Профессиональные видеокарты на процессорах NVIDIA Quadro
Преимущества профессиональных решений NVIDIA Quadro FX
Видеокарты серии NVIDIA Quadro
На протяжении последних 10 лет корпорация NVIDIA выпускает профессиональные решения для визуализации и вычислений — серию графических ускорителей NVIDIA Quadro. Эти графические ускорители предназначены для профессионалов, которым требуются высокая стабильность работы и максимальная производительность оборудования для деятельности в таких областях, как CAD, DCC, визуальные вычисления, исследования, анализ и визуализация сложных моделей. Решения NVIDIA Quadro разработаны с учетом этих требований и позволяют задействовать все возможности программного обеспечения, которому необходима такая графическая подсистема.
Современные приложения для работы с компьютерной графикой очень требовательны к графической подсистеме персонального компьютера. Большинство современных графических ускорителей условно можно разделить на два направления. К первому направлению, которое сейчас очень быстро развивается, относятся игровые графические ускорители. Игровые видеокарты обладают большим объемом графической памяти и мощными графическими процессорами, которые способны рассчитывать сложную геометрию, реалистичные шейдеры различных поверхностей и умопомрачительные эффекты. Второе направление — это профессиональные графические ускорители, ориентированные на применение в областях компьютерной графики, проектирования и визуализации. Нельзя не упомянуть и о новом ответвлении профессиональных графических адаптеров, которое можно назвать третьим направлением. Оно ориентировано на вычисления, где требуются большие вычислительные мощности: научные исследования, геологоразведка, финансы, энергетика и др. Благодаря своей уникальной архитектуре графические ускорители способны выполнять сложные математические расчеты, превосходя центральные процессоры в несколько раз. Но вернемся к профессиональным графическим адаптерам.
Преимущества профессиональных решений NVIDIA Quadro FX
Первое, на что стоит обратить внимание читателей, — основные преимущества и отличия профессиональных графических ускорителей NVIDIA Quadro от игровых графических адаптеров на базе NVIDIA GeForce.
Неискушенному пользователю может показаться, что видеокарта игровой серии GeForce предоставляет очень большие возможности при работе с приложениями 3D-графики и анимации, однако давайте сравним карты GeForce и Quadro FX и посмотрим, в чем заключаются их ключевые технические различия.
В табл. 1 рассматриваются основные технологические различия семейств Quadro и GeForce.
Таблица 1. Технологические различия семейств Quadro и GeForce
|
Графические видеокарты на базе NVIDIA GeForce |
Графические видеокарты на базе NVIDIA Quadro |
Гарантийный срок |
24 месяца |
36 месяцев |
Производство |
Спецификации носят рекомендательный характер и могут быть изменены |
Соблюдаются все технологические нормы |
Программная поддержка |
Только поддержка драйвера |
На уровне приложений |
BIOS |
BIOS от производителя |
BIOS от NVIDIA |
Сертификация независимых разработчиков (ISV) |
Не подлежит сертификации |
Сертифицированы ведущими производителями ПО |
Технология OpenGL |
Нет полноценной поддержки на аппаратном уровне |
Полная аппаратная поддержка |
Обращаем также внимание читателей на то, что производством профессиональных графических адаптеров в мире занимаются лишь несколько компаний, в то время как производством игровых видеокарт — несколько десятков. Соответственно компании NVIDIA проще уследить за полным соблюдением технологических норм и процессов для профессиональных устройств.
Профессиональные графические приложения предъявляют иные требования к видеоподсистеме, нежели компьютерные игры. В игровых приложениях требования к качеству прорисовки сцены не очень велики и наиболее важным параметром является скорость прорисовки текстур и заполнения сцены, а также получение наибольшего количества FPS. При работе же с профессиональными приложениями, например с системами автоматизированного проектирования или моделирования, необходимо обеспечить максимальное качество сложного изображения, выводимого в реальном времени, при приемлемой производительности. Для этого предусмотрен ряд следующих оптимизированных функций и технологий, аппаратно поддерживаемых ускорителями NVIDIA Quadro и используемых в популярных программных пакетах:
- 12-bit Sub-Pixel Precision (12-битная субпиксельная точность);
- Extended programmability (возможность расширенного программирования шейдеров) — поддерживается Shader Model 4.0;
- поддержка краевого сглаживания пикселов и линий. При выводе изображения трехмерной модели в реальном времени требуется максимально точно показать контуры объекта, при этом сглаживать остальное изображение не нужно;
- аппаратная поддержка OpenGL и расширений, драйвер OpenGL сертифицирован независимыми разработчиками приложений. Например, расширения позволяют без снижения производительности выводить сложные курсоры или выделять какой-либо объект на сцене, не внося в нее серьезных изменений;
- аппаратное ускорение вывода окон, курсора и меню поверх трехмерных моделей. Оптимизированная работа подсистемы памяти и драйвера OpenGL позволяет без искажений изображения и снижения производительности выводить окна и элементы меню поверх 3D-сцены с включенным антиалиасингом (Anti-Aliasing);
- аппаратное ускорение плоскостей разреза в системах автоматизированного проектирования и 3D-моделирования. Довольно часто при проектировании необходимо удалить часть изображения, чтобы заглянуть внутрь модели. Ускорители NVIDIA Quadro поддерживают выполнение этих операций без снижения производительности;
- оптимизированная архитектура подсистемы памяти позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся физическую память при работе с любыми приложениями;
- поддержка специальных алгоритмов расчета освещения дает возможность получать более реалистичные изображения моделей в реальном времени;
- аппаратная поддержка двойной буферизации стереоизображений позволяет добиться высочайшего качества изображения при максимальных частотах развертки;
- графический конвейер разрядностью до 384 бит поддерживает сложные математические вычисления высокой точности для достижения несравненного визуального качества. 128-битная точность операций с плавающей точкой на каждый компонент (RGBA) обеспечивает миллиарды оттенков в широчайшем динамическом диапазоне;
- сертификация ведущих производителей программного обеспечения позволяет гарантировать, что лучшие программные пакеты будут полностью совместимы с ускорителем NVIDIA Quadro и смогут полностью раскрыть его потенциал;
- для некоторых приложений, например AutoCAD и 3ds max, существуют бесплатные оптимизированные дополнения, которые расширяют функциональность и значительно повышают производительность;
- круг задач, для работы с которыми оптимизированы графические ускорители NVIDIA Quadro, не ограничивается 3D-приложениями. Для систем нелинейного видеомонтажа существуют OpenGL-фильтры, наложение которых в реальном времени производит видеокарта.
Кроме того, с помощью решений NVIDIA Quadro могут создаваться целые виртуальные студии, а также эффектные заставки, выводимые поверх изображения, например, во время трансляции спортивных мероприятий. Несколько ускорителей NVIDIA Quadro могут быть синхронизированы для вывода изображения на множество мониторов, объединенных в видеостену (Quadro Plex или Quadro FX с G-Sync). Графические карты NVIDIA Quadro FX могут быть объединены с помощью технологии NVIDIA SLI — таким образом можно существенно повысить производительность системы в ряде приложений. Эта технология применяется также в обычных игровых видеоадаптерах и уже хорошо себя зарекомендовала.
Графические адаптеры для домашнего пользования быстро устаревают, и смена поколений таких устройств порой может проходить не один раз в год. Профессиональные графические адаптеры рассчитаны на долгий срок службы, и производитель гарантирует их доступность в течение трех лет с момента выпуска модели.
Совсем недавно компания NVIDIA представила широкой общественности профессиональные графические ускорители последнего, 10-го поколения. Отметим, что за прошедшее десятилетие она выпустила большое количество различных высокопроизводительных графических процессоров, а также, что немаловажно, предложила множество новых инновационных технологий, без которых трудно представить современную работу с компьютером.
Среди множества технологий, используемых в профессиональных графических адаптерах последнего поколения, стоит отметить несколько основных, которые появились относительно недавно и активно внедряются. NVIDIA Quadro — это целая платформа для визуальных вычислений. На данный момент в нее входят следующие возможности и технологии.
NVSG Scene Graph — комплект инструментов разработчиков NVIDIA Scene Graph (NVSG). Это объектно-ориентированная библиотека инструментов для создания приложений, основанных на графах. NVSG 2.1 обеспечивает полный набор классов С++, которые разработчики могут легко комбинировать и расширять для создания быстрых и надежных приложений. Эти классы составляют иерархию объектов, которая может быть использована для представления трех пространственных измерений — размера, местоположения или размещения и визуального представления.
NVIDIA SLI Multi-OS — новая технология, которая впервые обеспечивает поддержку 3D-виртуализации на рабочей станции на базе графических адаптеров NVIDIA Quadro. Благодаря технологии SLI Multi-OS приложения и пользователи способны оптимизировать продуктивность и расходы путем использования многочисленных технологий на одной рабочей станции в виртуализированном пространстве. Данная технология актуальна для разработчиков, которые разрабатывают специализированное программное обеспечение для визуализации и вычислений под несколько ОС одновременно. В ней внедрена поддержка как хостовой, так и гостевой операционных систем, причем это могут быть как Windows-, так и Linux-системы, запускаемые на ОС Windows или Linux.
Сегодня виртуализация является неотъемлемой частью производства, тем более в области разработки программного обеспечения и применяется даже в экономических бизнес-системах и других областях. На данный момент аппаратная поддержка графического процессора на виртуальных машинах осуществляется, когда хост-система и гостевая ОС одного типа — например Microsoft Windows или Linux. При этом для каждой виртуальной машины требуется свой графический процессор. Возможности виртуализации сегодня также ограничены тем, что графический процессор может работать только с хост-системой, даже если в системе присутствуют два графических ускорителя.
Технология Multi-OS снимает эти ограничения и предоставляет разработчику больше возможностей для реализации своих планов. Таким образом, при применении одной рабочей станции с виртуальной машиной и технологиями NVIDIA Quadro можно сэкономить на затратах, связанных с обслуживанием, оборудованием и налаживанием систем охлаждения. При этом работа может вестись практически на любой гостевой операционной системе с применением аппаратного ускорения и не только на одной хост-системе или однотипной гостевой ОС. Также стоит отметить, что в режиме SLI Multy-OS система полностью поддерживает режим 3D-ускорения на всех графических платах, установленных в рабочей станции.
Следующим интересным пунктом является работа с 30-битным цветом, что позволяет визуализировать миллиарды цветов и при этом видеть изображения с максимальной отдачей и реалистичностью. Особенно это поможет фотографам и специалистам по цветокоррекции и композитингу. Ведь передать цвета в том виде, в каком они требуются, очень сложно, и ранее это было доступно только посредством специальных дополнительных устройств и оборудования. Правда, для этого необходимы также профессиональные дисплеи, способные отображать изображение высокого качества.
Технологии Mental ray, Reality server — разработки компании Mental Images. Визуализатор Mental ray уже давно предоставляет возможности по визуализации с помощью графических процессоров и OpenGL, а сейчас они расширены еще больше. Технология Reality server предназначена для удаленной визуализации и больше ориентирована на визуализацию для веб-приложений, то есть, отправив модель на сервер, где применяются Reality server и графический ускоритель NVIDIA Quadro, можно сразу же получить результат визуализации. Для создания шейдеров здесь используется приложение Mental Mill, а сами шейдеры компилируются на языке CgFX или HLSL, а также на C++ (для последующего применения в Mental ray).
Революционная архитектура CUDA . Нельзя обойти вниманием и поддержку интерфейсов CUDA и OpenCL, которые позволяют применять возможности графического процессора для вычислений общего назначения. На данный момент архитектура CUDA и приложения, использующие поддержку этой технологии, активно развиваются, что позволяет выполнять расчеты и визуализацию с помощью графического процессора как дополнительного процессора или основной системы визуализации. Благодаря массивно-параллельной архитектуре графический процессор способен выполнять в несколько десятков раз больше операций в расчетах по сравнению с центральным процессором (в расчетах с одинарной точностью).
С помощью CUDA графические видеокарты NVIDIA могут быть применены в самых разных расчетах и для решения широкого спектра задач. При этом производительность во многих расчетах повышается в несколько десятков раз. Это, конечно, впечатляет, если не одно маленькое ограничение — математика. Сами принципы программирования основываются на применении возможностей CPU. Поэтому никак не обойтись без расчетов центральным процессором. Но NVIIDIA CUDA позволяет создавать алгоритмы, которые используют центральный и графический процессоры, в этом случае графический процессор используется как сопроцессор, хотя тот факт, что сопроцессор выдает мощность больше, чем центральный процессор, впечатляет.
Инновационные технологии NVIDIA CUDA уже получили распространение за рубежом и применяются в таких областях, как медицина, молекулярная динамика, кодирование видео, аэрофизика, финансовые симуляции, вычисления линейной алгебры, квантовая химия, расшифровка генов и многое другое.
Вот некоторые отличительные особенности архитектуры CUDA:
- использование стандартных языков — C, C++, Fortran;
- поддержка интерфейсов OpenCL и DirectCompute;
- работа во всех современных операционных системах, таких как Microsoft Windows, Apple Mac OS и Linux.
Графические процессоры NVIDIA Quadro совместно с технологией NVIDIA CUDA могут применяться для расчета трассировки лучей (Raytracing), физических симуляций и многого другого. Однако стоит отметить, что трассировку лучей все равно не получается рассчитывать так быстро, как хотелось бы, особенно это заметно на приложениях, которые уже созданы с применением NVIDIA CUDA. А вот расчет физики с использованием этой технологии и графических адаптеров NVIDIA Quadro выполняется во много раз быстрее.
Технология SLI Mosaic Mode — основанная на драйвере Quadro система управления отображением на огромных дисплеях, поддерживающих разрешение до 4 k. Благодаря масштабируемости таких систем, то есть возможности объединения в один кластер нескольких Quadro Plex, можно расширять масштабы изображений — от 4 k на одном дисплее или проекционном экране до отображения сразу на нескольких дисплеях с разрешением 4 k изображения в разрешении до 8 k (на восьми дисплеях). Это особенно полезно, когда требуется рассмотреть множество деталей в создаваемой модели. К примеру, это может быть сейсмологическая модель, медицинская визуализация небольших участков с максимальной детализацией или презентация в большом зале, когда требуется обеспечить высокое качество изображения, не потеряв ни единой детали. Главной особенностью этой технологии является то, что ОС воспринимает все дисплеи как один экран с большим (суммарным) разрешением, что позволяет запускать любое приложение «во всю стену» — у программы это проблем не вызовет.
Также стоит отметить, что все видеокарты профессиональной серии поддерживают широко известные стандарты Shader Model 4.0, OpenGL3.0, Microsoft DirectX10 и FSAA.
Безусловно, рассмотрение технологических достоинств профессиональной серии NVIDIA Quadro — это хорошо, но давайте обратим внимание и на сами видеоадаптеры, любезно предоставленные представительством компании PNY Technologies в России.
Видеокарты серии NVIDIA Quadro
PNY Quadro FX380 и PNY Quadro FX580
Модели Quadro FX380 и Quadro FX580 относятся к видеокартам начального уровня. Они имеют приемлемую цену для домашних пользователей, которые профессионально занимаются 3D-графикой.
По своим характеристикам эти видеокарты очень похожи. Обе они были выпущены на рынок в этом году и представляют собой решения на базе последних графических процессоров компании NVIDIA Quadro. Данные видеокарты ориентированы на компьютерных художников и дизайнеров, которые с их помощью смогут создавать качественные трехмерные проекты на профессиональной платформе. Графические карты NVIDIA Quadro FX380 и NVIDIA Quadro FX580 от компании PNY полностью соответствуют стандартам EnergyStar, отличаясь экономным расходом электроэнергии. По сравнению с обычными видеокартами они обеспечивают более высокую производительность и экономичность за счет автоматической настройки параметров дисплея, а также совместимость со всеми основными приложениями.
PNY Quadro FX380
PNY Quadro FX580
Видеокарта PNY Quadro FX380 имеет однослотовое исполнение, то есть занимает один разъем в корпусе компьютера. На задней стенке расположены два разъема DVI-I с поддержкой режима Dual-Link. В качестве системы охлаждения используется алюминиевый радиатор с управляемым 4-контактным 60-миллиметровым вентилятором. Кулер видеокарты охлаждает только сам видеопроцессор, чипы памяти производства компании Hynix системы охлаждения не имеют.
По заявлению производителя графического процессора, видеокарты Quadro FX380 имеют на 50% больший прирост производительности в сравнении с предыдущей видеокартой Quadro FX370.
Видеокарта PNY Quadro FX580 также выполнена в однослотовом исполнении. На задней плашке видеокарты расположены один разъем DVI-I и два разъема DisplayPort. Кабели DisplayPort идут в комплекте с видеокартой. Отметим, что DisplayPort — новый стандарт сигнального интерфейса для цифровых дисплеев. Он предлагает в качестве наиболее современного интерфейса соединения аудио- и видеоаппаратуры, в первую очередь для соединения компьютера с дисплеем или компьютера и систем домашнего кинотеатра. Этот стандарт имеет вдвое большую пропускную способность, чем Dual-Link DVI, низкое напряжение питания и низкие посторонние наводки. Технология, реализованная в DisplayPort, позволяет передавать одновременно как графические, так и аудиосигналы. Основное его отличие от популярного ныне стандарта HDMI — более широкий канал для передачи данных (10,8 вместо 5 Гбит/с), что обеспечивает поддержку более высоких разрешений. При этом максимальная длина кабеля DisplayPort в три раза больше, чем у HDMI, и может достигать 15 м. Вместо HDCP, защиты от копирования, используемой в стандарте HDMI, здесь применяется новая технология DPCP (DisplayPort Content Protection) с 128-битным шифрованием.
Система охлаждения в этой модели построена на базе одного крупного алюминиевого радиатора и управляемого 4-контактного вентилятора. Система охлаждения охлаждает не только сам графический чип, но и микросхемы памяти.
Основное различие между двумя этими очень похожими видеокартами заключаются в том, что графический чип NVIDIA Quadro FX 580 имеет на 30% большую производительность, чем видеокарты на базе Quadro FX 380, а также поддерживает работу с 30-битным цветом. Обе видеокарты поддерживают архитектуру CUDA для вычислений на GPU и 128-битный интерфейс памяти. Младшая модель, PNY Quadro FX380, имеет в два раза меньший объем памяти стандарта GDDR3 — 256 Мбайт и меньшее количество ядер CUDA — 16.
Краткие технические характеристики видеокарт приведены в табл. 2.
Таблица 2. Технические характеристики видеокарт
Видеокарты Характеристики |
PNY Quadro FX380 |
PNY Quadro FX580 |
PNY Quadro FX1800 |
PNY Quadro FX3800 |
Количество ядер в процессоре CUDA |
16 |
32 |
64 |
192 |
Объем памяти |
256 Мбайт GDDR3 |
512 Мбайт GDDR3 |
768 Мбайт GDDR3 |
1 Гбайт GDDR3 |
Интерфейс памяти |
128-битный |
128-битный |
192-битный |
256-битный |
Полоса пропускания |
22,4 Гбит/с |
25,6 Гбит/с |
38,4 Гбит/с |
51,2 Гбит/с |
Максимальное потребление энергии |
34 Вт |
40 Вт |
59 Вт |
107 Вт |
Количество занимаемых разъемов |
1 |
1 |
1 |
1 |
Каналы вывода |
DVI-I + DVI-I |
DVI-I + DP + DP |
DVI-I + DP + DP |
DVI-I + DP + DP + ST (опционально) |
Двухканальные DVI |
2 |
1 |
1 |
1 |
Рекомендованная розничная цена младшей модели, PNY Quadro FX380, составляет в среднем 183 долл., а старшей PNY Quadro FX580 — 287 долл. Стоит еще раз отметить, что именно эти модели ориентированы на использование в домашних компьютерах начинающих художников.
PNY Quadro FX1800
Графическая карта NVIDIA Quadro FX1800 от компании PNY предназначена для работы с более мощными программными приложениями. Она относится к средней ценовой категории профессиональных видеокарт и пришла на смену успешной модели Quadro FX1700. Компания NVIDIA позиционирует ее как оптимальное решение для работы с программами SolidWorks и AutoCAD. Эта карта представляет собой решение нового поколения из самой востребованной серии среднего уровня и создана для ведущих производителей и проектирующих компаний. Данная модель отличается хорошим соотношением цены и производительности. Графическая карта NVIDIA Quadro FX1800 имеет архитектуру параллельных вычислений NVIDIA CUDA, поддерживает 30-битную глубину цвета и автоматическую настройку параметров дисплея, что дает возможность эффективно работать с рекомендуемыми приложениями. Графический процессор, установленный в этой видеокарте, имеет 64 ядра. По сравнению с бюджетной серией видеокарт эта модель имеет более широкую шину памяти — 192 бита и больший объем видеопамяти — 768 Мбайт.
PNY Quadro FX1800
Видеокарта PNY Quadro FX1800 имеет более мощную систему охлаждения, которая покрывает всю ее лицевую часть. Алюминиевый радиатор и управляемый вентилятор охлаждают как графический процессор, так и микросхемы памяти. На внешней панели эта видеокарта также имеет один двухканальный разъем DVI-I и два разъема DisplaPort. Она почти в два раза длинее, чем видеокарта PNY Quadro FX380.
По заявлению компании NVIDIA, видеокарты на базе графических процессоров Quadro FX1800 имеют 25-процентный прирост производительности по сравнению с видеокартами на базе графических процессоров Quadro FX580. Ориентировочная стоимость данной модели составляет 763 долл.
Технические характеристики этой модели приведены в табл. 2.
PNY Quadro FX3800
Совсем недавно видеокарты NVIDIA Quadro FX3800 от компании PNY были включены в список Fortune 1000. Эта модель ориентирована на профессионалов и относится к высокопроизводительным видеокартам. Она сильно отличается от трех других участников нашего обзора. Данная видеокарта поддерживает технологию SLI, что обеспечивает возможность установки сразу нескольких видеокарт на одном ПК и объединения их производительности. Профессионалы в области дизайна и видео смогут использовать все преимущества технологии NVIDIA SLI Multi OS, которая позволяет запускать несколько Windows- или Linux-приложений на одной платформе и обходиться без двойных систем. Также это одна из немногих профессиональных видеокарт, которая поддерживает технологию SDI. Отметим, что предыдущая видеокарта Quadro FX3700 не поддерживала данную технологию. Линейка видеокарт SDI — это серия интегрированных графических решений для захвата, обработки, смешивания, фильтрации и финальной выдачи всех SDI-форматов видео для профессионалов в сфере телевещания, видео и кинопроизводства. Стоит также отметить, что эта видеокарта поддерживает режим 3D Stereo, в отличии от более дешевых профессиональных графических адаптеров.
PNY Quadro FX3800
Система охлаждения, применяемая в этой модели, основана на большом алюминиевом радиаторе с 4-контактным управляемым вентилятором. Кулер охлаждает как графический процессор, так и чипы памяти. Поскольку эта модель имеет достаточно мощный графический процессор, ей необходимо дополнительное питание, разъем для которого выведен на боковой стороне корпуса видеокарты. Переходник для питания включен в комплект поставки. На лицевую панель выведены разъем DVI-I и два разъема DisplayPort. Разъемы SDI и SLI расположены на верхней части видеокарты. Для подключения устройств SDI в дополнение к видеокарте нужны платы SDI-input и SDI-output, которые подключаются через специальный разъем.
Данная модель обладает 192 графическими ядрами и внушительным объемом видеопамяти в 1 Гбайт. Также нельзя не отметить увлеченную шину обмена памяти в 256 бит, поддержку вычислений с повышенной точностью (FP64) и совместимость со стандартом IEEE-754.
Краткие технические характеристики видеокарты приведены в табл. 2.
Ориентировочная цена видеокарты PNY Quadro FX3800 составляет 1409 долл.
Заключение
В качестве заключения стоит отметить, что практически во всех моделях (начиная с Quadro FX580) используется новый стандарт DisplayPort, который может передавать еще более детальные и точные изображения. При этом поддержка 30-битного цвета очень важна для профессионалов, занимающихся графикой. Исключением здесь является самая младшая модель — NVIDIA Quadro FX380, которая не имеет поддержки 30-битного цвета и возможности выводить изображение на дисплей через стандарт DisplayPort.
Новое поколение профессиональных графических видеоадаптеров на базе NVIDIA Quadro дает пользователям все возможности по управлению и отображению создаваемых ими проектов и в работе, требующей больших вычислительных мощностей. Это качественный производительный инструмент для настоящих профессионалов.
Редакция благодарит представительство компании PNY Technologies в России за предоставленные для обзора видеокарты PNY NVIDIA Quadro FX380, PNY NVIDIA Quadro FX580, PNY NVIDIA Quadro FX1800 и PNY NVIDIA Quadro FX3800.