Организация сквозного проектирования в компании «Полипрофиль» на платформе системы БАЗИС
Изготовление мебели без бумажных чертежей
Кризис и инвестиции в автоматизацию — насколько уместно ставить рядом эти два понятия? В современных экономических условиях большинство предприятий озабочено всемерным сокращением издержек, среди которых прежде всего оказываются затраты на внедрение информационных технологий. По данным различных исследований, до 60% российских предприятий сокращают или планируют сократить инвестиции в автоматизацию. Насколько это целесообразно?
Основная цель реализации любых проектов в области информационных технологий заключается в увеличении прибыли в связи с уменьшением производственных и непроизводственных расходов, ростом объема качественной продукции в общем объеме выпуска, снижением затрат, вызванных человеческим фактором. Это означает, что при грамотном подходе автоматизация бизнеса может стать для предприятия реальным инструментом для минимизации отрицательного влияния кризиса, увеличения доли своей продукции на рынке и обеспечения стабильной прибыли. В этом на собственном опыте убедились специалисты мебельной компании «Полипрофиль».
Начало автоматизации
Игорь Двуреченский, директор компании, рассказывает: «Мысли об автоматизации проектирования возникли практически в самом начале организации его работы. С ростом же производства возникла потребность в таком механизме контроля и управления всеми этапами производственного процесса, который позволил бы, не увеличивая штат, обеспечить возможность обработки всех принимаемых заказов. Параллельно с этим возникли еще две задачи:
- максимально разгрузить дизайнеров, конструкторов и технологов от выполнения рутинной «бумажной» работы, внедрив электронный документооборот;
- иметь под рукой актуальную и достоверную информацию обо всех параметрах проектной и производственной деятельности предприятия для принятия оперативных и стратегических управленческих решений».
Задачи, которые возникли перед руководством компании, традиционны для любого развивающегося предприятия. На определенном этапе становится очевидно, что конструкторско-технологическая подготовка производства, выполняемая вручную, становится узким местом производственного цикла. Тогда приобретается CAD-система, как правило, специализированная, ориентированная на автоматизацию мебельного производства. Использование мебельными предприятиями универсальных, а точнее общемашиностроительных систем приводит к дополнительным затратам на их настройку и доработку, невозможности учета многих специфических особенностей мебельных технологий, следствием чего является удорожание всего проекта автоматизации и остановка его на локальной фазе.
В основном все российские мебельные предприятия этот этап автоматизации уже прошли. Необходимость в новом этапе автоматизации возникает тогда, когда количество проектной информации увеличивается настолько, что ею становится трудно управлять. Это уже комплексная автоматизация, внедрение PLM- и ERP-систем — очень дорогие проекты, денег и сил на реализацию которых у малых и средних мебельных предприятий просто нет.
Руководство компании «Полипрофиль» прекрасно понимало, что ключевую роль в успешном развитии бизнеса играет именно комплексная автоматизация, когда все специалисты работают с единой электронной моделью изделия. Учитывая высокую стоимость PLM- и ERP-систем и отсутствие среди них разработок, ориентированных на средние мебельные предприятия, было принято решение на первом этапе внедрить CAD/CAM-систему на всех этапах работы с изделием — от концептуального проектирования до отгрузки заказчику. На втором этапе для информационной поддержки проектно-производственных задач и управления заказами — разработать программный модуль, исходя из текущих и перспективных задач предприятия.
Проведенный анализ показал, что разработка специализированной системы в качестве надстройки над CAD/CAM-системой экономически более выгодна. Необходимо было только выбрать базовую систему.
Выбор системы
К выбору системы в компании «Полипрофиль» подошли серьезно и ответственно. Рассказывает Владимир Лукин, директор по производству: «Мы рассматривали три наиболее известные мебельные системы: bCAD, БАЗИС и К3-Мебель. Критерии оценки были определены, исходя не только из функциональных возможностей, но и из наших планов по внедрению безбумажной технологии. Для этого, естественно, необходимо иметь возможность обработки внутренней информации системы. В ходе сравнительного анализа мы оценили все системы. В БАЗИСе мы увидели целый ряд важных, с нашей точки зрения, преимуществ:
- самые широкие возможности для конструирования мебельных изделий;
- удобный и простой пользовательский интерфейс;
- точное и качественное оформление чертежно-конструкторской и технологической документации;
- модульное построение системы и отсутствие проблем при обмене информацией;
- возможность использования выходной информации внешними программами;
- широкое распространение системы на мебельных предприятиях;
- приемлемое соотношение “цена/качество”.
Сейчас, по прошествии более пяти лет, прекрасно видно, что в выборе мы не ошиблись. Все производственные процессы на предприятии “крутятся” вокруг БАЗИСа. Разработанные нами программы извлекают из него всю необходимую информацию и организуют обмен электронными документами по всей производственной цепочке. Чертежи как бумажные документы нам не нужны. Прием заказов в мебельных салонах также производится в БАЗИСе. Это несколько сложнее для менеджеров, но гораздо удобнее для производства, поэтому всех менеджеров мы серьезно обучаем в течение месяца.
Сейчас среди услуг “Полипрофиля” есть и такая, как проектирование мебельных изделий в системе БАЗИС. Пользуется спросом среди мебельщиков!»
Автоматизация производства
Параллельно с эксплуатацией БАЗИСа и разработкой программных модулей велась работа по автоматизации производственных участков. Были закуплены раскройные, фрезерно-присадочные и кромкооблицовочные станки, а также дополнительные компьютеры для установки на рабочих местах, устройства для печати бирок и сканеры.
Одной из отличительных особенностей системы БАЗИС является возможность формирования управляющих программ для всех станков, имеющих более или менее широкое распространение на отечественных мебельных предприятиях. При этом соответствующий модуль тесно интегрирован с модулями конструирования и обеспечивает автоматическое получение необходимой геометрической информации из модели изделия с возможностью поиска и локализации потенциально ошибочных элементов и мест их сопряжения.
Изготовление мебели без бумажных чертежей
Прием заказов на мебельные изделия в компании «Полипрофиль» производится либо непосредственно в конструкторском отделе, либо в одном из мебельных салонов. В первом случае модель полностью готова к производству. Во втором случае информация о заказе передается, как правило, по Интернету, а модели изделий требуют минимального конструкторского контроля. Таким образом, в качестве входной информации для технологической подготовки и формирования производственного задания всегда используются модели системы БАЗИС.
Далее параллельно работают технологические модули системы БАЗИС и наши программные модули, образующие своеобразную производственноуправленческую надстройку.
Каждый пользователь системы имеет индивидуальный код доступа, определяющий его права по работе с проектами. Например, конструктор может вносить изменения в проект, но не имеет права удалить его. Удалить проект может только заместитель директора по производству. Рабочий на участке распиловки может только внести информацию о выполненной работе и просмотреть в электронном виде чертеж детали.
Каждый проект имеет автора — конструктора, который разработал изделие или записал в систему информацию, пришедшую из мебельного салона. В дальнейшем любое внесение изменений в проект обязательно сопровождается данными о том, кто конкретно и когда выполнил эту работу. Отсутствие обезличенных проектов и работ позволяет в любой спорной ситуации найти ответственных. Такой подход полностью устранил все конфликтные ситуации и усилил ответственность каждого за свою работу.
Для ускорения оформления заказа в системе имеется база данных заказчиков, в которой хранятся все их атрибуты и история взаимоотношений с компанией. Специальный модуль подготавливает весь необходимый пакет документов: договор, счет, приходный ордер и т.д. Эта информация является также основой для предоставления различных скидок заказчикам и позволяет использовать гибкие механизмы взаиморасчетов. Пример информации о заказах конкретного клиента и их оплате показан на рис. 1.
Рис. 1. Информация о заказчике
Стоимость заказа в системе БАЗИС рассчитывается автоматически в модуле БАЗИС-Смета. В дальнейшем она используется для формирования финансовых документов.
Последний блок информации при внесении заказа в систему содержит данные о произведенных замерах, сроках исполнения заказа и предстоящем монтаже, если он необходим. Все бригады монтажников имеют учетные карточки, на основании которых планируется их работа. Конструктор, определив дату отгрузки и монтажа, сразу видит свободные в этот день бригады и ставит одну из них в график. Фрагмент базы заказов приведен на рис. 2.
Рис. 2. Интерфейс модуля управления заказами
После того как заказ внесен в систему, автоматически формируются чертежи всех деталей в электронном виде, выполняется раскрой материалов, подготавливаются управляющие программы для станков с ЧПУ и формируется маршрутный лист — своего рода маршрутная технологическая карта. После этого любой специалист или рабочий, имеющий соответствующие права, всегда может увидеть всё, что ему необходимо.
Первая технологическая операция изготовления мебели — это раскрой материалов. На участке раскроя рабочий, выполнив очередное задание, распечатывает бирки, содержащие максимальное количество информации для реализации последующих этапов. Бирки наклеиваются на каждую деталь и сопровождают ее до сдачи изделия заказчику. До тех пор пока рабочий не напечатает все бирки, считается, что заказ не распилен. Вся дальнейшая работа с деталью выполняется исключительно по штрихкодам.
Рис. 3. Рабочее место на участке облицовки кромкой
На рабочих местах кромочного, фрезерного и присадочного участков также установлены компьютеры и сканеры (рис. 3). Когда деталь приходит на участок, рабочий по штрихкоду получает фактически производственное задание. При необходимости он всегда может увидеть любую дополнительную информацию по изделию. Кроме того, система автоматически выдает информацию о тех заказах, которые необходимо обработать в первую очередь. Рабочий, выполнив свою технологическую операцию, обязательно вносит в систему информацию об этом. Интерфейс программы для раскройного участка показан на рис. 4.
Рис. 4. Интерфейс рабочего места распиловщика
Таким образом, по мере исполнения заказа информация обо всех технологических операциях накапливается в системе, а руководитель всегда имеет оперативную картину выполнения заказов.
Не менее важной операцией, чем изготовление деталей, является комплектация заказа. В модуле БАЗИС-Смета в автоматическом режиме формируются заявки на комплектацию для модуля БАЗИС-Склад. Конструктор имеет возможность оперативно оценить текущее положение на складе по материалам и комплектующим. Это позволяет ему при необходимости принимать решения о замене.
Задачи управления
В составе разработанного программного обеспечения имеется специальный аналитический модуль, задачей которого является обработка и подготовка данных для руководства предприятия. Эта задача решается автоматически, поскольку все участники проекта обязаны вводить информацию о своей работе в систему.
«До внедрения системы мне постоянно приходилось отвлекать специалистов и требовать нужную информацию, — отмечает Владимир Лукин. — Сейчас же я просто включаю нужные режимы фильтрации и обработки и вижу полную картину по любому заказу и состоянию дел в целом. На основании этого я принимаю обоснованные решения, позволяющие выдерживать сроки исполнения всех заказов».
Рис. 5. Отчет по клиентам
В расчетно-аналитическом модуле имеется возможность формирования следующих отчетов за любой интервал времени:
- история финансовых отношений с заказчиком (рис. 5);
- статистика по принятым или выполненным заказам (рис. 6);
- информация о фактической выработке производственных бригад, смен и отдельных рабочих (рис. 7);
- статистика о работе замерщиков и монтажников;
- информация об используемых материалах и комплектующих;
- детальная информация по любому заказу.
Таким образом, руководство имеет исчерпывающую картину для анализа деятельности предприятия и принятия оперативных и стратегических решений. И основой всего этого является информация, полученная из модели изделия, созданной в системе БАЗИС.
Рис. 6. Отчет по заказам
Рис. 7. Статистика по участку распиловки
Итоги и планы
В настоящее время в компании «Полипрофиль» на рабочих местах всех дизайнеров, конструкторов и технологов, а также менеджеров в фирменных салонах установлены лицензионные версии системы БАЗИС. Комплектация каждого рабочего места индивидуальна и определяется теми задачами, которые должны на нем решаться. Это позволило существенно снизить затраты на приобретение программ.
По оценкам руководства компании, инвестиции в приобретение системы БАЗИС окупились примерно за восемь месяцев. Собственное программное обеспечение продолжает развиваться и совершенствоваться. Его использование не только окупило все ранее сделанные затраты, но и «профинансировало» те затраты, которые предстоит сделать в течение ближайших полутора-двух лет.
В скором времени планируется установка пильного центра и нового фрезерно-присадочного станка с ЧПУ для изготовления криволинейных деталей. Новое оборудование сразу же будет включаться в единую автоматизированную цепочку. Это потребует новых компьютеров и сканеров, а также дополнительных лицензий системы БАЗИС.
Большая работа предстоит по переводу предприятия на новую версию системы БАЗИС 8.0, выход которой планируется в первом полугодии 2010 года. Ее внедрение позволит не только повысить производительность труда конструкторов и технологов, но и значительно расширить функциональные возможности разработанного программного обеспечения.
Заключение
Опыт компании «Полипрофиль» наглядно показывает, что даже в тяжелые кризисные времена необходимы инвестиции в автоматизацию. Главное — тщательно проанализировать, какие именно задачи требуют первоочередного решения и как их решить с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Разумные инвестиции в автоматизацию позволяют получить гораздо большую экономию средств, чем отказ от них.
Сегодня в компании «Полипрофиль» используется безбумажная технология проектирования, технологической подготовки и изготовления мебельных изделий. Она позволила значительно сократить сроки проектирования изделий, повысить технологическую дисциплину и качество продукции. Новая методология организации работы не только экономит время и значительные финансовые средства, но и способствует профессиональному росту специалистов. Фактически это выход на новый уровень использования CAD/CAM-системы.
«Кризис показал правильность принятых нами еще до его начала решений, и прежде всего ориентации на систему БАЗИС, — отмечает Игорь Двуреченский. — Мы не только приобрели замечательную CAD/CAM-систему, но и сумели создать собственную систему управления производством. Мы на собственном опыте убедились, что автоматизация — это реальный и исключительно важный элемент конкурентного преимущества, поскольку она напрямую связана со снижением издержек производства и повышением эффективности работы».