Информационная поддержка сквозного проектирования и производства изделий корпусной мебели в системе БАЗИС
Особенности управления современным мебельным предприятием
Сетевые технологии в системе БАЗИС
Повышение эффективности мебельного производства с помощью локальной автоматизации отдельных подразделений и служб в основном исчерпало свой потенциал. Дальнейшее направление информатизации связано с комплексной автоматизацией, охватывающей все этапы жизненного цикла изделий. Успешное продвижение в данном направлении невозможно без эффективной реализации информационной инфраструктуры современного мебельного предприятия. Изменение производственной парадигмы, заключающееся в переходе к позаказному промышленному производству, ставит целый ряд ранее не рассматривавшихся задач, требует учета изменившихся информационных отношений между подразделениями и возросшей интенсивности информационного обмена [1].
Особенности управления современным мебельным предприятием
Современное производство, независимо от его отраслевой принадлежности, предполагает согласованную работу всех служб и подразделений. Поскольку процессы проектирования, технологической подготовки производства и управления на предприятиях реализуются с помощью различных автоматизированных систем, успешная производственная деятельность неизбежно предполагает их тесное информационное взаимодействие для обеспечения подобного характера работы. Решение именно этой проблемы в настоящее время является приоритетным направлением информатизации предприятий [2].
Комплекс задач управления промышленным предприятием имеет, как правило, иерархическую структуру, обусловленную различной длительностью промежутков времени между принятием управляющего решения и окончанием его влияния на производственный процесс — так называемых горизонтов планирования. В частности, может быть рассмотрена пятиуровневая структура управления, включающая [3]:
- Уровень стратегического управления с длительностью горизонта планирования от года до пяти и более лет. В современных условиях на нем обычно вырабатывается стратегическая программа развития предприятия, а также формулируются основные принципы маркетинговой политики предприятия и его взаимоотношений как с поставщиками сырья и материалов, так и с потенциальными потребителями выпускаемой продукции.
- Уровень текущего планирования с длительностью горизонта планирования от месяца до года, на котором вырабатывается объемная программа выпуска продукции предприятием в целом, а также каждым из производственных цехов в отдельности с разбивкой по кварталам и месяцам года.
- Уровень оперативного управления с длительностью планирования от десяти дней до суток. На данном уровне устанавливаются задания по объемам выпуска каждого вида продукции каждым цехом на планируемый период с учетом состояния производства на начало этого периода.
- Уровень календарного планирования и регулирования производства с длительностью до одной смены. На нем решаются задачи календарного планирования, устанавливающие объемы выпуска продукции для каждого производственного звена.
- Уровень пооперационного планирования и управления интенсивностью технологических операций внутри каждого производственного звена с горизонтом планирования, ограниченным длительностью каждой технологической операции.
Приведенное разбиение задач управления на иерархические уровни носит весьма условный характер. В частности, на большинстве мебельных предприятий задачи календарного планирования относят к оперативно-производственному планированию. Тем не менее общая схема функционирования иерархии управления остается неизменной: решение задач верхнего уровня определяет цели и, частично, ограничения для задач более низкого уровня, а информационные массивы, формируемые на нижних уровнях, являются основой для принятия оптимальных решений на верхних уровнях.
Информационные потоки
Особенностью позаказного промышленного производства, непосредственно влияющей на решение задач управления, а следовательно, на формирование и структуру информационных потоков, является прямое включение потребителя на начальном этапе ЖЦИ в качестве источника первичной информации (рис. 1). Это определяющий постулат позаказного производства, который не зависит от размеров, структуры и производственной программы предприятия. Отсюда следует, что для эффективной работы мебельного предприятия необходимо максимальное расширение номенклатуры изделий, работа в различных стилевых направлениях, расширение ассортимента материалов и фурнитуры, усложнение конструкции изделий, повышение качества изготовления, предоставление широкого спектра сервисных услуг, что приводит к резкому увеличению объема информации, подлежащей осмыслению, переработке и управлению.
Как следует из рис. 1, ядром информационной инфраструктуры предприятия является блок моделирования, включающий системы автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов, приема заказов, техникоэкономических расчетов и производственной логистики, функционирующих в едином информационном пространстве на базе современных сетевых технологий.
Рис. 1. Структура информационных потоков мебельного предприятия
Сетевые технологии в системе БАЗИС
Анализ и обобщение опыта успешного внедрения комплексных САПР на мебельных предприятиях [4, 5], работающих в условиях позаказного промышленного производства, позволили компании «Базис-Центр» разработать и вывести на рынок программных систем новые сетевые решения, позволяющие получить максимальную отдачу от автоматизации (рис. 2).
Рис. 2. Сетевые технологии в САПР БАЗИС
Система БАЗИС представляет собой модульную комплексную систему, предназначенную для автоматизации всех этапов жизненного цикла изделий корпусной мебели [6]:
- свободное и параметрическое конструирование любых изделий, в том числе сложной геометрической формы, с гнутыми фасадами, профилями и другими атрибутами современной мебели (БАЗИС-Мебельщик и БАЗИС-Шкаф);
- раскрой материалов с оптимизацией карт раскроя по критериям, учитывающим организационно-технологические аспекты процессов производства (БАЗИС-Раскрой);
- расчет в автоматическом режиме техникоэкономических показателей изготовления изделий (БАЗИС-Смета);
- формирование управляющих программ для станков с ЧПУ (БАЗИС-ЧПУ);
- учет материалов и комплектующих изделий в единой базе данных и материальнотехническое снабжение производства (БАЗИС-Склад);
- создание электронных каталогов выпускаемой продукции и прием заказов на изготовление мебели в салонах с возможностью качественного моделирования интерьеров помещений и получения комплекта документов как для покупателя, так и для производства (БАЗИС-Салон).
Основной режим работы мебельных предприятий в настоящее время — это позаказное промышленное производство [1]. Оно предполагает гибкий подход к организации взаимодействия с заказчиками, оптимальным образом сочетающий промышленные технологии с индивидуальностью каждого проекта. Это означает, что автоматизация работы мебельного салона как первичного звена жизненного цикла любого заказа должна быть двухуровневой. Первый уровень представляет собой формирование заказа на базе стандартной линейки изделий с возможностью изменения размеров, состава типовых изделий и выполнения отдельных проектных доработок. Этот режим реализуется модулем БАЗИС-Салон — недорогой массовой программой, работающей с электронными прайслистами. Она может использоваться в стационарном и мобильном режимах, а также в режиме «домашнего» проектирования.
Второй уровень автоматизации приема заказов активируется при работе с нестандартными изделиями, доля которых варьируется в зависимости от возможностей предприятия и ситуации на потребительском рынке. Для его реализации предлагается решение, позволяющее объединить средства работы со стандартными и нестандартными изделиями как в мебельных салонах, так и на предприятиях на основе современных сетевых технологий.
Принцип его функционирования заключается в следующем. Автоматизация конструкторско-технологических работ на мебельном предприятии реализуется двумя CAD-модулями: БАЗИС-Мебельщик и БАЗИС-Шкаф. Для расчета техникоэкономических параметров используется интегрированный модуль БАЗИС-Смета, при помощи которого рассчитывается, в том числе, отпускная цена изделия. Территориально распределенные мебельные салоны оснащаются модулем БАЗИС-Салон. Подобная схема автоматизации позволяет оптимизировать расходы на приобретение программ, но практически исключает работу с эксклюзивными заказами. Дополнение аппаратнопрограммного комплекса автоматизации специальным сервером лицензий дает дизайнеру мебельного салона возможность подключиться к CAD-модулям системы, установленным на предприятии. Это позволяет дополнить любой проект эксклюзивными изделиями или создать полностью индивидуальный проект. Параллельно с проектированием рассчитывается точная стоимость заказа, учитывающая как цены стандартных изделий, так и точные цены вновь созданных изделий.
Отличительная особенность двухуровневой организации приема заказов, предлагаемой компанией «Базис-Центр», заключается в гибком учете индивидуальных принципов организации производства, маркетинговой политики, ценообразования, технологии работы, построения дилерской сети, системы управления заказами и т.д. на каждом мебельном предприятии. Для любого из них могут быть подобраны такие конфигурация программных модулей и схема их взаимодействия, которые будут оптимальным образом соответствовать его текущим и перспективным потребностям. При этом следует отметить два очень важных момента сетевых решений компании «Базис-Центр»:
- более низкая цена по сравнению с традиционной схемой автоматизации;
- отсутствие трудоемких настроек, какихлибо доработок и необходимости длительного изучения: все модули начинают работать сразу же после их установки на компьютеры.
Заключение
Современное управление позаказным промышленным производством корпусной мебели должно опираться на применение автоматизированных систем и сетевых технологий на всех этапах жизненного цикла изделий. Являясь автоматизированной системой сквозного проектирования в мебельной промышленности, БАЗИС представляет собой эффективную платформу для информационной интеграции задач проектирования и управления, построения инфраструктуры предприятия, оптимально учитывающей реалии современной экономической ситуации. В настоящее время она внедрена на многих мебельных предприятиях и продолжает активно развиваться. Среди пользователей системы — многие известные предприятия: Ульяновская мебельная фабрика, ПО «Севмаш» (г.Северодвинск), мебельные фабрики «Мария» (г.Саратов), «Даурия» (г.Благовещенск) и «Династия» (г.Хабаровск), Самарская мебельная компания, производственная компания «Ангстрем» (г.Воронеж) и др.
Библиографический список
- Новая парадигма проектирования САПР сложной корпусной мебели для позаказного промышленного производства / П.Ю. Бунаков, А.В.Стариков, А.А. Старикова, В.Н. Харин. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. 319 с.
- Информационная инфраструктура современного мебельного предприятия/ П.Ю. Бунаков, А.В. Стариков, В.Н. Харин // Информационные технологии. 2007. № 8. С. 71-76.
- Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. Мн.: ООО «Новое знание», 2001. 635 с.
- Бунаков П.Ю. Опыт применения САПР БАЗИС на предприятии «ФлотИндустрия» // САПР и графика. 2008. № 12 (146). С. 101-103.
- Бунаков П.Ю. Организация сквозного проектирования в компании «Полипрофиль» на платформе системы БАЗИС // САПР и графика. 2010. № 2 (160). С. 78-81.
- Бунаков П.Ю., Стариков А.В. Автоматизация проектирования корпусной мебели: основы, инструменты, практика. М.: ДМК «Пресс», 2009. 864 с.: ил.