9 - 2009

Новое поколение решений TRIBON

Интервью c заместителем генерального директора ООО «АВЕВА» Евгением Федотовым

— Название компании AVEVA стало известно судостроителям всего несколько лет назад. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что привело вас в этот бизнес.

— На самом деле компания AVEVA уже достаточно давно представлена на рынке судостроения. Наши решения на протяжении многих лет используются проектными институтами этой области при проектировании средств освоения шельфа. Более того, некоторые судостроительные верфи применяли и применяют продукты AVEVA для проектирования насыщения корабля, поэтому мы не чувствуем себя новичками в этом бизнесе.

За деятельностью компании TRIBON, которая сегодня является частью компании AVEVA и формирует направление Marine, мы наблюдали давно. Идеология их решений и подход к построению бизнеса с клиентами во многом был схож с нашим. Кроме того, мы часто пересекались с решениями TRIBON в работе. Как я уже упомянул, многие судостроительные компании используют M3 для моделирования корпусной части корабля, а проектирование всех внутренних систем выполняют с помощью PDMS и других продуктов линейки AVEVA Plant. Всё это подтолкнуло нас к объединению компаний — как следствие, мы стали более активны и значимы в судостроительном бизнесе.

— Когда и как произошло объединение компаний?

— Объединение компаний AVEVA и TRIBON в единую организацию произошло 5 лет назад, в 2004 году. Мы шли к этому несколько лет, поэтому данный шаг был взвешенным и в какой-то мере необходимым для развития как линейки решений компании AVEVA, так и продуктов TRIBON. Основной идеей объединения стало желание взять все лучшее в части технологии моделирования обвода корпуса корабля от компании TRIBON и совместить это с функционалом для проектирования сложных систем трубопроводов и оборудования компании AVEVA, а затем реализовать на единой технологической платформе для получения еще более производительной системы с широкими возможностями. Во многом данное решение поддерживалось нашим глобальным пользователем — компанией Hyundai, которая в своей производственной деятельности применяла решения TRIBON и AVEVA.

Объединив оба подхода под одним именем и на единой технологической платформе, мы позволили нашим пользователям выйти на новый технологический уровень.

— Объединение компаний — это сложный и трудоемкий процесс. Как вы его преодолели?

— Вы правы, объедение компаний — это всегда непросто. В нашем случае процесс состоял из двух глобальных этапов: организационного и технологического. С одной стороны, людей из абсолютно разных компаний необходимо было объединить в цельную структуру так, чтобы всем специалистам стали близки единая корпоративная культура и общие ценности. С другой стороны — техническая часть, то есть объединение линеек программных решений TRIBON и AVEVA на единой платформе.

Что касается организационного этапа, то, безусловно, пришлось во многом оптимизировать структуру компании, поскольку с присоединением TRIBON резко возросло количество сотрудников, добавились новые офисы по всему миру. Так, к Российскому представительству AVEVA присоединился офис в Санкт-Петербурге. Местонахождение офисов во многом стало обусловливать направление деятельности самого представительства. Так, наш офис в Санкт-Петербурге работает больше по направлению Marine, а московский отвечает за работу с компаниями нефтегазовой, химической и энергетической отраслей. По такому же принципу работает Китай и ряд других стран. Сейчас, когда организационный этап уже практически завершен, можно сказать, что нам удалось сохранить все основные трудовые ресурсы, так как в этом сила и залог процветания каждой компании. В обоих офисах сейчас проводятся обучающие курсы по работе с нашими решениями и консультирование по различным вопросам. Таким образом нам удается поддерживать надежный и прочный контакт со всеми нашими клиентами. Уверенность в том, что у вас есть надежная поддержка, крайне важна — ведь внедрение и применение того или иного решения — процесс весьма длительный.

Что касается технической части, то этот вопрос был проработан задолго до самого объединения компаний, и уже несколько лет существует полноценная линейка решений AVEVA Marine, в которой реализовано все самое лучшее из решений TRIBON и добавлены широкие возможности для проектирования насыщения корабля от решений AVEVA.

— Что сейчас происходит с продуктом TRIBON M3?

— Иногда нашими конкурентами распространяется слух о том, что TRIBON больше не существует и продукт TRIBON М3 умер, но это лишь слухи и не более того! TRIBON — это наш продукт, наш бизнес. Он до сих пор используется многими нашими клиентами, поэтому отказываться от уже развитого бизнеса, который необходимо просто грамотно поддерживать, было бы глупо. Однако нам интересно развивать наши решения, добавляя в них все новые возможности. AVEVA Marine — это новое поколение решений TRIBON. Мы изменили название, но не поменяли суть самого продукта.

Если говорить проще, то сегодня существует две версии одного решения, но с различными названиями и разным набором возможностей, поэтому перед нашими клиентами не стоит задача в ультимативном порядке заменить один продукт на другой. Мы показываем клиентам возможности AVEVA Marine и даем рекомендации по переходу на новую версию. Нами разработана программа перехода с М3 на AVEVA Marine, мы также помогаем с миграцией данных, обеспечиваем полную техническую поддержку и консультирование на этом этапе. И это соответствует нашему принципу «Непрерывное Развитие».

— Кто из ваших клиентов уже успел оценить преимущества AVEVA Marine?

— Новые клиенты сразу приступают к использованию решения AVEVA Marine, так как оно отличается от М3 более широким функционалом для проектирования. Многие старые пользователи также задумываются о переходе на новое решение, но это дело каждой организации. Со своей стороны мы можем только рекомендовать своим клиентам постепенно переходить на современные рельсы, то есть на AVEVA Marine. Для этого существует множество весомых причин: система построена на новой современной технологической платформе, она более функциональна и постоянно совершенствуется — добавляются новые возможности. Все больше компаний переходит на использование AVEVA Marine, что упрощает процесс передачи данных между компаниями при распределенном проектировании и постройке. С экономической точки зрения вкладывать какие-либо средства в проверенное, но несовременное решение просто не выгодно.

Надо отметить, что TRIBON M3 и AVEVA Marine являются совместимыми между собой продуктами. Более того, в нашей практике был случай, когда проект выполнялся ОАО ЦМКБ «Алмаз» в системе TRIBON, а строительством занимался ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод», работающий в системе AVEVA Marine.

— Что бы вы назвали вашими конкурентными преимуществами?

— Мы ежегодно делаем крупные капитальные вложения в разработку наших решений, так как наши технологии должны не просто отвечать требованиям современного бизнеса, но идти на шаг впереди них, предоставляя пользователям возможности для роста и развития. Для этого мы постоянно находимся на связи с нашими клиентами, так как наша компания заинтересована создавать продукт, отвечающий требованиям и ожиданиям заказчиков.

Малое гидрографическое судно: длина — около 57 м; ширина — около 12 м; высота борта — около 6 м; осадка — 3,7 м; мощность гребного электродвигателя — 2x1500 кВт (фото предоставлено ОАО «КБ «Вымпел», проект выполнен в системе Tribon)

 

Малое гидрографическое судно: длина — около 57 м; ширина — около 12 м; высота борта — около 6 м; осадка — 3,7 м; мощность гребного электродвигателя — 2x1500 кВт (фото предоставлено ОАО «КБ «Вымпел», проект выполнен в системе Tribon)

Малое гидрографическое судно: длина — около 57 м; ширина — около 12 м; высота борта — около 6 м; осадка — 3,7 м; мощность гребного электродвигателя — 2x1500 кВт (фото предоставлено ОАО «КБ «Вымпел», проект выполнен в системе Tribon)

Объединение двух систем дало нам серьезное преимущество, так как теперь мы можем предложить своим клиентам решение, равнозначно сильное как в части проектирования корпуса корабля, так и его насыщения.

Современные тенденции судостроения предполагают наличие нескольких проектных офисов, расположенных в разных уголках планеты. Каждый из них выполняет определенную часть или этап проекта. Решения AVEVA Marine позволяют территориально распределенным офисам согласовывать все данные и информацию об изменениях.

Во многом мы сейчас делаем ставки на решение AVEVA NET. Это современная система для консолидации и управления инженерными данными, которая ориентирована на крупные промышленные объекты (верфи, НХК, ТЭЦ, ГЭС, КНП и др.). AVEVA NET — решение нового поколения, с его помощью легко увязать людей, процессы, документы, базы данных и другие активы, которые задействованы в процессе выполнения проекта, в единую структурированную систему.

— Какие перспективы вы видите для себя в России?

— Если говорить в целом о компании AVEVA, о ее положении и перспективах в России и странах СНГ, то можно сказать, что здесь мы чувствуем себя очень спокойно. У нас сильные позиции в нефтегазовой и химической отраслях. У нас много клиентов среди компаний в энергетике. Что касается судостроения, то в России мы пока не являемся безусловными лидерами в этой области, как, например, в Китае или Корее, где с нашими решениями работают практически все крупные верфи. Но, когда вы достигли пика, развиваться дальше уже очень сложно, а на российском рынке перед нами открываются очень широкие перспективы в этой области. Среди наших клиентов уже есть такие крупные и известные компании, как ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО КБ «Айсберг», ОАО Морской завод «Алмаз», ООО Aker Yard Design, ЦКБ «Балтсудопроект», ОАО «Судостроительный завод «Вымпел», ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», ОАО ЦКБ «Коралл», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» и др.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу — помочь российскому судостроению как минимум достичь уровня наших зарубежных коллег. И, говоря «уровень», я в первую очередь имею в виду не количественный показатель, а качественный — степень внедренности технологий в работу компании, грамотность и четкость в их применении. Знаете, когда человек хорошо говорит на иностранном языке, считается, что он им свободно владеет. Мне хочется, чтобы наши клиенты свободно владели навыками работы с решениями AVEVA, стремились повысить свою техническую грамотность. Тогда и результаты не заставят себя ждать!

— Какие проблемы в судостроительной отрасли, с точки зрения поставщика решений САПР, вы бы выделили?

— Одна из проблем в том, что с каждым годом все больше ИТ-компаний приходит на судостроительный рынок из других отраслей промышленности. Привлекает достаточно высокий уровень финансирования отрасли и возможности для реализации своих бизнес-планов. К сожалению, большая часть таких компаний далека от специфики судостроения, поскольку предлагаемые ими решения изначально были созданы для других отраслей, а следовательно, для решения задач другого уровня и направленности. Применение простых неспециализированных, узкосегментных продуктов сразу ограничивает компанию и создает в будующем массу проблем в рабочем процессе.

Выбирая поставщика решений САПР, компания выбирает себе партнера по бизнесу на долгие годы, и к этому выбору необходимо относиться серьезно. Во многом именно от этих партнерских отношений, от надежности компании-разработчика и современности продукта будет зависеть финансовый результат самой компании. Нас же отличает то, что решения AVEVA создавались судостроителями для судостроителей. И это наше принципиальное отличие от других продуктов, которые появляются на рынке.

Кроме того, в судостроении, как и во многих других отраслях, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, поэтому необходимо добиваться максимальной эффективности производства, используя существующие ресурсы. Многие наши клиенты достигают этого вместе с нами благодаря внедрению современных систем проектирования и управления проектной информацией.

САПР и графика 9`2009