (рис. 6), которое вызывается из контекстного меню элемента Съемка. Здесь содержатся все параметры, необходимые при оформлении плана трасс и подписей. Изменить эти настройки можно и посредством свойств объектов в чертеже — такой путь позволит сразу же видеть результат редактирования, что очень помогает неопытным пользователям при этапном редактировании. В случае изменения какого-либо стиля, примененного к нескольким объектам, динамически изменится отображение всех объектов.

Рис. 6

Трассы (рис. 7) — это элемент модуля «Съемка», содержащий всю информацию о существующих трассах и съездах, которые были отсняты в поле и соответствующим образом закодированы. При анализе входных данных программа производит отбор точек с кодировкой 1-89 для существующих путей и 90-99 для съездов, по которым будут выполняться дальнейшие операции расчета или редактирования. По данным этих точек выполняется расчет осей трасс и съездов — редуцирование (определение положения оси трассы путем смещения отрисовываемой оси относительно съемочных точек на величину, определяемую шириной колеи и приемами съемки существующих путей). Параметрыредукции (рис. 8) задаются в соответствующем окне при выборе названия съемки в дереве навигации по модулю. Смещение до оси определяется как поделенная пополам ширина колеи с учетом ширины головок рельсов (при съемке пути по оси задается смещение 0 м). Минимальное расстояние между съемочными точками при отрисовке составляет по умолчанию 5 м, максимальное — 50 м. После редуцирования выполняется сглаживание оси в границах коридора, размеры которого определяются погрешностью съемки в поле пункта Максимальная сдвижка.

Рис. 7

 

Рис. 8

В Параметрах сечений задаются значения, позволяющие отбраковывать из данных для поперечника точки, находящиеся на расстоянии более 5 м от его оси, а ось поперечника привязывать к пикету на опционально задаваемом расстоянии, не превышающем 2 м.

После расчета в чертеже автоматически отрисовываются оси по предварительно заданному смещению с учетом кодировки сторонности точек. Для этих трасс можно задавать начальный пикет, направление пикетажа, список подчиненных трасс для ведения пикетажа по главной. Интерфейс модуля позволяет получать основную информацию по рассчитанным трассам и в табличном (длины, пикетаж, сторонность и тип съемочных точек, участвующих в расчете оси), и в графическом виде в окне предварительного просмотра (продольный профиль по существующей головке рельса (СГР) или график кривизны) (рис. 9). После расчета каждый путь получает свой продольный профиль по СГР, который экспортируется в проект вместе с трассами. Дополнительно имеется возможность создать текстовый файл по любой трассе для последующего расчета в модуле «Выправка» и подсветить интересующую точку в чертеже.

Рис. 9

Поперечные сечения (рис. 10) — это элемент модуля «Съемка», позволяющий рассчитать поперечные сечения в полуавтоматическом режиме. В этом элементе содержится информация по съемочным поперечникам. Имеются три ветки навигации: Базовый список, Наборы сечений, Составные сечения.

Рис. 10

Все поперечные профили находятся в Базовом списке. Для расчета поперечников требуется задать базовую трассу, к которой выстраиваются линии поперечных сечений. Точки для поперечников программа автоматически определяет из входных данных при анализе по коду. Код для поперечников начинается с символа «-», а в теле кода содержится пикетажное значение (для пересечений на ИССО код поперечника выглядит следующим образом: -223645).

Рис. 11

Интерфейс представлен в виде списка точек по каждому поперечнику и окна предварительного просмотра (рис. 11). При редактировании можно, указав любую ординату в окне предварительного просмотра, увидеть данную точку в списке. В этом списке содержится информация о смещении точек от базовой трассы, отметках и сдвижках до линии сечения. Над списком с данными размещена панель инструментов, при помощи которой пользователь может вносить изменения в очертания поперечника. Предусмотрена возможность добавлять точки до или после выбранной, изменять отметки вручную или интерполяцией по соседним, разворачивать поперечник слева направо, а при необходимости изменить угол пересечения линии сечения с базовой трассой.

При помощи контекстного меню для выбранной точки в списке на поперечных профилях можно выносить подписи различных сооружений и коммуникаций (рис. 12).

Рис. 12

В Наборах сечений по трассе рассчитываются сечения, входящие в эту группу. При добавлении к группе сечения из базового списка из последнего это сечение исключается. Наборы используются при необходимости рассчитывать сечения съемки по разным путям. В таких случаях для каждого пути создается свой набор, в который включаются сечения, которые нужно по нему рассчитать.

Составные сечения состоят из нескольких сечений, в том числе и таких, которые входят в разные наборы сечений. После экспорта трасс в проект поперечные сечения содержатся только в базовой трассе, указанной при расчете.

Объекты содержат ведомости для расчета по всем элементам, закодированным при съемке. По всем элементам предусмотрена возможность экспорта ведомостей в файлы Microsoft Excel (рис. 13), график междупутий доступен в окне предварительного просмотра. Для каждой ведомости определен свой вид, а следовательно, собственный набор данных.

Рис. 13

Чтобы рассчитать ведомость, нужно выбрать ее из списка объектов в дереве навигации модуля и задать текущую трассу, относительно которой будет производиться расчет. Имеются дополнительные параметры (отражатель для ОКС и светофоров, шаг сортировки для междупутий), которые могут задаваться перед расчетом (рис. 14).

Рис. 14

В модуле «Съемка» изменять стиль отображения для съемочных точек, их код и дополнительные параметры возможно не только с помощью команд и специальных инструментов, но и непосредственно в окне Свойства (рис. 15) при выделении точки в чертеже. Изменения динамически отобразятся и во входных данных.

Рис. 15

С помощью модуля «Съемка» изыскатели получают все необходимые данные для оформления продольного и поперечных
съемочных профилей, а также план трасс и съездов со всеми подписями и отрисованными топознаками по кодировке, точки для построения трехмерной поверхности земли. Эти данные в соответствующем виде передаются геологам и проектировщикам для дальнейшей работы над проектом.


Денис Степанов

Ведущий специалист отдела «Изыскания, генплан и транспорт» компании “СиСофт”.

Валентина Чешева

Директор направления «Инфраструктура и градостроительство» группы компаний СиСофт (CSoft), канд. техн. наук, доктор философии.

В начало В начало

САПР и графика 4`2009

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557