9 - 2009

Траектория успеха. Мастер-класс в КОМПАС-3D в исполнении АСа моделирования

Конкурсы АСов КОМПьютерного 3D-моделирования и «Будущие АСы» КОМПьютерного 3D-моделирования, которые ежегодно (начиная с 2003 года) проводит компания АСКОН, давно уже стали заметными событиями в сфере САПР.

За семь лет проведения конкурса звание АСа 3D-моделирования получили более 400 инженеров и более 700 студентов, а общее число классных, мастерских проектов превысило 900.

По этим цифрам видно, что энтузиазм будущих конструкторов и проектировщиков, их стремление заявить о себе значительно опережают инициативу уже сложившихся профессионалов.

Студенческие проекты всегда отличаются оригинальностью замысла, тщательной проработкой деталей и эффектным представлением. Смелости идей и трудолюбию авторов поражаются матерые конструкторы.

Одним из самых ярких проектов конкурса «Будущие АСы» КОМПьютерного 3D-моделирования, не оставившим равнодушными ни экспертов АСКОН, ни соперников по конкурсу, стала работа Дмитрия Шейкина, студента Омского государственного технического университета. В 2008 году его индивидуальный проект «Первая ступень межконтинентальной баллистической ракеты» (28 222 деталей) был признан победителем в категории «Свыше 1000 деталей в сборке». А в этом году серебряной медали в категории «Свыше 1000 деталей в сборке» был удостоен проект «Межконтинентальная баллистическая ракета» (43 959 деталей!), над которым Дмитрий работал совместно с товарищами по университету, студентами 2-го курса Николаем Пушкаревым (специальность «Пожарная безопасность») и Денисом Белоножкиным (специальность «Авиа- и ракетостроение»).

Ракета поразила экспертов конкурса сложностью и масштабом. А гости церемонии награждения победителей конкурса стали зрителями полнометражного анимационного ролика, показывавшего запуск ракеты, ее движение и поражение цели.

О своем пути к победе, технологиях проектирования и взглядах на развитие САПР рассказывает мастер-класс от теперь уже выпускника Дмитрия Шейкина и его научного руководителя — Анны Генриховны Янишевской, доцента кафедры «Системы автоматизированного проектирования машин и технологических процессов» Омского государственного технического университета.

Слово авторам.

Дмитрий Шейкин (о проекте): «Создавать ракеты и самолеты — это моя давняя мечта. Еще в 7-м классе я решил, что буду поступать именно в Омский государственный технический университет и именно на специальность “Ракетостроение ”. С тех пор ни разу не пожалел, что учусь именно здесь.

Дмитрий Шейкин

Дмитрий Шейкин, Родился 18 июня 1985 года в г.Аша Челябинской области. Учился в полтавской средней школе № 1. Любимыми предметами были география, математика, физика и астрономия. В 6-м классе увлекся авиамоделизмом. В 2009 году окончил Омский государственный технический университет по специальности «Авиа- и ракетостроение»

 

Тема моего дипломного проекта — “Разработка системы газификации и выброса остатков топлива первой ступени ракетоносителя «Космос 3М»”. Это актуальная сегодня тема, так как в отработавших ступенях остается много ядовитого топлива, вследствие чего район падения оказывается зараженным.

Долго выбирать объект моделирования мне не пришлось, поскольку больше всего я знал о ракетах. Да и многое было рассчитано в курсовых проектах предыдущего года. Поначалу работа казалась не слишком сложной, но потом стали появляться проблемы с компоновкой узлов, прокладкой трубопроводов. Также приходилось облегчать массу каждой детали по максимуму, в ответственных узлах рассчитывать детали на прочность. При создании проекта я активно пользовался конструкторской библиотекой и библиотекой материалов КОМПАС-3D.

Могу сказать, что без моего руководителя, Анны Генриховны Янишевской, я не смог бы достичь таких результатов. Именно она давала толчок дальнейшим моим действиям, разрешала возникающие у меня трудные вопросы».

1 Операцией вращения создаем основу насоса 2 Операцией по сечениям создаем основу входа
1 Операцией вращения создаем основу насоса 2 Операцией по сечениям создаем основу входа
3 Операцией вращения создаем основу фланца 4 Вырезаем отверстие под болт и делаем концентрический массив
3 Операцией вращения создаем основу фланца 4 Вырезаем отверстие под болт и делаем концентрический массив
5 Операцией вращения формируем основу выхода 6 Кинематической операцией формируем улитку насоса
5 Операцией вращения формируем основу выхода 6 Кинематической операцией формируем улитку насоса
7 Вырезаем вращением полость выхода 8 Вырезаем по сечениям полость во входе
7 Вырезаем вращением полость выхода 8 Вырезаем по сечениям полость во входе
9 Вырезаем вращением внутреннюю полость в насосе 10 Вырезаем отверстия под шпильки и болты и создаем их массивы
9 Вырезаем вращением внутреннюю полость в насосе 10 Вырезаем отверстия под шпильки и болты и создаем их массивы
11 Операцией вращения создаем основу фланца входа 12 Вырезаем выдавливанием лишнюю часть фланцев
11 Операцией вращения создаем основу фланца входа 12 Вырезаем выдавливанием лишнюю часть фланцев
13 Создаем ребра жесткости и скругляем их 14 Вырезаем выдавливанием лишнее с фланца входа
13 Создаем ребра жесткости и скругляем их 14 Вырезаем выдавливанием лишнее с фланца входа
15 После небольших мелких доработок получается такой корпус насоса  
15 После небольших мелких доработок получается такой корпус насоса  

А.Г. Янишевская: «Намерение Дмитрия принять участие в конкурсе “Будущие АСы” КОМПьютерного 3D-моделирования я восприняла с радостью. Ведь с Дмитрием мы общаемся уже более трех лет, и я стараюсь поддерживать его во всех начинаниях.

Анна Генриховна Янишевская — доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования машин и технологических процессов» Омского государственного технического университета, кандидат технических наук

Анна Генриховна Янишевская — доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования машин и технологических процессов» Омского государственного технического университета, кандидат технических наук

Над проектом он работал в основном самостоятельно. Это его душа, энергия и профессионализм. В том, что работа Дмитрия будет сильной, я не сомневалась.

Я занимаюсь проблематикой САПР с 1995 года, а с системой КОМПАС знакома с 2000-го. Уже в 2002 году в ОмГТУ мы проводили региональную олимпиаду по САПР КОМПАС. Это были одни из первых шагов в возрождении олимпиад в вузе по информационным технологиям.

На мой взгляд, для популяризации 3D-моделирования очень удачно, что в состав пакета “ Первая ПОмощь” , поставка которого была осуществлена во все школы России, вошла учебная версия КОМПАС-3D LT. Эта программа наверняка сможет заинтересовать многих ребят еще в школе, и, как мне кажется, усилит мотивацию для изучения чего-то нового. А может быть, они почувствуют гордость за нашу страну, за то, что и в России ученые и программисты могут создавать компьютерные программы на уровне мировых и в то же время простые и доступные».

Дмитрий Шейкин (о КОМПАС-3D, конкурсе и мечтах): «Первые навыки черчения я приобрел, естественно, еще в школе. Так уж случилось, что вела этот предмет моя мама. Чертежи были простые и затруднений не вызывали. Первая работа — написание шрифта и оформление чертежа. Оценку уже не помню, но практически всегда это была «пятерка».

Межконтинентальная баллистическая ракета

Межконтинентальная баллистическая ракета

Кстати, несколько раз приходилось чертить на кульмане. Было очень неудобно: уставала спина, карандаши часто падали и ломались — в общем приятного мало. Когда перешел на электронное черчение, был просто в восторге. Время на создание чертежа заметно сократилось.

Непосредственно с САПР я познакомился на 3-м курсе — это была учебная версия КОМПАС-3D LT. В КОМПАС полезно и удобно практически всё. Благодаря интуитивному интерфейсу освоить его может каждый, причем за короткое время. Сейчас я работаю в КОМПАС 3D V10. Наибольшие трудности вызывало создание трехмерных моделей и спецификаций, но со временем они разрешились.

По мере того как совершенствовались мои навыки работы в КОМПАС, появилось желание проверить свое мастерство в соревновании с другими пользователями системы. Сначала победил в университетской олимпиаде. Потом участвовал и победил во Всероссийской олимпиаде по инженерной графике и графическим информационным технологиям, проходившей в Новосибирске. Затем появилась следующая цель: победить в конкурсе “Будущие АСы” КОМПьютерного 3D-моделирования, хотя для этого требовалось много усилий и времени. Это было достаточно трудно, но в то же время очень интересно.

Первая ступень межконтинентальной баллистической ракеты

Первая ступень межконтинентальной баллистической ракеты

Прежде всего победа принесла моральное самоудовлетворение — поставленная цель была достигнута. В университете обрел еще большее уважение, да и на работу с такими заслугами будет гораздо легче устроиться. К тому же призы АСКОН давал отличные.

Теперь хотелось бы осуществить личную мечту — стать состоятельным и независимым, а в профессиональном плане — хорошим конструктором, создавать что-то новое. Конечно, хочется работать в конструкторском бюро аэрокосмического направления, главное, чтобы заработная плата была достойная».

А.Г. Янишевская: «Несмотря на то, что компьютеризация охватывает все большее количество различных областей народного образования, студенты приходят на первый курс вуза с абсолютно разным уровнем компьютерной подготовки. Хотя многие из них уже знакомы с системами автоматизированного проектирования, но в основном знают только наиболее простые приемы работы в них.

Всё зависит от того, в каких школах они учились. Специализированные школы и лицеи имеют в основном гуманитарное или математическое направление. Но все-таки большую часть знаний получают те школьники, где знакомство с компьютерной графикой в рамках школьной программы происходит с преподавателем — фанатом своего дела, профессионалом, для которого работа — это еще и хобби. Только при таком сочетании школьники, которые планируют поступать в технические вузы или связать свою жизнь с использованием информационных технологий, будут хорошими специалистами и высочайшими профессионалами.

Считаю, что главное в работе — это заинтересовать любого человека той или иной системой: рассказать и показать ее преимущества и круг решаемых ею задач. Научить студента совершенствовать свои знания в данной системе, не бояться самостоятельно изучать новые версии или другие системы не только этого класса, но и любые системы автоматизированного проектирования, появляющиеся на современном рынке CAD/AEC/PLM.

Ведь в настоящее время универсальной системы не существует. Очень уж широк круг отраслевых задач и сфер человеческой деятельности. Поэтому тенденция развития современных САПР в виде разработки дополнительных модулей, решающих специализированные задачи, в какой-то мере решает проблему создания универсальной системы».

Дмитрий Шейкин и Анна Генриховна Янишевская: «“Делать” АСов САПР — это интересно и очень непросто, но любая индивидуальная работа того стоит. Уважаемые профессионалы, фанаты своего дела, организуйте конкурсы САПР, придумывайте новые конкурсы и задания, участвуйте и побеждайте! Желаем вам здоровья, энергии, оптимизма, радости и успехов во всех ваших делах. Будьте успешны и помните: будущее всегда должно быть!»

 

По материалам компании АСКОН

САПР и графика 9`2009