Разработка и внедрение ГИС оператора связи
Достаточная открытость, гибкость и доступность решений Autodesk позволили реализовать трехуровневую архитектуру системы и обеспечить доступ пользователей к пространственным данным и к системе в целом по технологии «тонкий клиент», минимизировав тем самым затраты на организацию рабочих мест.
Владислав Лантух,
генеральный директор ЗАО «Центел»
ОАО «Центральный Телеграф» — один из ведущих операторов связи России. Это одна из тех компаний, которые заложили фундамент телекоммуникационной отрасли страны. Технологической платформой для развития услуг связи «Центрального Телеграфа» является собственная волоконно-оптическая сеть общей протяженностью около 2 тыс. км в Москве и Подмосковье, имеющая более 4 тыс. точек доступа.
В настоящее время ОАО «Центральный Телеграф» предоставляет услуги телефонной связи более чем 40 тыс. абонентам в Московском регионе, услугами широкополосного доступа в Интернет пользуются свыше 110 тыс. абонентов, из которых более 10 тыс. — ADSL-абоненты в Подмосковье, более 100 тыс. подключены по технологии Metro Ethernet в Москве.
ЗАО «Центел» (с 2006 года работает под сервисным брендом QWERTY) является дочерней компанией ОАО «Центральный Телеграф». Его главная цель — обеспечить жителей Московского региона качественными, универсальными и доступными телекоммуникациями и стать единым оператором, используя возможности современной сети для доставки в квартиры москвичей сервисного пакета из «быстрого» Интернета, цифрового телевидения и телефонии.
Для решения этой задачи техническим специалистам необходимо в кратчайшие сроки провести ряд мероприятий по оценке возможности подключения абонента к сети. К таким мероприятиям относятся, например, определение кратчайшего расстояния до абонента, выявление преград на пути и т.д. До внедрения геоинформационных систем (ГИС) эта задача решалась вручную с помощью чертежей, что занимало немало времени и требовало значительных трудозатрат.
Задача
Перед специалистами компании «Центел» стояли две основные задачи. Вопервых, планирование развития телекоммуникационных сетей, в том числе их пространственный анализ и моделирование, а также инвентаризация ресурсов и объектов распределенной инфраструктуры компании, ведение технической документации, в том числе графической, для множества распределенных объектов и обеспечение профилактических и аварийных ремонтных работ. Вовторых, обеспечение доступа абонентов сети «Центел» к ГИС при реализации маркетинговых продуктов.
Рассматривались два варианта их решения: использование системы учета сетевых ресурсов или ГИС. «Сегодня переходом на автоматизированную систему управления уже никого не удивишь, — рассказывает начальник отдела корпоративных информационных систем Максим Барсуков. — У всех сетевых компаний по предоставлению Интернета есть свои системы учета сетевых ресурсов, где хранится оборудование и инфраструктура. Разница лишь в том, что ктото предпочитает ГИС, а ктото — более схематичные методы. Мы же свой выбор остановили именно на ГИС».
ГИС оператора связи. Просмотр узла клиента
Решение
Первый этап проекта предполагал оценку существующих ГИСпроектов и выбор оптимального из них. В течение трех месяцев специалисты ЗАО «Центел» тестировали программные продукты известных компаний, предоставляющих решения в области ГИС. В техническом плане подходили практически все решения. Но выбор был сделан в пользу программных продуктов компании Autodesk.
«Autodesk — это эффективность и доступность инструментария для создания геоинформационных систем при приемлемых трудовых и финансовых затратах», — считает генеральный директор ЗАО «Центел» Владислав Лантух. «Вопервых, нас полностью устраивало ценовое предложение компании Autodesk; вовторых, ее продукты в функциональном плане многими крупными организациями признаны лучшими», — добавляет Максим Барсуков.
Итак, «Центел» приобрел программные продукты Autodesk Map и Autodesk MapGuide. Первый из них предназначен для проектировщиков, а второй — для продавцов и удаленных пользователей, которые теперь при помощи интранеттехнологий могут удаленно на своих компьютерах проводить оценку местности. Кроме поставки программного обеспечения, авторизованный партнер Autodesk — компания Real Geo Project организовала специальные курсы по обучению сотрудников «Центел» работе с Autodesk Map и Autodesk MapGuide, а также обеспечила техническую поддержку.
ГИС оператора связи была написана с помощью программных библиотек Autodesk, основанных на продуктах Autodesk Map и Autodesk MapGuide. Общее ее назначение — сбор, обработка и отображение пространственной и атрибутивной информации в рамках единой базы данных. Технология создания данной ГИС обеспечивает:
- организацию хранения пространственных и непространственных данных в едином хранилище;
- поддержку основных типов данных: табличного, картографического, графического, текстового и других видов;
- поддержку больших наборов разнотипных (вектор, растр, таблицы и т.п.) пространственных данных;
- возможность одновременной работы нескольких пользователей;
- возможность пространственного анализа данных.
Благодаря гибкости продуктов Autodesk в плане программирования специалистам компании удалось не только быстро и легко спроектировать и создать ГИС, но и после того, как компания «Центел» стала заниматься предоставлением интернетуслуг, переквалифицировать ее под новые задачи с минимальными денежными затратами.
ГИС оператора связи. Просмотр информации по выбранным кабелям
Результат
По окончании проекта у компании «Центел» появилась полноценная рабочая ГИС оператора связи. Всё проектирование информационных, линейных и кабельных сооружений связи ведется в полуавтоматическом режиме. ГИС очень плотно внедрена в общую корпоративную систему, что обеспечивает надежный контакт со всеми специалистами.
Реализованы шаблоны, по которым все данные легко заносятся в ГИС. На основании этого формируется проектная и исполнительная документация, ведется автоматический учет инвентаризации, осуществляется управление сетевыми ресурсами. Кроме того, ГИС очень тесно связана с имеющейся в компании системой мониторинга оборудования. Это позволило добиться увеличения скорости обработки данных во много раз, что особенно важно, когда, например, на какомто участке повреждена сеть и необходимо срочно получить визуальную информацию об охватываемой этой сетью территории, чтобы увидеть, какой сегмент не работает. Быстрая оценка ситуации в данном случае позволяет оперативно устранять аварии, а также эффективно работать с очередью входящих звонков от абонентов поврежденного сегмента.
В настоящее время ГИС стал использовать и «Центральный Телеграф», который включает систему сетевого оборудования, в том числе и телефонию. Сотрудники надеются, что применение ГИС позволит увеличить доступность и скорость получения информации, а также повысить качество обслуживания клиентов.