6 - 2010

Межрегиональная студенческая олимпиада в Воронеже — шаг в инновационное будущее!

24 апреля в Воронеже состоялась Межрегиональная студенческая олимпиада по компьютерному моделированию и машиностроительному проектированию с помощью программных продуктов компании Autodesk, посвященная 80-летию Воронежской государственной технологической академии.

Мероприятие было организовано по инициативе ВГТА и компании «CSoft Воронеж» при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и представительства компании Autodesk в России и странах СНГ. 

Главная цель олимпиады — повышение интереса студентов и преподавателей к инновационным средствам автоматизированного проектирования, уже доказавшим свою эффективность на ведущих промышленных предприятиях по всему миру.

Олимпиада в ВГТА стала первым проектом подобного рода, охватившим не только Воронежскую область, но и соседние регионы. Для участия в соревнованиях в Воронежскую технологическую академию прибыли следующие команды:

  • Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова;
  • Воронежского государственного архитектурно­строительного университета;
  • Воронежского государственного технического университета;
  • Воронежской государственной технологической академии;
  • Орловского государственного технического университета;
  • Тамбовского государственного технического университета.

В жюри были приглашены не только представители учебных заведений, но и специалисты предприятий и организаций, использующие в своей работе самые современные САПР. В состав жюри вошли:

  • Алексей Викторович Кузовкин, профессор, зав. кафедрой НГиМЧ ВГТУ;
  • Елена Анатольевна Носова, доцент кафедры НГиИГ ВГТА;
  • Александр Петрович Суворов, генеральный директор Школы дизайна при ВИВТ;
  • Алексей Юрьевич Томахин, ведущий инженер ОАО «Автоматика»;
  • Дмитрий Юрьевич Левин, ведущий инженер ЗАО «CSoft Воронеж».

Для выполнения конкурсных заданий участникам олимпиады были предоставлены программные продукты компании Autodesk, вошедшие в состав учебного комплекса для машиностроительного проектирования: AutoCAD, AutoCAD Mechanical, AutoCAD Electrical, Autodesk Inventor, Autodesk 3ds Max Design, Autodesk Showcase, Autodesk SketchBook Pro, Autodesk Impression. Как показывает практика, именно эти продукты очень популярны среди студентов технических специальностей. Автоматизируя большую часть рутинной работы, они тем самым создают простор для творчества и позволяют ребятам реализовать свои самые смелые проекты.

Конкурсные задания олимпиады были разработаны не только для проверки уровня знаний конкретных программных продуктов и умения работать с технической документацией. Прежде всего оценивались способности студентов быстро генерировать идеи и оперативно создавать наброски проектов. Не менее важным критерием при выставлении баллов было умение представлять свои проекты и обосновывать технические решения.

Первый тур олимпиады получил неофициальное название «Домашнее задание». Задание заключалось в презентации заранее подготовленного проекта. Основными критериями оценки при этом стали качество презентации и умение достойно представить проект перед  комиссией. Все команды подготовили интересные, непохожие друг на друга проекты, каждый из которых получил высокие баллы.

Команда Воронежского государственного архитектурно­строительного университета представила детально проработанный проект жилого комплекса (рис. 1). Его основными элементами стали жилые здания и спортивный центр. Здания были целиком спроектированы в AutoCAD, а с помощью Autodesk 3ds Max Design произведена качественная визуализация. Масштабы проделанной работы поразили жюри. Несмотря на то что проект архитектурный, глубина проработки и знание инструментов проектирования заслужили самые высокие оценки.

Рис. 1. Презентация Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Студенты Воронежской государственной технологической академии подготовили презентацию на тему «Разработка эффективных методов приемов работы с инструментами AutoCAD, позволяющих усилить визуализацию моделей». Ребята показали, как с помощью инструментов визуализации в AutoCAD можно легко и быстро обозначить сильные стороны любого проекта (рис. 2).

Рис. 2. Презентация Воронежской государственной технологической академии

Участники из Тамбовского государственного технического университета также подошли к домашнему заданию нестандартно, не как машиностроители. Проект, представленный студентами, содержал ландшафтно­архитектурную композицию, выполненную с помощью AutoCAD и Autodesk 3ds Max Design (рис. 3). Помимо внешнего вида здания и ландшафта, в модели были проработаны и детали интерьера.

Рис. 3. Презентация Тамбовского государственного технического университета

Рис. 3. Презентация Тамбовского государственного технического университета

Презентация Орловского государственного технического университета носила название «Повышение эффективности процесса плоского шлифования». Достаточно серьезная проблема, которую затронули студенты, была проработана до мелочей. Рассказ о возможности модернизации оборудования, используемого на предприятиях в Орле,  дополнялся иллюстрациями этого процесса и выкладками, касающимися периода окупаемости капитальных вложений (рис. 4).

Рис. 4. Презентация Орловского государственного технического университета

Команда Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова привезла целых три проекта. Первый из них — модель вертолета КА­27, созданная в среде Autodesk 3ds Max Design. Детальной проработке подверглись не только внешние составляющие, но и интерьер кабины. Анимационные ролики модели, продемонстрированные в ходе презентации, дополнили прекрасное  впечатление от высокого уровня знаний участником инструментов моделирования (рис. 5).

Рис. 5. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель вертолета КА-27

Рис. 5. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель вертолета КА-27

Рис. 5. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель вертолета КА-27

Рис. 5. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель вертолета КА-27

Рис. 5. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Модель вертолета КА-27

Вторая презентация, представленная студентами БГТУ им. В.Г. Шухова, была посвящена модели трубного ключа ГОСТ 14727­69 М16, созданной в среде Autodesk Inventor. При работе над проектом функционал системы использовался максимально, включая параметризацию, средства автоматизации создания чертежей, анимацию сборки­разборки, динамическое моделирование и фотореалистичное тонирование (рис. 6).

Рис. 6. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель трубного ключа ГОСТ 14727-69 М16

Рис. 6. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель трубного ключа ГОСТ 14727-69 М16

Рис. 6. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель трубного ключа ГОСТ 14727-69 М16

Рис. 6. Презентация Белгородского государственного технологического университета
им. В.Г. Шухова. Модель трубного ключа ГОСТ 14727-69 М16

Рис. 6. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Модель трубного ключа ГОСТ 14727-69 М16

Третье выступление студентов БГТУ также было оригинальным. На рассмотрение жюри они представили проект настольной игры «Футбол», разработанный в среде Autodesk Inventor. Отличительной особенностью конструкции стала детальная проработка всех связей между множеством компонентов, входящих в сборку (рис. 7).

Рис. 7. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Настольная игра «Футбол»

Рис. 7. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Настольная игра «Футбол»

Рис. 7. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Настольная игра «Футбол»

Рис. 7. Презентация Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Настольная игра «Футбол»

К сожалению, из­за транспортных проблем в олимпиаде не смогла принять участие команда Курского государственного технического университета. Однако их проекты были с интересом рассмотрены членами жюри и получили самые лестные отзывы. Первая работа, выполненная студентом Д.А. Андреевым в среде AutoCAD, носит название «Вариатор шаровой». В проекте использованы средства фотореалистичного тонирования и наложения материалов. Дополняет впечатление видеоролик, созданный в среде AutoCAD (рис. 8).

Рис. 8. Презентация Курского государственного технического университета. Вариатор шаровой

Рис. 8. Презентация Курского государственного технического университета. Вариатор шаровой

Рис. 8. Презентация Курского государственного технического университета. Вариатор шаровой

Рис. 8. Презентация Курского государственного технического университета. Вариатор шаровой

Работа студента КГТУ Д.А. Шуваева носит название «Гидроцилиндр главный тормозной». Проект также выполнен в среде AutoCAD с использованием средств создания фотореалистичного тонирования и анимации (рис. 9).

Рис. 9. Презентация Курского государственного технического университета. Гидроцилиндр главный тормозной

Рис. 9. Презентация Курского государственного технического университета. Гидроцилиндр главный тормозной

Рис. 9. Презентация Курского государственного технического университета. Гидроцилиндр главный тормозной

Рис. 9. Презентация Курского государственного технического университета. Гидроцилиндр главный тормозной

Второе задание являлось стандартным для олимпиад по графическим наукам. По предложенному чертежу сборочной единицы студентам необходимо было в условиях ограниченного времени создать 3D­модель, соблюдая пропорции и взаимное расположение компонентов. Чертеж, как и полагается олимпиадным заданиям, содержал несколько тонкостей. Для их распознавания требовались хорошие навыки работы с технической документацией (рис. 10).

Рис. 10. Исходные данные второго задания

Рис. 10. Исходные данные второго задания

Рис. 10. Исходные данные второго задания

По условиям третьего задания участникам предоставлялся набор базовых компонентов в форматах различных программ (Autodesk Inventor, AutoCAD, Autodesk 3ds Max). На их основе необходимо было создать проект конечного устройства и представить его на рассмотрение жюри в виде краткой презентации (рис. 11).

Рис. 11. Исходные данные третьего задания

Рис. 11. Исходные данные третьего задания

С исходными компонентами разрешались любые манипуляции, построение собственных деталей, доработка существующих, оформление в любом виде и в любых доступных программах — словом, полный простор для творчества (рис. 12). В критерии оценки вошли такие параметры, как оригинальность и актуальность конструкции, использование возможностей программ, доступность изложения и качество презентации, а также общее впечатление от идеи и ее реализации.

После двухчасовой работы участники представили оригинальные и совершенно непохожие друг на друга проекты: модель установки для проведения дорожных работ, устройство «пресс­подъемник», модель промышленного робота для транспортировки грузов,  устройство для управления солнечными батареями, устройство автоматического управления температурой в теплицах и даже модель шагающего «марсохода».

Рис. 12. В процессе выполнения второго задания

Рис. 12. В процессе выполнения второго задания

Рис. 12. В процессе выполнения второго задания

Команда Воронежского государственного технического университета разработала модель установки, предназначенной для проведения дорожных работ. Детали механизма прорабатывались в среде Autodesk Inventor (рис. 13).

Рис. 13. Разработка команды Воронежского государственного технического университета

Рис. 13. Разработка команды Воронежского государственного технического университета

Рис. 13. Разработка команды Воронежского государственного технического университета

Рис. 13. Разработка команды Воронежского государственного технического университета

Участники из Воронежского государственного архитектурно­строительного университета разработали в среде AutoCAD устройство, предназначенное для управления солнечными батареями. По задумке создателей механизм располагается на крыше здания и разворачивает батареи к солнцу (рис. 14).

Рис. 14. Разработка команды Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Рис. 14. Разработка команды Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Рис. 14. Разработка команды Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Студенты Воронежской государственной технологической академии провели презентацию устройства «пресс­подъемник». Проект разработан в среде Autodesk Inventor. Благодаря использованию инструментария программы механизм был продемонстрирован в нескольких рабочих положениях (рис. 15).

Рис. 15. Разработка команды Воронежской государственной технологической академии

Рис. 15. Разработка команды Воронежской государственной технологической академии

Рис. 15. Разработка команды Воронежской государственной технологической академии

Рис. 15. Разработка команды Воронежской государственной технологической академии

Команда Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова подготовила проект в среде Autodesk 3ds Max Design. На основе предложенных компонентов участники создали шагающий «марсоход» и даже продемонстрировали анимационный ролик движения получившейся машины (рис. 16).

Рис. 16. Разработка команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

Рис. 16. Разработка команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

Рис. 16. Разработка команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

Рис. 16. Разработка команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

Участники из Орловского государственного технического университета создали в среде Autodesk Inventor модель промышленного робота, предназначенного для транспортировки грузов, и продемонстрировали с помощью презентации преимущества своей разработки (рис. 17).

Рис. 17. Разработка команды Орловского государственного технического университета

Рис. 17. Разработка команды Орловского государственного технического университета

Рис. 17. Разработка команды Орловского государственного технического университета

Студенты из команды Тамбовского государственного технического университета в среде AutoCAD снабдили базовую сборку дополнительными деталями и представили проект «Устройство автоматического управления  температурой в теплицах». Разработанный механизм предназначен для открывания и закрывания створки теплицы при срабатывании установленного датчика температуры (рис. 18).

Рис. 18. Разработка команды Тамбовского государственного технического университета

Рис. 18. Разработка команды Тамбовского государственного технического университета

Рис. 18. Разработка команды Тамбовского государственного технического университета

Каждая команда смогла проявить себя по­своему и создать особое впечатление.

Участники из Тамбова — Вадим Попов и Константин  Лазарев — под руководством  доцента Владислава Львовича Головашина сумели продемонстрировать очень хорошие навыки не только в машиностроительном проектировании, но и при создании ландшафтного дизайна (рис. 19).

Рис. 19. Награждение команды Тамбовского государственного технического университета

Рис. 19. Награждение команды Тамбовского государственного технического университета

 Команда ВГТУ в составе Александра Груздева, Андрея Малюткина и Сергея Лиходзиевского под руководством доцента Андрея Владимировича Питолина начала свое выступление со второго этапа. Но за счет отличного владения инструментами программных средств ребята сумели составить достойную конкуренцию соперникам в последующих турах (рис. 20).

Рис. 20. Награждение команды Воронежского государственного технического университета

Рис. 20. Награждение команды Воронежского государственного технического университета

 Студенты из команды ВГАСУ Юлия Чигарева, Павел Котов и Кристина Ушакова во главе с ассистентом Ириной Андреевной Бородиной, несмотря на строительную специализацию, смогли на равных соперничать с машиностроителями и остановились в шаге от призового места (рис. 21).

Рис. 21. Награждение команды Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Рис. 21. Награждение команды Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Представители ОГТУ Роман Ададуров, Ксения Корепанова и Илья Никандров под руководством декана факультета «Технология и конструкторско­технологическая информатика» Юрия Валерьевича Василенко осваивали новые версии программ  буквально «на ходу», но в итоге заняли третье место и удостоились бронзовых медалей (рис. 22).

Рис. 22. Награждение команды Орловского государственного технического университета (3-е место)

Рис. 22. Награждение команды Орловского государственного технического университета (3-е место)

Участники из Белгорода Сергей Тюлюков, Вадим Пелихов и Андрей Мезенцев под руководством доцента кафедры информационных технологий Александра Юрьевича Стремнева поразили всех прекрасными навыками проектирования, ораторскими способностями, неординарностью  и  фантазией.  Они сумели за два часа, отведенные на третье задание, создать футуристический проект шагающего «марсохода». В общем зачете команда БГТУ им. В.Г. Шухова показала второй результат и была награждена серебряными медалями (рис. 23).

Рис. 23. Награждение команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (2-е место)

Рис. 23. Награждение команды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (2-е место)

Скорость работы и навыки проектирования в различных программах позволили участникам из ВГТА занять первое место и получить золотые медали. А главный приз от компании CSoft Воронеж — оснащение компьютерного класса программным комплексом Autodesk Education Suite for Mechanical Engineering — стал отличным подарком от студентов к 80­летию своего вуза. Руководил командой доцент кафедры НГиИГ Сергей Валерьевич Кривошеев; имена победителей: Дмитрий Свиридов, Сергей Дорохин, Андрей Белозорев и Алексей Луговский (рис. 24).

Рис. 24. Награждение команды Воронежской государственной технологической академии  (1-е место)

Рис. 24. Награждение команды Воронежской государственной технологической академии (1-е место)

Все студенты и преподаватели, принимавшие участие в олимпиаде, стали обладателями именных сертификатов и памятных подарков от компании «CSoft Воронеж». Поздравить победителей приехал Владимир Алексеевич Гусев —  член организационного комитета олимпиады, начальник отдела по высшему, профессиональному образованию и науке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Он отметил, что всем инженерам, независимо от их специализации, необходимо знание современных САПР. Поэтому олимпиады, направленные на повышение интереса студентов к современным средствам проектирования, важны для обеспечения качественной подготовки молодых специалистов.

Несмотря на насыщенность программы и длительность мероприятия, олимпиада получилась очень интересной и для студентов, и для преподавателей. Организаторы и участники олимпиады  сошлись во мнении, что такие мероприятия очень важны и их необходимо проводить на традиционной основе.  Подобные соревнования помогут не только поддержать одаренных студентов, но и обменяться опытом по обучению современным информационным технологиям, укрепить связи между регионами,  а также способствовать развитию качественного инженерного образования.

Бесплатные студенческие версии доступны на сайте www.autodesk.ru/students

САПР и графика 6`2010