Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО НТЦ «АПМ»

ИНН 5018019971 ОГРН 1035003357366

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2009

Надо переводить работу на новые рельсы

Дмитрий Красковский

Арматуростроительная инжини­ринговая компания «Научно­производственная фирма “Центральное конструкторское бюро арматуростроения”» (ЦКБА) была создана в 1945 году на базе проектно­конструкторской конторы, учрежденной в 1932 году Приказом по Российскому арматурному тресту.

В настоящее время ЦКБА сохраняет ведущую роль в отрасли арматуростроения, реализуя полный цикл работ — от научных исследований, стандартизации, проектирования и разработки до комплексной поставки трубопроводной арматуры для промышленных объектов любой сложности.

Среди партнеров ЦКБА такие компании, как концерн «Энерго­атом», ЗАО «Атомстройэкспорт», проектные институты ОАО «АЭП», ОАО «СПбАЭП», ОАО «НИАЭП», ОАО «Газпром», АК «Транснефть», ОАО «Волгограднефтемаш», ФГУП ПО «Севмаш», ООО «НК «Роснефть», ОАО «Транссибнефть», Министерство обороны РФ и др.

Редакция журнала «САПР и графика» обратилась с вопросами к Вячеславу Горелову, заместителю директора по проектированию ЗАО «НПФ “Центральное конструкторское бюро арматуростроения”», который любезно согласился на них ответить.

«САПР и графика»: Как и с чего начиналась автоматизация, что при этом использовали?

Вячеслав Горелов, заместитель директора по проектированию ЗАО «НПФ “Центральное конструкторское бюро арматуростроения”»

Вячеслав Горелов, заместитель директора по проектированию ЗАО «НПФ “Центральное конструкторское бюро арматуростроения”»

Вячеслав Горелов: До «больших перемен» в деле проектирования, связанных с переходом на 3D­проектирование, мы применяли 2D­проектирование с использованием всем известной в России программы КОМПАС­График. К слову сказать, по­моему мнению, это лучшая программа для машиностроительной отрасли в России на данный момент, но… всего лишь «электронный кульман». Это если говорить о 2D­проектировании.

А начиналось всё с осознания частью сотрудников, молодых и перспективных, а также высшим руководством того, что надо перестраивать работу на новые рельсы, чтобы не только по­прежнему уверенно чувствовать себя на рынке, но и активно развиваться в этом мире, полном жесткой конкуренции, — иначе перспектив немного.

СГ: Раньше вы использовали 2D­проектирование. Как вы отреагировали на появление 3D­моделирования?

В.Г.: Лично я — положительно! Но, думаю, вас больше интересует реакция моих коллег и сотрудников на такое новшество и перевооружение. Конечно, она была разнообразной — от негативной, скорее от непонимания, на мой взгляд, до восторженно положительной. Большинство, как мне кажется, восприняло ее с осторожным недоверием и вопросом «зачем всё это надо?». Собственно, как и ожидалось,  Америки тут никто не открывал. К такой реакции лично я был готов с самого начала. Через это надо было пройти.

СГ: Как пришли к продуктам компании PTC? Из чего выбирали и как?

В.Г.: Мы рассматривали практически все имеющиеся на рынке общемашиностроительные системы среднего уровня: КОМПАС­3D, SolidWorks, Solid Edge, Unigraphics, Pro/ENGINEER.

Кроме того, мы проводим комплексное внедрение не только САПР, но и PDM­системы. Поэтому при выборе пытались заранее учесть привязку одного к другому — как они будут работать совместно.

Если говорить о задачах, которые мы решаем, с точки зрения САПР, то это в основном небольшие сборки, большинство из которых имеют меньше сотни деталей. В плане сложности геометрии в сборках мало сложных деталей. Как правило, это штампованные или литые корпусные детали, которых в сборках единицы. Единственное, что может несколько усложнять задачу для САПР, — это соотношение между размерами, поскольку арматура может иметь габариты и размеры основных деталей, измеряемые в метрах, и в то же время множество мелких деталей. В целом же характер решаемых задач доступен с точки зрения функционала практически для всех популярных на рынке САПР, перечисленных мною ранее. При этом необходимо учесть, что арматура часто разрабатывается целыми рядами типоразмеров, требуется работать с большим количеством исполнений, придерживаться некой унификации, идет использование многих заимствованных деталей. При этом желательно организовать параллельную работу нескольких специалистов над всем рядом типоразмеров в рамках проекта.

Что касается изготовления, то мы работаем с целым рядом предприятий по всей России и не всегда заранее знаем, где именно разместим заказ на изготовление того или иного изделия. Поэтому на выходе мы должны иметь комплект документации, которую однозначно поймет любой из наших изготовителей. Также необходимо учитывать, что наши изделия часто являются очень ответственными в силу своего назначения, поэтому неоднозначности в оформлении конструкторской документации быть не должно.

Очень скоро стало ясно, что нам требуется серьезный партнер, который будет оказывать нам поддержку в этом нелегком деле. Мы поняли, что «настраивать» и дорабатывать решение под себя с большим объемом работ нам слишком сложно. Во многом в связи с этим было принято решение рассматривать программы CAD+PDM только от одного разработчика и одного внедренца.

Выбирали мы опытным путем: примерно в течение полугода два­три человека проводили тестовую эксплуатацию и сравнивали продукты. Поставщики Solid Edge даже предоставили нам постоянного консультанта, который проводил с нами экспресс­обучение, приезжая к нам в организацию. Unigraphics и КОМПАС­3D мы смотрели самостоятельно; с SolidWorks, так получилось, знакомы были достаточно давно — со студенческой скамьи и неплохо знали его возможности, однако были удивлены отказом в получении последней версии продукта для тестовой эксплуатации и консультационной поддержке на этапе выбора со стороны поставщиков. На все наши конкретные вопросы, связанные с использованием программы, мы получали только заверения в стиле «вы купите, и всё будет хорошо». В отличие от них, представители компании «Ирисофт» оказали нам максимальное содействие и помощь в изучении возможностей программы Pro/ENGINEER и других продуктов от компании РТС, составляющих с ней единое решение, — Windchill, ProMechanica, Arbortext, MathCAD, что сыграло немаловажную роль при окончательном выборе.

СГ: Какие крупные проекты с применением Pro/ENGINEER ведутся сейчас вашей компанией?

В.Г.: На данный момент все новые проекты выполняются с использованием нового программного обеспечения. Можно выделить следующие крупные направления — это разработка арматуры для:

  • строящихся атомных станций;
  • морской ледостойкой платформы «Приразломная»;
  • опасных производственных объектов, использующих хлор.

СГ: Почему вы выбрали в качестве партнера именно «Ирисофт»?

В.Г.: Наверное, потому, что специалисты этой компании смогли вживую продемонстрировать нам, что в Pro/ENGINEER можно реально решать поставленные задачи, грамотно и полноценно оформлять конструкторскую документацию без неразрешимых проблем. В ходе предварительных контактов мы увидели серьезное отношение к клиентам, возможности и потенциал компании «Ирисофт» и ее заинтересованность не просто продать продукт и «умыть руки», а пройти вместе с нами весь трудный путь перехода на абсолютно новую САПР с другим подходом к проектированию.

СГ: Сколько сейчас у вас лицензий, какие модули?

В.Г.: Количество приобретенных лицензий достаточно для обеспечения нормальной работы фирмы. На данный момент все сотрудники конструкторских подразделений работают в Pro/ENGINEER, имея доступ к нему со своего рабочего места.

Я регулярно провожу мониторинг количества свободных лицензий исходя из того, что оно должно быть оптимальным, то есть чтобы не возникало ситуации, когда кто­то не может начать работу из­за нехватки лицензии. Но и платить деньги за избыточное количество лицензий тоже нет смысла — зачем покупать машину, если она будет постоянно стоять в гараже?

У нас имеются следующие пакеты:

  • Pro/ENGINEER Foundation Advantage Package;
  • Pro/ENGINEER Basic Drafting Package;
  • Pro/ENGINEER Advanced XE with AAX;
  • Pro/ENGINEER Advanced XE with ISDX II.

Это стандартный базовый пакет для моделирования и оформления чертежей, облегченные версии того же самого, с дополнительными модулями для поверхностного моделирования и работы с большими сборками с использованием принципа нисходящего проектирования.

СГ: Расскажите о вашем видении решения проблемы внедрения «тяжелой» САПР на предприятии. Какие возникают трудности?

В.Г.: Самое главное — понимание и постоянная реальная поддержка руководством процесса перехода на новую САПР. Иначе все начинания утонут в болоте нежелания, тихого саботирования всех процессов. И отведенные на перевооружение большие деньги будут потрачены впустую.

Важен продуманный, комплексный подход. Это и подготовка компьютерных сетей, и обновление оргтехники, причем с учетом потребностей новой САПР, и грамотное определение количества и наполнения покупаемых продуктов, и правильный подход к обучению сотрудников, и дальнейшая настройка программного обеспечения, и организация работы в новой САПР, и создание базы знаний и библиотек на предприятии, и организация технической поддержки, и много чего еще.

Одним словом, внедрение новой САПР — это серьезный процесс, который занимает не один год и требует ответственного подхода и четкого понимания происходящих процессов. Принцип «купили и работайте» здесь не действует.

СГ: Понимает ли ваше руководство, что затраты на покупку одного нового рабочего места сопоставимы с затратами на обучение специалиста, который на нем будет работать?

В.Г.: Вполне. Кроме того, оно понимает, что без обучения и следования плану внедрения все затраты на новое программное обеспечение будут напрасными. Поэтому мы с самого начала провели стартовое обучение наших сотрудников и по мере необходимости и их развития как пользователей системы осуществляем всё необходимое дополнительное обучение. Было бы желание со стороны сотрудников! В этом и есть одна из моих задач как куратора процесса внедрения — отслеживать реальное состояние дел, организовывать своевременную поддержку процесса, обучение, корректировать требования к оргтехнике и всё прочее, что необходимо для достижения успешного результата.

СГ: Как построено обучение специалистов при переходе на новое программное обеспечение?

В.Г.: С самого начала было понимание того, что внедрение новой САПР должно происходить с полным обучением всех сотрудников с отрывом от производства с помощью грамотных преподавателей­специалистов. Серьезное обучение своими силами, тем более силами ведущих специалистов — затратное дело, но с учетом качества обучения экономия того не стоит. К тому же на рабочем месте своим специалистам сложно отвлечься на длительный срок — всегда найдутся неотложные дела, звонки, трудно создать необходимую атмосферу.

Все конструкторы были разбиты на три группы, которые последовательно проходили обучение. Первая группа конструкторов из одного отдела прошла обучение работе в САПР Pro/ENGINEER, после чего они начали самостоятельно работать, выполняя реальные проекты. Вторая группа конструкторов из другого отдела подключилась к обучению и работе примерно через четыре месяца. В это время проводился мониторинг ситуации, выявлялись слабые места в подготовке с целью корректировки программы обучения следующих сотрудников, ошибки и неверные действия «первооткрывателей» с целью минимизации и неповторения их в дальнейшем. Затем, через два­три месяца, обучение прошли оставшиеся конструкторы.

Группы обучаемых сотрудников были составлены так, чтобы вместе занимались и молодые специалисты, хорошо владеющие компьютерной техникой, и их более опытные коллеги. Делалось это с той целью, чтобы уже на этапе обучения те, кто лучше умеет пользоваться компьютером, с самого начала тянули за собой и помогали освоить новый софт остальным, что в конечном счете повышает эффективность работы коллектива в целом. И данный ход во многом себя оправдал, причем не только в процессе обучения, но и в дальнейшей повседневной работе: когда в группу, работающую над одним проектом, включались люди с разным уровнем знаний и навыков использования Pro/ENGINEER, проект разбивался на части, узлы и все как бы оказывались в одной лодке.

Далее была повседневная работа с использованием Pro/ENGINEER, накапливался опыт, база знаний, наработки и навыки работы. Тех, кто уже достиг определенных успехов и имеет неплохой уровень знания Pro/ENGINEER, мы посылаем на дальнейшее обучение с целью более глубокого изучения определенных модулей программы — для, так сказать, повышения квалификации.

СГ: Как вам в этом помогает компания «Ирисофт»?

В.Г.: Компания «Ирисофт», по нашей взаимной договоренности, взяла на себя задачу обучения наших конструкторов силами своих специалистов согласно совместно разработанной нами стратегии внедрения. Однако только обучением дело не ограничивается. Мы постоянно получаем всестороннюю оперативную техническую поддержку в решении вопросов, возникающих при повседневной работе, — без этого процесс перехода на Pro/ENGINEER имел бы серьезные пробуксовки и, вполне возможно, закончился бы не так удачно, как хотелось бы.

Мы вполне довольны сотрудничеством с этой компанией и надеемся, что в дальнейшем оно будет укрепляться.

СГ: Где вы берете специалистов, и как их удерживаете?

В.Г.: Берем… да там же, где и все: на рынке труда и в вузах. А вот удержать — это сложнее. Стараемся создать максимально комфортные условия для работы: обстановка, обустройство рабочего места, определенный подход к закупке оргтехники с учетом потребностей в зависимости от рода деятельности и индивидуальных пожеланий. Оплата труда — безусловно, важный момент, о котором забывать не стоит. В общем комплексный подход со всех направлений.

СГ: У вас есть уникальная возможность посоветовать или что­нибудь пожелать вашим коллегам на территории бывшего СССР.

В.Г.: Если вы хотите успешно развиваться, идти в ногу со временем и конкурировать на высоком уровне — пора перевооружаться. И дело не только в закупке новых станков и прочего оборудования, но и в подходе к работе инженеров и технологов — всё взаимосвязано.

«Не бойтесь всё на карту бросить, не бойтесь жизнь переменить!»

Удачи!

САПР и графика 11`2009

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557