Новое время — новые возможности
Plateia — программный комплекс, предназначенный для проектирования строительства и реконструкции автомобильных дорог всех категорий с соблюдением российских норм и стандартов. Программный комплекс Plateia состоит из пяти модулей: «Местность», «Оси», «Продольный профиль», «Поперечные сечения», «Транспорт». В зависимости от решаемых задач пользователь может приобрести полный комплект либо отдельные модули. В качестве платформы для установки Plateia 2009 используются AutoCAD, AutoCAD Civil 3D и AutoCAD Map 3D. Применение платформы AutoCAD позволяет легко создавать, редактировать и выводить на печать данные с помощью знакомых средств подготовки чертежей AutoCAD, а также встроенного функционала Plateia. Интерфейс программы интуитивно понятен и позволяет даже неопытному пользователю в короткий срок освоить программный продукт.
Новые возможности
Plateia 2009 может быть установлена на компьютер без удаления предыдущей версии. Это дает возможность по желанию пользователя использовать как существующую, так и новую версию программы. Процесс активации лицензии теперь осуществляется таким образом, что пользователь может активировать Plateia 2009, а также все предыдущие установленные версии.
Файлы, cозданные в процессе работы с Plateia, сохраняются в папках, доступных пользователям с ограниченными правами. Таким образом, пользователи с ограниченными правами теперь могут применять все функции Plateia.
Внесены изменения в схему сетевого администрирования. Копия файла пароля, необходимого для авторизации Plateia, сгенерированного на сервере, записывается также в специальную защищенную папку на клиентском компьютере. Такой подход позволяет администратору всегда иметь как минимум одну резервную копию клиентского пароля.
Изменена процедура обновления списка доступных лицензий и модулей в сетевой версии Plateia. Теперь пользователю достаточно щелкнуть курсором мыши по ссылке Обновить список модулей в Менеджере лицензий, чтобы получить все необходимые данные о доступных сетевых лицензиях и модулях.
Модуль «Местность»
Разработаны новые функции отрисовки насыпей и выемок. Теперь при изменении пользователем границ выемки или насыпи штриховка на чертеже изменяется автоматически. В настройке штриховки также введены некоторые изменения. Пользователю доступны функции штриховки в сложных (в том числе замкнутых) геометрических формах, например при создании площадки трехмерного откоса (рис. 1).
Рис. 1
Доработаны команды редактирования, позволяющие изменить данные существующей штриховки (плотность штриховки, длину линий, закраску области штриховки и т.д.). Команда удаления штриховки удаляет всю штриховку на чертеже.
Появилась новая группа команд — Менеджер растров. С помощью настроек команды можно легко менять отображение и сшивать растры, используя для этого различные способы, основанные на выборе точек, секущей линии, окна или полигона.
Модуль «Оси»
Plateia 2009 содержит обновленный функционал создания уширений. Пользователю доступна возможность выбора двух различных точек привязки. Уширение может быть привязано по координатам и по пикетажу. Программа рассчитывает нормаль от точки привязки до оси и затем использует ее как начальную точку уширения. Преимущество этого метода привязки состоит в том, что при редактировании элементов оси уширение останется в той же позиции.
Добавлен функционал, позволяющий использовать различные комбинации элементов уширения (дуга — дуга, парабола — парабола, дуга — линия — дуга, парабола — линия — парабола) и параметров (скорости, длины, координаты первой и второй опорных точек). Все уширения автоматически обновляются при редактировании соответствующей полилинии (рис. 2).
Рис. 2
Учтены требования для расчета уширения на поворотах радиусом менее 1000 м. Теперь уширение проезжей части осуществляется за счет ширины обочины. Кроме того, для дорог с двумя и более полосами движения в одном направлении уширение рассчитывается на каждую полосу проезжей части.
Улучшена работа функции автоматической отрисовки выемки и насыпи. Результирующая штриховка сходна с той, которая выполняется в модуле «Местность». В эту функцию добавлена новая возможность, позволяющая чертить граничные полилинии выемок и насыпей. Эта возможность также позволяет создавать скрытые границы существующей поверхности основания, что особенно полезно при создании модели визуализации.
Улучшена маркировка поперечных уклонов с помощью команды Значения поперечных уклонов из файла LS. Теперь метки одного поперечного уклона на полосе проезжей части объединяются. Также можно задать поворот текстовых меток относительно оси (рис. 3).
Рис. 3
Добавлена новая функция редактирования анализа видимости. Пользователь может изменить параметры существующего анализа видимости, и поле видимости будет обновлено согласно новым параметрам (рис. 4).
Рис. 4
Модуль «Продольные профили»
Функция редактирования поперечных уклонов и абсолютных/относительных отметок предоставляет пользователю возможность читать в файле с расширением *.il точки пересечения линий. Эти точки будут схематично отображены в диалоговом окне, и пользователь сможет просмотреть критические места в поперечных сечениях (рис. 5).
Рис. 5
Первые два столбца (Элемент и Станция) теперь имеют фиксированное положение, чтобы данные по элементам поперечного сечения были видны пользователю даже при редактировании крайней правой полосы.
Полностью переписана команда Расчет кромок дороги для маркировки левого и правого краев дороги. Теперь она работает намного быстрее.
Модуль «Поперечные сечения»
Добавлены новые инструменты управления типовыми поперечными сечениями. Разработан инструмент подбора свойств. С помощью этой функции можно скопировать определенные элементы с одного поперечного сечения на другое. Также добавлена функция сохранения типового поперечного сечения из чертежа в макрос. Пользователю достаточно выбрать поперечное сечение и макрос, и сечение будет сохранено в этом макросе. После этого поперечное сечение можно применить на других осях чертежа или в других проектах.
В Менеджере символов поперечных сечений появилась функция управления масштабированием. Теперь при выборе какого-либо пункта в дереве элементов выбранный элемент принимает масштаб, указанный в диалоговом окне.
Рис. 6
Также добавлена функция выбора элементов. При выборе любого элемента стандартного поперечного сечения на чертеже этот элемент выделяется в дереве элементов (рис. 6). Таким образом, пользователь может проверить наименование элемента поперечного сечения.
Модуль «Транспорт»
Усовершенствована функция построения трактрис (кривых сопряжения). Теперь трактриса автоматически обновляется при перемещении элемента, к которому она присоединена.
Внедрены новые функции создания и редактирования разделительных островков (рис. 7). Кроме того, обновленные разделительные островки являются динамическими. Теперь островок автоматически обновляется при перемещении элемента, к которому он присоединен. Значительно улучшено построение треугольных областей. Появилась возможность настроить расположение треугольного островка по соответствующему каплевидному островку или трассе.
Рис. 7
Все основные элементы соединений являются динамическими. Таким образом, при изменении одной из пересекающихся осей или одной из кромок дороги все соответствующие соединительные элементы будут автоматически обновлены.
В Plateia 2009 обновлены функции по созданию автобусных остановок. Автобусные остановки можно начертить прямыми линиями или с помощью кривых (рис. 8). В предыдущих версиях автобусные остановки, начерченные кривыми, составлялись из сегментированных ломаных линий, которые было сложно редактировать или масштабировать. Теперь пользователю доступно несколько предустановленных наборов значений. Также имеется возможность добавления пользовательских наборов. Все значения хранятся в XML-файле.
Рис. 8
Автобусная остановка может быть привязана к определенному блоку или определенной точке дороги, она динамически перестраивается при редактировании элемента, сохраняя заданные параметры.
В новой версии появились новые функции вставки дорожных знаков. Дорожные знаки устанавливаются на стойку, и на одной стойке может быть установлено несколько знаков. Вставляемый знак может быть привязан к выбранной оси. Знаки устанавливаются на отдельном слое для каждой оси. Таким образом, можно включать и выключать отображение знаков для определенной оси. Также можно указать станцию и перпендикулярное расстояние для определения местоположения дорожного знака.
Рис. 9
После расстановки знаков формируется ведомость, которая динамически связана с объектами в чертеже (рис. 9). При удалении дорожного знака ведомость обновляется до актуального состояния дорожных знаков на чертеже. Ведомость знаков генерируется с помощью таблицы AutoCAD.
Введены новые команды копирования и перемещения дорожных знаков. Теперь можно выбрать уже установленный дорожный знак и скопировать/переместить его на новое место.
Заключение
Компания CGS plus, производитель программного комплекса Plateia, большое внимание уделяет развитию рынка в России и адаптации своего программного продукта к российским стандартам. Результатом этих усилий стал растущий интерес к этой программе со стороны российских пользователей. Любой желающий, обратившись к одному из дилеров компании Consistent Software Distribution, может бесплатно получить демо-версию программы Plateia и в течение месяца оценить ее возможности. Служба технической поддержки клиентов компании Consistent Software Distribution, дистрибьютора продукта на российском рынке, внимательно следит за пожеланиями отечественных пользователей. Это позволяет быстро вносить необходимые изменения в программный продукт, добавлять новые функции, пополнять библиотеки стандартов. Компания CGS plus уверена в успешном будущем Plateia в России и планирует дальнейшее активное развитие и поддержку программного комплекса.