1-2-3, или Шпаргалка для построения системы комплексной автоматизации в проектной организации, работающей в области ПГС. Часть III
В этой части мы поговорим о разработке стандарта предприятия по работе в среде AutoCAD (www.caduser.ru).
Большинству предприятий, использующих AutoCAD как базовый продукт для проектирования, знакомы проблемы стандартизации работ с графическими приложениями. Нет единых правил, каждое подразделение и каждый проектировщик создают чертежи, исходя из собственных представлений о том, «как будет лучше»; совместная работа отделов до крайности затруднена. Возникает острая необходимость навести порядок при работе с графическими приложениями. Единственное решение — создать стандарт, регламентирующий правила разработки и оформления графических материалов в среде AutoCAD.
Конечно, существуют ЕСКД, СПДС, СТП, определяющие правила оформления графической продукции (всё, что связано с окончательным видом чертежа на бумаге), но количество вариантов оформления на основе этих стандартов не ограничено, а кроме того, стандарты ничего не говорят о культуре черчения в AutoCAD. Они разработаны для ручного создания чертежей, и в них просто отсутствуют такие понятия, как блок, слой, правила использования стилей. Следовательно, необходим стандарт, отвечающий современным требованиям электронного оформления графической документации.
К сожалению, в России мы видим лишь скромные попытки одиночек изменить ситуацию к лучшему, тогда как на Западе (например, в США) этой теме посвящены большие статьи, создаются группы ведущих специалистов, разрабатывающих рекомендации.
Первый шаг, он трудный самый
Когда и с чего начинать такую важную и необходимую работу, как разработка и внедрение стандарта предприятия?
Начинать надо прямо сейчас. Чем раньше в информационной среде предприятия появится система, тем проще и быстрее удастся выполнить дальнейшие шаги. Стандарт работы с AutoCAD представляет собой фундамент для последующего внедрения средств САПР в полном объеме и создания единой информационной модели предприятия. Стандартизация является первым шагом на длинном пути к счастливому информационному будущему.
Так что же такое этот стандарт? Самое главное его назначение — определить правила работы в AutoCAD, единые для всех сотрудников и всех проектных подразделений. Не общие рекомендации, а конкретные требования к организации чертежей. Какими должны быть эти правила? Перефразируя знаменитое изречение, можно сказать, что правила могут быть любыми при условии, что они единые. В основе всего лежат требования отдельных специальностей и дисциплин — именно от них и следует отталкиваться при создании стандарта. Для каждой дисциплины разрабатываются свои требования, но обязательно в рамках общих правил (например, формат имени слоя). Кроме того, стандарт должен четко определять требования к таким вещам, как:
- организация чертежа;
- общие правила выполнения чертежей;
- текстовые стили и используемые шрифты;
- размерные стили и параметры их настройки;
- используемая цветовая палитра для изображения на мониторе;
- правила наименования блоков;
- типы используемых штриховок;
- допустимые форматы листов;
- настройка стилей печати;
- контроль за соблюдением стандарта.
Нормы будут выглядеть красиво, вот только стандарт, разработанный на бумаге, рискует там и остаться. Об успешном функционировании и реальной пользе стандартизации можно говорить только в случае ее грамотного внедрения на предприятии.
![]() |
![]() |
Стандарт нашего будущего
Стандартизация электронных чертежей предприятия — дело очень ответственное. И не всегда такое быстрое, как хотелось бы. Чтобы получить максимальный эффект, весь процесс следует разбить на этапы. Вот четыре основных этапа:
- подготовительный;
- обследование предприятия;
- разработка стандарта;
- внедрение стандарта.
![]() |
![]() |
Подготовительный этап
Как организовать разработку и внедрение СТП?
Первое: необходимо приказом по организации создать экспертную группу, в которую должны входить сотрудники ИТотдела, хорошо знающие AutoCAD. Но этого, увы, недостаточно. Следует понимать специфику проектирования в вашей организации! Айтишники при всем желании не могут знать потребности всех проектных специальностей. Попытки самостоятельно, своими силами разработать стандарт приведут к выработке таких правил, которые не принесут ни облегчения, ни порядка. Кого же еще необходимо включить в группу? По каждой специальности следует привлечь опытных проектировщиков, детально знающих специфику своей работы и достаточно хорошо — AutoCAD. Ведь именно эти люди будут самыми яростными противниками, если с самого начала не сделать их союзниками.
Что эта группа должна сделать? Проанализировать документацию, выполненную при помощи AutoCAD, собрать наработки, которые, возможно, существуют по каждой специальности, требования к оформлению и многое другое. Вполне вероятно, что представителями группы уже применяется некоторая стандартизация, но не совместная, а индивидуальная.
Трудности, которые придется преодолевать на всем пути, — это постоянная занятость специалистов, текучка, сопротивление руководителей всех звеньев (если вас поддерживает высшее руководство — это уже удача), да и сопротивление исполнителей: трудно доказать, что всё наработанное ими для облегчения собственной работы принадлежит не только им, но и коллегам. Внутренний конфликт может возникнуть и в экспертной группе, ведь каждому ее представителю придется пойти на компромисс, и вряд ли совместно сгенерированный документ будет на 100% соответствовать технологиям черчения хотя бы одного из них.
![]() |
![]() |
Обследование предприятия
Исследование процесса производства чертежей дает четкое понимание текущей ситуации и позволяет собрать лучший опыт, чтобы не ломать сложившиеся процессы, а доработать их с учетом новых требований. Только после обследования начинается разработка текста стандарта.
![]() |
![]() |
Написание стандарта
На этом этапе необходимо:
- произвести анализ собранной информации;
- выработать общие принципы работы;
- разработать правила для каждой специальности;
- предоставить возможность ознакомиться с документом максимально большому числу проектировщиков;
- провести общее собрание для обсуждения спорных моментов и принятия решений по ним.
А спорных моментов может быть масса. Каким бы странным и малозначимым это ни показалось, но опыт общения с проектировщиками свидетельствует, что больше всего вопросов возникает по цветовой гамме и соответственно цвету фона экрана (были и нежнозеленые, и розовые, и, конечно, белые с черным), по количеству слоев (для одних и десяти слоев много, а другим кажутся недостаточными и все тридцать) и шрифту (ктото за минимальное отклонение от стандартного AutoCAD, ктото за унификацию с текстовыми документами MS Office, а у когото в программе используется специальный шрифт, содержащий массу спецсимволов). Примирить стороны крайне проблематично, и здесь необходимо административное давление.
Если эти и другие трудности вы преодолели, вас можно назвать везунчиком, но расслабляться всё равно не стоит. Вопервых, стандарт необходимо еще автоматизировать, а вовторых, нет никаких гарантий, что через пару недель ктото не придет к вам и не скажет, что так работать невозможно, потому что в стандарте не описан какойто нюанс, о котором все забыли, или совершенно новый. Вы должны быть готовы к постоянной работе над стандартом, анализу ошибок и недостатков документа практически в режиме реального времени, опираясь на статистику применения стандарта. Это означает постоянную корректировку как документа, так и настроек рабочей среды проектировщиков.
Итак, стандарт написан. Что он реально даст проектировщику? Практически ничего, кроме головной боли, связанной с дополнительной работой и необходимостью постоянно рыться в новоявленном документе. Естественно, находятся тысячи причин (в основном срыв сроков подготовки документации и недопонимание механизмов соблюдения стандарта) для отказа от его использования.
Вот тут и возникает необходимость в организации работ по автоматизации использования стандарта, а по сути — в его внедрении.
![]() |
![]() |
Внедрение
Рассмотрим возможные пути внедрения стандарта:
- стандарт написан, по организации издается приказ о его обязательном исполнении — этот путь самый простой, но и самый неэффективный;
- в соответствии со стандартом разрабатываются шаблоны, которые хранятся на сервере;
- для пользователей составляются инструкции по работе с шаблонами — путь более прогрессивный, но все же требующий от проектировщиков определенных знаний и усилий;
- разработка механизма, указывающего проектировщику верное направление, при этом не мешая ему проектировать.
![]() |
![]() |
Путь, который мы выбираем
Если вы руководитель или сотрудник отдела САПР, вам прекрасно известно, как много времени съедает рутина: обслуживание «железа», серверов, постоянные обращения проектировщиков с просьбой отсканировать это, найти то, вылечить вирус… А еще вы хорошо знаете, как мало времени и сил остается на то, чтобы упорядочить работу этих самых проектировщиков и доказать им, что так будет лучше в первую очередь им самим. Поэтому реализация любого маломальского улучшения подобна революции, после которой хочется на время забыться, а затем вспоминать ее, как дурной сон. Наиболее распространенная ситуация в организациях, где удалось хоть както решить вопрос стандартизации: настроенные шаблоны чертежей, лежащие гдето на сервере. Проектировщику, чья голова занята проектированием, необходимо помнить, где всё это лежит, проверять, не поменялось ли чтонибудь. А если поменялось, то что делать с текущими чертежами, начатыми по старым шаблонам? То есть отделы САПР, отчитавшись о победоносном выполнении поставленной задачи, фактически переложили заботу о соблюдении стандартов на плечи проектировщиков. Неудивительно, что в таких организациях проектировщики всячески уклоняются от соблюдения стандарта, а сотрудники САПР, вроде бы гордые проделанной работой, в кулуарах жалуются: дескать, мы всё для них сделали, а они… Таким образом, сама идея стандартизации дискредитирована, а желания и возможности возвращаться к ней нет.
Так в чем причины провала? Одна из них — в методах реализации. Правильно реализованная система должна содержать массу инструментов:
- инструменты централизованной настройки рабочей среды проектировщиков, не зависящие от версий AutoCAD или связанные с ними лишь в минимальной степени. Механизм шаблонов неидеален, и его по возможности надо избегать;
- инструменты внесения изменений и обновления настроек на рабочих местах. Стандарт должен развиваться, а значит, должны меняться и рабочие настройки, но чем меньше этот процесс отвлекает пользователей и сотрудников САПР, тем лучше. Удаленные подключения к рабочему столу крайне неудобны и трудозатратны, особенно если в организации несколько десятков пользователей.
Если существует стандарт, он должен соблюдаться и контролироваться. Механизм контроля есть в AutoCAD, но для каждого чертежа он требует ручной настройки силами пользователя. Скорее всего, 90% пользователей о таком инструменте не знают, да проектировщику он и не нужен — чертеж им не начертишь. Поэтому включение такого механизма в работу должно происходить независимо от желаний или действий пользователей. Кроме того, этот механизм должен помогать пользователю находить и исправлять в документе отклонения от стандарта.
Раз уж речь зашла о контроле, упомянем и механизм помощи в соблюдении стандарта. В процессе работы проектировщик не обязан помнить, что и на каком слое должно располагаться, каким стилем выполняются надписи. Должны быть инструменты, с помощью которых он изначально создаст чертеж, соответствующий стандарту. Без переключения слоев и стилей, а просто выбирая соответствующий инструмент.
Только правильно построенная система позволит максимально быстро осуществлять переход на новые версии AutoCAD и работать с разными версиями одновременно. В противном случае все наработки уйдут в историю — примеров тому предостаточно. Принимая решение об обновлении базового ПО, руководство не всегда задумывается об этом.
Добавим еще несколько слов о разработке и внедрении стандарта.
Последние версии AutoCAD содержат некоторые намеки на изначальную стандартизацию. Появились палитры блоков, визуальных стилей и материалов. Но поскольку продукт рассчитан на потребителей в разных отраслях, все элементы стандартизации представляют собой не более чем пример. Нигде нет перечней слоев, тем более разделенных на дисциплины. Предполагается, что они есть в чертеже, а пользователь должен переключать их вручную перед вставкой блоков, которых в поставляемых палитрах явно недостаточно для полноценной работы. Даже если вы решили, что вас они устраивают, то стандартные инструменты как минимум необходимо дорабатывать и какимто образом тиражировать по рабочим местам. А это опять серьезные затраты времени, помноженные на количество последующих изменений.
Ни один разработчик не в состоянии предоставить продукт с настройками стандарта под конкретного заказчика, не проведя серьезной предварительной работы по обследованию и анализу ситуации. А провести такую работу под силу только полноценной компанииинтегратору, не только продающей коробки, но и тесно работающей с клиентами, знающей их проблемы не хуже, чем они сами.
Можно попытаться внедрить стандарт своими силами, но, как показывает опыт, справиться с этой задачей мало кому удается. На пути внедрения встает масса преград. Это и нехватка ресурсов в связи с загруженностью персонала отделов САПР непосредственными функциями, и отсутствие понимания и поддержки со стороны руководства, и элементарное нежелание пользователей менять выработанные годами собственные технологии работы в AutoCAD. На преодоление этих препятствий может уйти много времени и сил.
Другой вариант — доверить разработку и внедрение стандарта на предприятии компанииинтегратору, знающей о стандартизации не понаслышке, а главное отвечающей за результат. Как показывает жизнь, к экспертному мнению со стороны прислушиваются чаще. Помимо экономии собственных сил, которые не придется отвлекать от основной работы, предприятие получает полноценный стандарт, механизмы соблюдения и контроля, методологию применения и развития, обученный персонал. В связи с этим привлечение сторонней компании для разработки и внедрения стандарта является лучшим выбором для тех, кому важен результат, а не только отчет о проделанной работе и водруженные на полку нормы и правила механизма, так и не увидевшего жизнь.
![]() |
![]() |
Будущее ближе, чем кажется
Недавно на российском рынке появился StdManagerCS (www.stdmanager.ru) — решение, позволяющее управлять стандартом предприятия по работе в AutoCAD. С одной стороны, представляя собой модульную систему, StdManagerCS является отличным помощником для сотрудников отделов САПР, в чьи обязанности входит поддержка AutoCAD и пользователей. С другой стороны, он предоставляет айтишнику набор инструментов, позволяющих автоматизировать соблюдение стандарта, а проектировщику организует рабочую среду, позволяющую работать в соответствии со стандартом. При этом программа в режиме реального времени контролирует соблюдение стандарта и предлагает решения в случае отступления от него. Чтобы активировать этот контроль, от пользователя не требуется никаких действий. Основной принцип, заложенный в программу, — соблюдение стандарта без знания самого стандарта.
P.S. Такой продукт, как AutoCAD, хоть и продается в коробке, по сути своей к коробочным программам не имеет никакого отношения. Это сложная система, требующая к себе и своим возможностям уважительного отношения. Так давайте к ней соответствующим образом и относиться. Только тогда она ответит вам взаимностью и станет не тяжкой неизбежностью, а реальной помощницей в работе.
![]() |
![]() |