Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

8 - 2010

Особенности проектирования автоматизированной парковки в составе многоэтажного жилого здания

Игорь Козлов (Кафедра архитектурного проектирования зданий и сооружений, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г.Новосибирск, Россия)

Современные требования к уровню обеспеченности местами для хранения средств передвижения вновь возводимых жилых зданий [1] создают определенные сложности при проектировании зданий с парковками. Размещение парковок в подземных этажах многоэтажных жилых зданий налагает ограничение на сетку каркаса вышележащих этажей. Ограничение на допустимую глубину подземных сооружений приводит к росту площади парковки. Увеличение этажности парковки требует строительства рамп. Ширина проездов должна обеспечивать возможность маневра, а размеры парковочного места не должны препятствовать посадке в автомобиль.

Одним из наиболее эффективных средств решения этих проблем является механизированная автостоянка (или автоматизированная парковка) — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей) [2]. Такая парковка занимает минимальный объем, не требует организации путей эвакуации и может с успехом применяться в комплексе с жилыми зданиями, но для этого необходимо соблюсти ряд нормативных и технологических требований.

Прежде всего, здания (сооружения) механизированных автостоянок могут предусматриваться надземными класса конструктивной пожарной опасности С0. Механизированные автостоянки допускается пристраивать к зданиям другого назначения только у глухих стен этих зданий с пределом огнестойкости не менее RЕI 150. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1­го типа [2].

Кроме того, блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 100 машиномест и высоту здания (по СНиП 21­01) не более 28 м. Блоки следует разделять противопожарными перегородками 1­го типа. В механизированных автостоянках следует предусматривать автоматическое пожаротушение [2].

Еще одно требование — въезды в подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов и рабочих помещений общественных зданий не менее чем на 15 м [3].

Кроме пожарной безопасности, парковка должна отвечать требованиям безопасности при использовании автоматического механического оборудования, защитой от несанкционированного доступа к имуществу граждан и высокими требованиями к надежности и бесперебойности лифтового оборудования.

На основании анализа указанных требований был выполнен эскизный проект двухсекционного семнадцатиэтажного жилого дома с пристроенной автоматизированной парковкой. За основу технического решения автоматизированной парковки была взята разработка ООО «Санлара» (г.Новосибирск) [5], имеющая, в отличие от других [6], ряд преимуществ, в том числе приспособленность к местным климатическим условиям.

Концепция решения сводится к следующему:

1. Соединение секций жилого дома подразумевает наличие глухой стены. Если секции раздвинуть, то между ними можно разместить пристроенную парковку. Вынос парковки из­под жилой секции снимет ограничения на схему каркаса секции, что, в свою очередь, позволит сделать планировку квартир более удобной.

2. Чтобы въезд в автостоянку был не ближе 15 м от окон жилой секции, его можно сделать подземным. Такое решение позволяет перекрыть место перед воротами, защитив его от атмосферных осадков. Подземное пространство может быть соединено с лифтовым холлом в цокольном этаже, что избавляет от необходимости добираться до парковки через улицу.

3. Общее число машиномест определяется числом квартир в двух секциях и для данного случая равно 160. Высота ячейки машиноместа и грузоподъемность оборудования зависят от массогабаритных характеристик автомобилей и имеют два типовых значения: для машин массой до 1750 кг высота ячейки — 1,7 м, для машин массой до 3200 кг — 2,1 м. Рекомендуемое соотношение числа машин 2:1. Конструктивно одна секция парковки (обслуживаемая одним лифтом) представляет собой вертикальную шахту с ячейками по двум сторонам и двумя боксами с воротами для выдачи/постановки автомобилей. Общая высота парковки не должна превышать 28 м.

Структура парковки

Параметры

Секция 1

Секция 2

Секция 3

Секция 4

Секция 5

Секция 6

Всего машин

Число уровней

Авто 1750 кг, h — 2000 мм

14

14

12

12

104 шт.

Авто 3200 кг, h — 2400 мм

12

12

2

2

56 шт.

Высота заезда, мм

3000

Отметка въезда, мм

–3800

Число машин, шт.

28

28

24

24

28

28

160 шт.

Отметка верха, м

27,2

27,2

28

28

28

28

Вес машин, кг

24 500

24 500

38 400

38 400

27 400

27 400

180 600

27%

43%

30%

     Результат проектирования структуры парковки представлен в таблице.

     Грузоподъемность (а следовательно, стоимость и затраты на эксплуатацию) определяются максимальной массой автомобиля. Для секций 3 и 4 может быть поставлено оборудование меньшей грузоподъемности.

     Секции объединены попарно с организацией въездов с противоположных сторон и обязательным расположением смежных ячеек на одном уровне (рис. 1).

Рис. 1. Пример размещения ячеек смежных секций

Рис. 1. Пример размещения ячеек смежных секций

     Такое расположение повышает надежность системы доставки автомобилей: в случае отказа одного лифта есть возможность на действующем лифте спустить сначала автомобиль из смежной ячейки, а затем переместить в нее и спустить требуемый автомобиль из секции с отказавшим лифтом.

     Каждая пара секций отгораживается от соседней пары противопожарной перегородкой, образуя блок с количеством машин, не превышающим 100.

4. Для технического обслуживания парковки снаружи устанавливается лестница, которая позволяет попасть на любой уровень автостоянки. Доступ к лестнице имеет только обслуживающий персонал. Попадать в соседние противопожарные блоки можно через двери со специально устроенных технологических балконов (рис. 2).

Рис. 2. Типовой уровень автоматизированной парковки

Рис. 2. Типовой уровень автоматизированной парковки

5. Протяженность парковки вдоль фасада составляет порядка 30 м. Наличие больших глухих вертикальных плоскостей позволяет разместить на стене с южной стороны оборудование для получения энергии из солнечной радиации: солнечные батареи для выработки электроэнергии или солнечные коллекторы для подогрева воды. Наличие технологических балконов дает возможность организовать техническое обслуживание навешенного оборудования. В данном случае совмещается удобство в обслуживании и ограничение доступа к оборудованию.

     В рассматриваемом эскизном проекте солнечные коллекторы вынесены на крышу жилой секции, а на фасаде парковки размещены фотоэлектрические модули.

6. Высота жилой секции составляет порядка 60 м, то есть технический этаж находится на уровне половины этой высоты. Несложно сделать вывод о перемещении воздушных масс в области крыши парковки. Свободное пространство допускает размещение в этом месте ветрогенераторов, а постоянство направления ветра позволяет использовать не вертикальные, а более эффективные осевые конструкции. Для усиления скорости движения воздуха есть возможность организовать «ветроуловитель», принцип действия которого показан на рис. 3.

Рис. 3. Схема движения потоков воздуха через ветрогенератор

Рис. 3. Схема движения потоков воздуха через ветрогенератор

Результаты эскизного проектирования показаны на рис. 4­8.

Рис. 4. Подземные въезды в парковку

Рис. 4. Подземные въезды в парковку

Рис. 5. Парковка в разрезе

Рис. 5. Парковка в разрезе

Рис. 6. Поперечный срез по парковке

Рис. 6. Поперечный срез по парковке

Рис. 7. Вид на здание со стороны двора

Рис. 7. Вид на здание со стороны двора

Рис. 8. Южный фасад

Рис. 8. Южный фасад

В результате эскизного проектирования была разработана схема организации автоматизированной парковки, пристраиваемой к жилому многоэтажному зданию, отвечающая нормативным и технологическим требованиям. В конструкции и оборудовании парковки предусмотрена защита от всех возможных нештатных ситуаций (техника безопасности, противопожарная защита, защита от грязи и низких температур, от перебоев с электропитанием, защита от несанкционированного доступа). Функциональное решение фасада и крыши парковки придает проекту дополнительную привлекательность.

В заключение следует отметить, что все проектные работы велись на исследовательской модели здания, выполненной автором по технологии  BIM информационного моделирования зданий с использованием программы Autodesk Revit Architecture [4]. Такой подход позволяет имитировать конкретные проектные решения и вырабатывать методику их получения на компьютерной модели, максимально соответствующей реальному зданию.

Литература

1. Постановление мэрии г.Новосибирска № 668 от 07.10.2008 «О внесении изменений в местные нормативы градостроительные проектирования г.Новосибирска».

2. СНиП 21­02­99* Стоянки автомобилей.

3. СНиП 2.07.01­89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

4. Талапов В.В. Информационная модель здания — опыт архитектурного применения//Архитектура и современные информационные технологии / AMIT: Электрон. журн. 2008. № 4 (5). URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2008/4kvart08/Talapov/article.php.

5. http://www.sunlara.ru/.

6. http://stsbs­nsk.ru/?t=site&p= parking.

САПР и графика 8`2010

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557