1 - 2010

Инженер или художник?

Николай Смирнов

В век современных технологий инженеры требуют максимальной отдачи от программного обеспечения, в то же время маркетинговым службам необходим презентационный материал по результатам проектирования. Кроме того, в последнее время все чаще и чаще проектные институты участвуют в тендерных играх, для чего важна не только стоимость выполнения работ, но и умение предоставить заказчику красивый макет, видеоматериал и прочее. Такую задачу стало проще решать вследствие развития инженерного 3D­моделирования, позволяющего ускорять не только процесс получения рабочей документации, но и создание красивых 3D­моделей.

Группа компаний «Русский САПР» для решения подобных задач предлагает программный продукт компании Bentley Systems MicroStation V8i.

Компания Bentley Systems, являясь одним из мировых производителей программных комплексов САПР, на протяжении всей своей работы отслеживала и учитывала отзывы и пожелания пользователей. В результате многочисленных исследований и миллиардных вложений флагманом программного обеспечения компании Bentley Systems стала программа MicroStation V8i.

MicroStation V8i — базовая графическая платформа, позволяющая выполнять не только 2D­черчение и 3D­моделирование, так же как ближайшие конкуренты на российском рынке AutoCAD и КОМПАС, но и создавать фотореалистичные изображения, о которых и пойдет речь в этой статье.

Компания Bentley Systems всегда разрабатывала превосходные программные продукты для черчения, моделирования и выполнения различных расчетов, но они не подходят для создания красивых картинок и видеороликов. Да, пользователь MicroStation обладал инструментами для создания изображений, но они имели существенный недостаток, который необходимо было исправить.

Рис.1

Основой новой системы визуализации стало приобретение лицензии на использование устройств для рендеринга компании Luxology — компании, основатели которой являются передовиками рынка компьютерной графики. Таким образом, мы получаем превосходную графическую платформу для создания рабочей документации и интегрированную в нее систему для рендеринга создания фотореалистичного изображения (рис. 1).

Инструменты для создания изображений разделены на два подразделения:

  • создание единичного фотореалистичного изображения;
  • создание сценария, управляющего созданием множества фотореалистичных изображений в заданном порядке.

Они так и называются: «Визуализация» (рис. 2) и «Анимация» (рис. 3).

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

В разделе «Визуализация» предоставлены инструменты для задания местоположения камеры вида, местоположения и интенсивности различных источников света, текстуры материалов — как библиотечных, так и создаваемых пользователем из растровых изображений, а также инструменты создания изображений. Инструменты задания камеры вида позволяют не только расположить камеру в нужном месте, но и наложить созданную трехмерную модель объекта или местности на ранее сделанную фотографию с помощью согласования ключевых точек и приблизить к ней камеру (рис. 4).

Рис. 4

Инструменты задания текстуры материалов позволяют не просто создать новый материал, отличный от библиотечного, но и задать ему рельефность (рис. 5).

С помощью нового менеджера освещения и интегрированной в MicroStation системы геокоординирования появилась возможность задания положения объекта по координатам GPS и времени суток (рис. 6).

Рис. 5

Рис. 6

Инструмент создания и настроек рендеринга изображения содержит новые режимы трассировки лучей и частиц. Они, в свою очередь, в отличие от обычного плавного затенения или затенения по Фонгу, учитывают отражение и падение лучей света от всех объектов 3D­модели, что в конечном счете и позволяет создать фотореалистичное изображение (рис. 7).

Рис. 7

Инструменты раздела «Анимация» необходимы для передвижения камеры и ее целей вдоль определенного пути следования, а кроме того, есть возможность динамического изменения свойств объектов, источников света и камер. Основным инструментом является режиссер анимации (рис. 8), в котором определяются общие настройки анимации и отображается временной график с объектами взаимодействия.

Рис. 8

Принцип создания файла видеоролика состоит в том, чтобы в аниматоре создать набор взаимодействий объектов, вызвать окно записи видеоролика, в котором так же, как и в разделе «Визуализация», имеется возможность выбора режимов фотореалистичного отображения. После этого начнется создание каждого кадра анимации в отдельный файл изображения с выбранным расширением и последующее их склеивание в один видеоролик. В результате мы получаем анимацию с фотореалистичным отображением объектов.

Подводя итог, хочется спросить: MicroStation V8i — это программа для моделирования и создания рабочей документации или программа для работы и создания компьютерной графики? В первую очередь MicroStation V8i является базовой графической платформой для 2D­черчения, 3D­моделирования и создания рабочей документации, ничем не уступающая своим конкурентам и даже превосходящая их. Патентованные инструменты AccuSnap, AccuDraw и ведущее ядро для работы с 3D­телами — Parasolid делают работу во всех версиях MicroStation более удобной и рациональной. Новое решение по интеграции в MicroStation V8i систем для рендеринга от компании Luxology позволяет ей опередить всех конкурентов. Да, этот программный продукт не создан для работы с мультипликационной компьютерной графикой или создания спецэффектов к фильмам, но обеспечивает существенный прорыв в области совместной работы инженеров и отдела маркетинга. Не стоит забывать и о том, что MicroStation является базовой графической платформой для программных комплексов узкоспециализированного проектирования, таких как PlantSpace, ProSteel, TriForma, Speedikon, Inroads и многих других. Специалисты группы компаний «Русский САПР» всегда будут готовы оказать квалифицированную помощь в ознакомлении, обучении и внедрении данных программных продуктов.

САПР и графика 1`2010