Финансовые риски инновационной деятельности предприятия
Заметное падение промышленного производства в России и, как следствие, сложившееся тяжелое экономическое положение целого ряда промышленных предприятий стало причиной массовой и серьезной модернизации маркетинговой и производственной политики производственных комплексов по всей стране.
Не секрет, что до недавнего времени экономической политике целого ряда представителей традиционно растущих отраслей соответствовала ориентация преимущественно на экстенсивное развитие. Кроме того, в период галопирующего роста нередко применялось сознательное значительное ускорение сроков вывода продукта на рынок, причем часто в более сжатые сроки, чем на Западе, которое главным образом было обусловлено стремительно меняющейся рыночной ситуацией и просчетами в стратегическом планировании и управлении. В результате значительному сокращению были подвергнуты очевидно наиболее трудозатратные и длительные процессы, связанные с исследованиями и моделированием. Также оказавшиеся в тяжелых условиях производители, повинуясь стремлению удержать рынок, провели «оптимизацию» продуктовой линейки за счет снижения стоимости производства, снижения потребительских качеств за счет отказа от ряда узлов или замены их более дешевыми аналогами, а также замены подорожавшего импортного сырья на отечественное, что, по сути, означало для потребителя, что под видом и по цене известного ранее продукта продается фактически новый продукт. Всё вышеперечисленное, наряду с характерным для постсоветской промышленности преобладанием административнокомандных, а местами откровенно волюнтаристских стилей управления, привело к превращению продуктовых линеек и сопутствующих услуг в «вещи в себе» и их отрыву от реальных потребностей потребителей.
Кроме того, безболезненно для производства не прошла череда слияний и поглощений, итогом которых на данный момент является формирование крупных холдингов со сложной структурой активов. Чрезмерное увлечение лучшими западными практиками и корпоративными системами, равно как и финансовыми инструментами управления, также не дало ожидаемого эффекта ввиду сложности и нестационарности имеющихся производственных систем, что главным образом обусловлено их «разношерстностью», низкой структурированностью и регламентированностью, а также вследствие недостатка информации, наличия сложно формализуемых факторов, нечеткости и множественности критериев оценки принимаемых маркетинговых и производственных решений. Все это, наряду с разрывом многолетних связей с предприятиями, вошедшими в другие холдинги, даже в устоявшихся производствах вынудило в ходе как оперативного, так и стратегического управления обращать внимание на целый ряд влияющих на результат производственного процесса рисков. Среди них: обеспечение непрерывности и повышение ритмичности производства, наращивание регулярности и адаптивности цепей поставок, управление финансовыми потоками, внутрихолдинговый и внешний маркетинг, а также мониторинг и анализ внешней среды.
Кроме того, повсеместно возросла стоимость привлекаемого капитала, что привело к резкому увеличению стоимости ошибки, а это, в свою очередь, потребовало от менеджмента предприятий коренным образом пересмотреть отношения к объективно существующим рискам различной природы на всем протяжении жизненного цикла как продуктовой линейки, так и организации в целом. Всё ранее перечисленное явилось причиной резкого роста внимания к рассмотрению риска в хозяйственной деятельности, а также дальнейшего развития и повышения практической значимости теории рискменеджмента в процессе производственных отношений.
Данная работа посвящена исследованию и описанию в соответствии с традиционными финансовыми методологиями производственных и сопутствующих рисков при разработке, освоении и выводе на рынок нового изделия предприятиями, относящимися к отраслям с высокой долей добавленной стоимости в конечном продукте. Поскольку на практике производство не может устойчиво существовать в отрыве от основного бизнеса, при проведении дальнейшего анализа учет производственных рисков будет осуществляться в их проекции на конечный финансовый результат предприятия в целом. Таким образом, в рассматриваемом случае под риском будет пониматься вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации существующей неопределенности различных условий осуществления его производственной или околопроизводственной деятельности.
Стоит отметить, что данные типы неопределенностей значительно усиливают свое влияние на характер, оценку и последствия принимаемых производственных решений с ростом инновационной природы организации, которая подразумевает фундаментальную неопределенность при использовании инноваций как ресурса, так как очевидно, что, начиная даже с незначительного превышения привычного порога новизны изделия, все сложнее становится предвидеть конечные результаты конкретных разработок, а также практически невозможно спрогнозировать возникновение ранее непредусмотренных работ, которые могут как потребовать значительных ресурсов для выполнения, так и обусловить необходимость поиска нового производственного партнера или появления новых направлений бизнеса.
Без нарушения общности для упрощения дальнейшего рассмотрения среди всего разнообразия рисков целесообразно сконцентрировать внимание на наиболее производственно зависимых рисках и на конкретном влиянии производственных факторов на финансовый результат.
Первым по значимости и размеру потенциального ущерба является инвестиционный риск, который характеризует возможность снижения финансового результата или потери капитала в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия по созданию и освоению нового продукта. Причем в зависимости от конкретного вида деятельности инвестиционный риск может быть связан как с риском реального инвестирования, так и с чисто финансовым риском, но наиболее вероятно, что он будет относиться к так называемым сложным рискам. Например, в составе риска реального инвестирования могут быть выделены риски несвоевременного завершения научноисследовательских и опытноконструкторских работ, несвоевременного окончания пусконаладочных работ, затягивания периода испытаний и сертификации продукта. К этой же группе риска относится потеря инвестиционной привлекательности проекта в связи с откровенными просчетами или любыми прочими сработавшими рисками на этапе маркетинга, формирования технического задания или недостаточным качеством исследовательских и поисковых работ.
В то же время к чисто финансовым инвестиционным рискам следует относить несвоевременное открытие финансирования по инвестиционному проекту или недостаточное относительно запланированного бюджета финансирование.
Необходимо отметить, что высокая стоимость капитала с чисто финансовой точки зрения делает долговременные инвестиции в исследования менее привлекательными в краткосрочной перспективе по сравнению с приобретением решений на стороне, и наоборот, по мере появления у организации инвестиционного капитала в виде «длинных денег» наблюдается поворот вектора развития от затрат на приобретения к затратам на исследования, от удовлетворения текущих потребностей к планомерному стратегическому развитию. Чтобы обосновать в среднесрочной перспективе затраты на инновационную работу внутри компании, необходимо оценить затраты и прибыли от проектов НИОКР, соотнеся их с ожидаемым коммерческим эффектом и дополнительными конкурентными преимуществами целевого продукта и компании в целом; кроме того — в крупных проектах необходимо измерять или оценивать и частные отдачи от вложенных средств в различные виды НИР и ОКР.
Для подобных оценок принято использовать любой из доступных подходов. Наиболее традиционный — оценка рисков в случае своевременно не проведенных работ, которую можно проиллюстрировать более привычными финансовыми инструментами, если за объект совокупной стоимости владения принять бездействие в данном направлении за минусом прямых трудозатрат, ввиду того, что незанятые на данном проекте ресурсы на самом деле не простаивают, а выполняют работы на других проектах. За расчетные периоды владения справедливо взять сроки устаревания технических решений, характерные для рынка или отрасли, на которых работает компания.
Вторым методом оценки значимости рисков проекта является оценка рыночной стоимости нового интеллектуального продукта с ориентацией на оптимальный из возможных вариантов, которые могут быть обеспечены проектом НИОКР.
Если обоснования «на цифрах» не требуется, то наиболее эффективным обоснованием инновационного проекта служит экспертная оценка, проведенная исходя из опроса лиц, принимающих решения, — как внутри предприятия, так и на стороне внутрихолдинговых подразделений и внешних компаний.
При оценке проектов НИОКР особо следует отметить фактор дисконтирования эффекта проекта по времени. А поскольку зачастую решение с рынка является готовым к моменту приобретения, а собственное решение еще только предстоит разрабатывать и осваивать, номинальные процентные ставки следует задавать с учетом ожидаемой инфляции. Таким образом, незапланированный простой вызовет рост стоимости привлеченного капитала и снизит рентабельность деятельности компании в целом.
Следом по масштабам негативной реализации инновационного проекта необходимо отметить риск финансовой устойчивости или риск нарушения равновесия финансового развития, как правило генерируемый несовершенством структуры капитала, например, в форме неоправданно высокой доли используемых заемных средств, порождающей несбалансированность притока и оттока денежных средств предприятия. Он может быть индуцирован производственной, научнотехнической или опытноконструкторской составляющей бизнеса путем значительного затягивания завершения проекта освоения нового продукта, что при высокой доле стремительно дешевеющей интеллектуальной составляющей активов и сложной конъюнктуре рынка нередко приводит к реализации риска неплатежеспособности предприятия за счет снижения уровня ликвидности активов. Стоит также отметить, что фундаментальные знания, полученные, как правило, в ходе капиталоемких научных исследований, а также новые технологии, освоенные в результате инвестиционных программ при реальном производстве, способны дать коммерческий эффект в гораздо более отдаленной перспективе, по сравнению с приобретаемыми у поставщиков компонентами или готовыми образцами техники.
Таким образом, во избежание негативных последствий для компании в целом, со стороны бизнеса и производства необходимо регулярное итерационное взаимодействие, направленное на оптимизацию соотношений капитала, размещенного в виде разрабатываемого в рамках НИОКР или находящегося на стадии подготовки производства продукта, по отношению к текущим коммерческим результатам. Также необходимо учитывать стратегические планы предприятия в целях выработки наиболее успешного соотношения между собственными разработками и техническими решениями, приобретаемыми на стороне, принятия стратегических направлений финансирования развития собственного производства и выстраивания согласованной стратегии закупок.
Другая значимая группа рисков вызвана финансовыми факторами рыночной среды, в которой работает предприятие, и включает процентный, валютный и кредитный риски. Процентный риск проявляется в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной). Причиной возникновения данного вида финансового риска, пожалуй за исключением инфляционной составляющей, является изменение конъюнктуры финансового рынка, главным образом под воздействием государственного регулирования или значительного изменения предложения свободных денежных ресурсов. Стоит отметить, что отрицательные финансовые последствия данного вида риска проявляются исключительно при активной эмиссионной деятельности предприятия, причем, как правило, при устойчивом развитии последствия убывают с увеличением рассматриваемого инвестиционного периода. Валютный риск имеет место на предприятиях, имеющих высокую долю импортноэкспортной составляющей хозяйственной деятельности в виде как закупаемого сырья и полуфабрикатов либо реализуемой на внешнем рынке готовой продукции, так и нематериальных ресурсов, таких как лицензионные или авторские права. Он может проявиться в недополучении запланированных доходов в результате изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях предприятия. Данный риск возможно хеджировать как чисто финансовым путем за счет активного использования биржевых инструментов, таких, как фьючерсы, так и путем оптимального формирования импортноэкспортного пакета таким образом, чтобы потери от изменения курса при приобретении сырья в значительной мере могли быть покрыты за счет аналогичной положительной разницы при продаже готовой продукции.
Кредитный риск присущ финансовоэкономической деятельности предприятия при размещении собственного капитала в качестве товарного кредита покупателям, выраженного, например, в виде отсрочки платежа. Главным образом он проявляется как потенциальная угроза неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную предприятием в кредит готовую продукцию, а также превышения расчетного бюджета по взысканию долга за счет несения дополнительных издержек, вызванных судебными процессами или привлечением третьих лиц для внесудебного решения. Таким образом, при заключении договоров и проведении отгрузок в рамках товарного кредита следует, наряду с традиционной неустойкой за просрочку платежа, требовать включения пункта о покрытии издержек, связанных с взысканием задолженности. Стоит также отметить, что текущая правоприменительная практика такова, что в ходе судебного определения размеров неустойки, как правило, решение выносится о размере от одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ до 0,1%.
Поскольку часто крупные проекты в области создания и освоения нового изделия могут длиться до нескольких лет, в заключение необходимо рассмотреть группу рисков, связанных с государством, в котором зарегистрировано и осуществляет свою деятельность предприятие, а точнее, с его налоговой и монетарной политикой. К налоговым рискам относятся непрогнозируемое введение новых видов налогов и сборов как общих, так и на осуществление отдельных аспектов хозяйственной деятельности, увеличение уровня ставок действующих налогов и сборов, изменение сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей, отмену действующих налоговых льгот в сфере текущей хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, в условиях рыночной экономики, с учетом широко известных национальных особенностей, выделяется самостоятельный вид финансовых рисков, связанный с обесцениванием реальной стоимости капитала в форме финансовых активов предприятия, а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции. В случае относительно стабильного развития экономики инфляцию достаточно принимать в форме прогнозированной константы с некими, как правило, общими для отрасли или рынка поправками. В случае скачкообразного резкого изменения инфляционной составляющей появляется дополнительный риск.
Управление подобной группой риска связано с особыми формами стратегического менеджмента и характеризуется работой с так называемыми слабыми сигналами.