6 - 2010

Разработка и проектирование генеральных планов объектов промышленного и гражданского строительства в среде AutoCAD Civil 3D 2011

Сергей Круглов
(Руководитель направления «Инфраструктура и ГИС» компании «АйДиТи», Autodesk Approved Instructor)

AutoCAD Civil 3D — отраслевой программный продукт для проектирования объектов инфраструктуры от компании Autodesk — обретает с выходом каждой новой версии всё большую известность и популярность в проектных организациях, занятых разработкой и проектированием генеральных планов. Это обусловливается главным образом следующими ключевыми особенностями программы:

  • динамическая взаимосвязь элементов проекта;
  • динамическое обновление по изменениям в проекте оформленных выходных чертежей, ведомостей и спецификаций;
  • широкий спектр специализированных инструментов и функциональных возможностей, достаточных для реализации всего комплекса проектных задач;
  • средства автоматизации и организации коллективной работы над проектом;
  • адаптация программного продукта к отечественным реалиям;
  • хорошо знакомая большинству проектировщиков платформа AutoCAD и формат DWG, как уже утвердившийся стандарт де-факто в отрасли для электронных чертежей, в качестве «родного» формата программы.

Перечисленные возможности позволяют существенно разгрузить специалистов от монотонного повторения рутинных операций, проработать более качественный проект, максимально избавить выходную документацию от ошибок. А при практически неизбежных корректировках проекта дает возможность произвести изменения в кратчайшие сроки независимо от стадии выполнения проекта.

Предприятие ГУП МО «НИИПРОЕКТ» было создано в 1969 году с целью выполнения государственных заказов правительства Московской области. Сегодня ГУП МО «НИИПРОЕКТ» — крупнейший проектный институт, выполняющий полный комплекс проектно­изыскательских работ, имеющий в своем штате более 400 специалистов, обеспеченный современной оргтехникой и необходимым пакетом лицензионного программного обеспечения. Компетентность предприятия подтверждена лицензиями Федерального агентства по строительству и жилищно­коммунальному хозяйству, Федеральной службы безопасности, аккредитацией Главархитектуры Московской области, сертификацией СДС «Технопрогресс» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, членством в некоммерческом партнерстве «Гильдия архитекторов и инженеров», обладающем статусом саморегулируемой организации (регистрационный номер записи в государственном реестре саморегулируемых организаций — СРО­П­003­18052009).

Учитывая многообразие функциональных средств программы и их нелинейность, начинающему пользователю бывает довольно сложно найти оптимальную последовательность действий для выполнения стоящих перед ним задач. Цель данной статьи — донести до проектировщиков­генпланистов и всех интересующихся пример эффективной работы в AutoCAD Civil 3D. Этот пример создан совместно со специалистами из ГУП МО «НИИПРОЕКТ» на основе проекта делового офисного центра в г.Сергиев Посад Московской области. В статье раскрывается технология формирования единой модели проекта, в которую в дальнейшем можно будет легко вносить корректировки и поддерживать актуальность комплекта проектной рабочей документации.

AutoCAD Civil 3D 2011. Модель существующего рельефа

AutoCAD Civil 3D 2011. Модель существующего рельефа

AutoCAD Civil 3D 2011. Оси проездов

AutoCAD Civil 3D 2011. Оси проездов

Любой проект начинается с данных изысканий. Подрядная геодезическая организация предоставила топографический план местности в файле DXF, обменном формате электронных чертежей. Содержимым этого файла являлась двумерная геоподоснова, отдельным элементам которой с помощью специализированных функций AutoCAD Civil 3D была назначена высотная отметка. Из подготовленных объектов AutoCAD — блоков (отметки высот) и полилиний (горизонталей) — была сформирована основа модели существующего рельефа. Далее в описание поверхности добавлялись стандартные структурные линии, созданные по элементам ситуации — бордюрам, отмосткам зданий и т.п. В качестве структурных линий в поверхности черной земли использовались характерные линии, построенные поверх исходных данных на отдельной площадке.

AutoCAD Civil 3D 2011. Назначение проектных отметок
и уклонов осям проездов

AutoCAD Civil 3D 2011. Назначение проектных отметок и уклонов осям проездов

 

Полученные от коллег данные о разбивке и контуре проектируемого здания позволяют приступить непосредственно к созданию проектной модели. Характерными линиями без ввода высотного положения отрисовываются оси проездов.

Созданные линии добавляются к новой поверхности как структурные. Эта поверхность в первую очередь будет служить основой будущей модели, а также предоставит возможность воспользоваться метками поверхности. Метки, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТ 21.508-93, отображают значения красной и черной отметки в точках перелома продольного профиля по осям проездов и значения уклонов между ними. Оперируя редактором отметок характерной линии, пользователь AutoCAD Civil 3D задает необходимые высоты и уклоны и видит перед собой изменения в привычной визуальной форме. Хочется подчеркнуть, что все линии находятся в единой топологии площадки и их смежные вершины взаимосвязаны. Это, конечно, существенно облегчает поиск проектного решения, удовлетворяющего нормативным требованиям.

AutoCAD Civil 3D 2011. Продольные профили осей проездов

AutoCAD Civil 3D 2011. Продольные профили осей проездов

Компания «АйДиТи», золотой партнер Autodesk, авторизованный разработчик (ADN) и Учебный центр Autodesk (ATC), предлагает широкий спектр продуктов и приложений для решения задач проектирования и управления объектами инфраструктуры и оказывает комплекс услуг по консалтингу, технической поддержке и обучению. Мы предлагаем современные решения и разработки на базе следующих продуктов Autodesk: Topobase, MapGuide Enterprise, AutoCAD Map 3D, AutoCAD Civil 3D, AutoCAD Raster Design, а также весь спектр программного обеспечения компаний Microsoft, Adobe, Corel, Symantec и др.

Следующим этапом работы является подготовка к созданию трехмерной модели проездов — объекта Civil 3D «коридор». Исходными данными для коридора служат объекты: трассы для определения планового положения осей, продольные профили для задания вертикальной геометрии и конструкции — типовые поперечники проездов.

AutoCAD Civil 3D 2011. Трехмерные модели перекрестков

AutoCAD Civil 3D 2011. Трехмерные модели перекрестков

Трассы создаются по уже имеющимся в виде характерных линий осям проездов. Продольный профиль определяется как профиль поверхности осей. Он является динамическим, то есть при корректировке, к примеру, значения уклона в редакторе отметок линии оси проезда будет соответственно обновляться продольный профиль. Проектные профили для наглядности можно визуализировать на чертеже на видах профиля наряду с одновременно созданными профилями поверхности черной земли.

Необходимые конструкции проездов подгружаются в чертеж из инструментальной палитры. Конечно, если готовых конструкций нет, то они собираются в чертеже из элементов конструкций. Элементы конструкций представляют собой слои дорожной одежды, бордюры, тротуары, дренажные канавы и т.д. Каталог AutoCAD Civil 3D содержит обширный набор таких элементов, и возможности программы позволяют при необходимости создавать еще и собственные.

Исходные данные подготовлены, можно приступать к моделированию коридора. В прошлогодней версии программы появилась замечательная возможность создавать пересечения дорог с помощью специального мастера. Его использование многократно сокращает количество затраченных усилий и времени на формирование модели перекрестка. Трехмерные модели пересечений создаются в каждой точке пересечения осей проездов за считаные минуты. Пользователь указывает точку пересечения трасс — открывается окно мастера. В нем задаются тип перекрестка (с сохранением всех гребней или только главной дороги), параметры смещения (ширина проезда и поперечные уклоны), параметры сопряжения (радиусы скруглений и уширения поворотных полос), а также набор конструкций для перекрестка. Можно сохранить сформированный набор и в дальнейшем использовать его в других похожих проектах.

Все модели перекрестков образуют единый объект — коридор.

Новые возможности создания и редактирования коридоров в AutoCAD Civil 3D 2011

Новые возможности создания и редактирования коридоров в AutoCAD Civil 3D 2011

В новой, 2011-й версии программы работать с настройками коридора одно удовольствие. На вкладке Навигатор окна Область инструментов теперь отображается содержимое модели — базовые линии и области по ним. При выборе объекта на чертеже в контекстной «зеленой» вкладке на ленте и в контекстном меню, вызываемом правой кнопкой мышки, доступно все многообразие команд редактирования коридора и его отдельных областей, сечений и поверхностей.

С помощью этих и других удобных нововведений можно легко и быстро задать новые целевые объекты для всех краев проезжих частей проездов (целевыми объектами выступают полилинии, которыми была отрисована горизонтальная планировка), создать новые области коридора между перекрестками, а в начале и конце каждой базовой линии — трассы. Для новых областей назначаются продольные динамические профили по базовой поверхности модели, тип применяемого поперечника и частота конструкций.

AutoCAD Civil 3D 2011. Единая 3D-модель проездов

AutoCAD Civil 3D 2011. Единая 3D-модель проездов

AutoCAD Civil 3D 2011. Итоговая проектная (красная) поверхность

AutoCAD Civil 3D 2011. Итоговая проектная (красная) поверхность

Теперь осталось добавить в единую трехмерную модель проездов дополнительные базовые линии по тупикам и назначить им конструкцию с бордюром.

По готовой модели создаются поверхности. В первую очередь — поверхность вертикальной планировки проездов по покрытию дорожной одежды. И для расчета объемов земляных работ потребуется поверхность земляного основания («корыта»). Она создается по всем нижним звеньям конструкции.

Из коридора извлекаются линии по границам проездов вокруг проектируемого здания. Они формально хоть уже не входят в состав коридора, но редактировать себя не позволяют и поддерживают динамическую связь с исходным объектом. Линии могут быть основой для объектов профилирования, которыми моделируется остальная вертикальная планировка площадки. Парковку перед зданием правильнее всего организовать через дополнительный коридор. Профиль коридора опирается на проектную поверхность дорожного покрытия проездов для оси парковки и на поверхность существующего рельефа по краю улицы.

Все проектные поверхности обрезаются внешними границами и посредством вставки объединяются в итоговую поверхность красной земли.

В дальнейшем модель дополняется проектируемыми инженерными сетями и объектами благоустройства и озеленения. На основе модели создается выходная документация — оформленные в соответствии с нормативными требованиями план организации проектного рельефа, разбивочный план, план земляных масс и т.д.

При возникающих корректировках проектных решений построенная с максимальным использованием взаимосвязей модель позволит с минимальными ошибками в кратчайшие сроки обновить весь комплект рабочих чертежей.

Изменение отметки опорной точки на пересечении осей проездов влечет за собой автоматическое исправление оформленного проектного рельефа и картограммы земляных работ.

***

В сегодняшних условиях, как никогда раньше, очень важно оптимизировать производство, максимально снижая издержки при создании продукции высочайшего качества. Инновации AutoCAD Civil 3D, мощнейшей среды для выполнения инфраструктурных проектов различного назначения и сложности, наши коллеги уже не первый год успешно используют во всем мире. Модернизацию рабочего процесса проектирования применительно к отечественным реалиям вам помогут осуществить высококвалифицированные специалисты компании «АйДиТи», имеющие обширный опыт внедрения и адаптации программных средств.

САПР и графика 6`2010