10 - 2010

Программные продукты RES: ЛЭП 0,4-10 кВ и RES: МЗ — возможности и перспективы

Мария Митина

Наше инновационное решение реализации CALS­технологий у вас на предприятии — единое информационное пространство на базе системы Lotsia PDM Plus.

В настоящее время в проектных организациях заканчивается переход от устаревшей технологии «бумажного» проектирования к проектированию в электронном виде с применением современной компьютерной техники и технологий. В сегодняшних условиях рынка инжиниринговых услуг использование передовых систем автоматизированного проектирования (САПР) существенно повышает конкурентоспособность проектной организации за счет увеличения эффективности при выполнении проектных работ, применения трехмерной модели объекта, автоматизации системы документооборота и управления проектной деятельностью. По мнению специалистов ГК «Русский САПР», для получения максимального экономического эффекта от вложенных в автоматизацию средств не менее важным шагом является создание единого информационного пространства (ЕИП) проектной организации, обеспечивающего управление создаваемыми данными, существующей информацией и процессом проектно­изыскательских работ в целом.

Таким образом, благодаря внедрению ЕИП впоследствии сократятся затраты на поддержку жизненного цикла проектируемого объекта, что является одной из целей внедрения концепции и стратегии CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support).

Что такое CALS­технологии

Общий термин CALS можно определить как «управление совместной разработкой, производством, выпуском и сопровождением изделий на базе информационных технологий». С учетом специфики деятельности ГК «Русский САПР» целью применения CALS­технологий, как инструмента организации и обеспечения ЕИП, является повышение качества проектной деятельности, принятие оптимальных технических решений, возможность использования ЕИП на последующих этапах ЖЦ объекта.

На рис. 1 приведены основные направления CALS­технологий:

  • параллельная разработка — организация санкционированного доступа всех участников работы над проектом к различной информации для ее совместного использования; осуществление многовариантного проектирования и сравнение вариантов по различным критериям;
  • стандартизация — основной строительный блок CALS. Направление «стандартизация» представляет собой набор стандартов, описывающих правила электронного представления данных о проектах и правила обмена этими данными. В своей работе специалисты ГК «Русский САПР» оказывают заказчику набор услуг по автоматизации процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, стандартах предприятия на современную методическую и программно­техническую базу.

В контексте концепции CALS все перечисленные на рис. 1 процессы и процедуры должны реализовываться при помощи специализированных программных приложений, оперирующих данными. Это решение разработчики ГК «Русский САПР» рекомендуют реализовать на основе Lotsia PDM Plus, так как данная платформа давно зарекомендовала себя положительно и имеет множество внедрений и отзывов (более подробно с программным комплексом вы можете ознакомиться на сайте www.bsapr.ru);

  • современные информационные технологии для автоматизации процесса проектирования представляют собой всё многообразие программного обеспечения, с помощью которого решается множество задач для обеспечения нужд заказчика.

Рис. 1. Направления CALS-технологий

Рис. 1. Направления CALS-технологий

С чего начать внедрение CALS­систем на предприятии

Внедрение CALS­систем на предприятии следует начать с создания единого хранилища системы, включая систему технического документооборота и построение архива. Технологические и методологические наработки по созданию именно такой среды и соответствующих приложений на базе Lotsia PDM Plus — одна из главных задач для разработчиков ГК «Русский САПР», которая многократно отработана в проектных организациях.

Что вы представляете, когда слышите слово «архив»? Длинный ряд полок с пыльными папками? Нечто «устаревшее», «забытое», «застывшее», верно?

Если это так, то инженеры ГК «Русский САПР» поспешат развеять этот миф. Очевидно, что система управления технической документацией компании должна сочетать возможности по организации как «устаревшего», так и «текущего» архива. При этом организация сквозного параллельного проектирования обеспечит доступ всех участников процесса ко всему многообразию документов, относящихся к текущему проекту. Кроме того, вся документация, претерпевающая изменения, будет содержать сведения о первой и каждой последующей редакции документов, об исполнителе, ответственном — и всё это будет находиться в оболочке Lotsia PDM Plus, что обеспечивает возможность создания единого информационного пространства.
Исходя из опыта внедрения систем на базе Lotsia PDM Plus сотрудниками ГК «Русский САПР», при создании системы используются их собственные наработки по построению единого хранилища данных. Как правило, средняя численность пользователей системы — 100­200 человек, но есть ряд организаций, где она достигает 300 и более. На стадии разработки концепции системы наши заказчики просят предложить те или иные адаптационные и интеграционные решения, исходя из нашего опыта разработок, что позволяет как сэкономить денежные средства, так и сократить период внедрения. Сотрудники ГК «Русский САПР» в индивидуальном порядке формируют перечень модулей для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности и требуемого уровня автоматизации.

Пример построения системы на базе Lotsia PDM Plus

Работы начинаются с предпроектного обследования, по результатам которого формируется техническое задание с исходными данными для работы, и заканчиваются поэтапной сдачей каждой подсистемы. Почему мы рекомендуем поэтапную сдачу, а не, к примеру, коробочный продукт со всеми разработанными подсистемами целиком? Надо понимать, что разработка интеграционных решений для какого­либо предприятия — это весьма трудоемкий процесс, который, в зависимости от масштаба предприятия, численности сотрудников и его структуры, может занимать от шести месяцев до нескольких лет. Чтобы внедрение системы было действительно эффективным и обеспечивало комплексную автоматизацию внутри предприятия, мы, постепенно разрабатывая ту или иную часть, сразу сдаем ее заказчику, который с этого момента начинает ее эксплуатацию. Адаптация происходит шаг за шагом, рабочая группа клиента постоянно находится во взаимодействии с разработчиками, по мере работы над системой происходит апробация в режиме реального времени, и в случае необходимости наши специалисты вносят изменения, подстраивая систему под текущие потребности заказчика на этапе внедрения системы в жизнь. В результате на выходе получается комплексная «живая» система с перечнем подсистем, опробованная сотрудниками предприятия и измененная с учетом пожеланий конечных пользователей.

При разработке проектной документации используется специальное программное обеспечение — системы автоматизированного проектирования, интеграция которых с архивной подсистемой является наиболее актуальной. Архив технической документации отличается тем, что в нем при необходимости могут храниться все версии документов (например, чертежи деталей нефтегазового оборудования разных модификаций), что приводит к значительному увеличению объема хранимой документации в различных форматах.

Специфика построения электронного архива проектной организации заключается в необходимости хранения большого числа чертежей и связанных с ними документов (спецификаций, ведомостей, технической документации и т.п.). Здесь стоит отметить преимущества ЕИП на базе Lotsia PDM Plus, поскольку она позволяет проводить интеграцию нескольких систем, установленных в организации (включая форматы Word, Excel, Microsoft Project, Microstation, AutoCAD и т.д.) с тем, чтобы технический документооборот представлял собой единое целое.

Практический опыт внедрения ГК «Русский САПР» комплексных систем автоматизации проектной деятельности показывает, что ядром комплексной информационной системы должно являться единое информационное пространство, позволяющее гибко управлять данными — производить поиск, обновление, редактирование, обмен и т.д.

На рис. 2 представлено ЕИП, которое состоит из нескольких взаимосвязанных модулей (их количество у разработчиков ГК «Русский САПР» постоянно обновляется), характерных для организации с проектной деятельностью.

Рис. 2. Взаимодействие модулей в ЕИП

Рис. 2. Взаимодействие модулей в ЕИП

Справочники и шаблоны

В центре всей системы неслучайно расположен модуль «Справочники и шаблоны», так как именно он содержит справочник контрагентов, справочник объектов проектирования, шаблоны внутренних и внешних документов и т.п. Эта подсистема применяется во всех остальных подсистемах для обеспечения единой трактовки всех названий, аббревиатур, а также для использования шаблонов, определенных корпоративными стандартами. Модуль «Справочники и шаблоны» не позволяет дублировать информацию, которая засоряла бы систему, — при вводе данных происходит автоматический поиск аналогов, в случае обнаружения которых система блокирует их ввод.

Подсистема может состоять из большого числа подмодулей. Перечень справочников определяется на стадии предпроектного обследования и, исходя из опыта разработок, может иметь вид, представленный на рис. 3 (он может быть как сокращен, так и дополнен новыми типовыми шаблонами).

Рассмотрим подмодули «Справочник контрагентов», «Справочник СМК», «Справочник НТД» и «Справочник оборудования».

Рис. 3. Структура подсистемы «Справочники и шаблоны»

Рис. 3. Структура подсистемы «Справочники и шаблоны»

Справочник контрагентов

Справочник контрагентов используется как унифицированный источник данных по контрагентам и контактным лицам. Актуализация справочника поддерживается посредствам выгрузки из «1С» (рис. 4). Кроме того, функционал системы позволяет поддерживать и ручную корректировку. Система контролирует ввод новых контрагентов — в случае обнаружения уже имеющегося контрагента с полным совпадением происходит блокировка ввода такого контрагента.

Рис. 4. Справочник контрагентов

Рис. 4. Справочник контрагентов

Справочник СМК

Справочник СМК хранит документы Системы менеджмента качества (СМК), используемые в работе на предприятии (рис. 5). Документы СМК могут создаваться и изменяться группой специалистов по СМК. Прежде чем начинать строить многоступенчатую пирамиду документации системы менеджмента качества, необходимо определить порядок разработки системы, утверждения и внесения изменений, состав, оформление и т.д. Единый подход помогает в преодолении оказываемого сопротивления при внедрении и применении системы менеджмента качества.

Рис. 5. Справочник СМК

Рис. 5. Справочник СМК

Согласно требованиям стандартов ИСО 9000, система менеджмента качества должна быть тщательно документирована. Документация позволяет организации осуществлять деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Для поиска или проверки существующего документа СМК создается поисковая форма с необходимым набором атрибутов.

Справочник НТД

Данный справочник служит для хранения нормативно­технической документации (рис. 6). Все нормативные документы группируются в зависимости от принадлежности НТД на ГОСТы, СанПины, СНиПы, технические регламенты, указы и распоряжения, федеральные законы РФ, ФОИВ и т.д. Причем справочник может быть дополнен, помимо стандартных справочных данных, уникальной НТД, принадлежащей именно данной организации. Это очень удобно, поскольку старые разработанные проекты в бумажном варианте плохого качества более целесообразно хранить в автоматизированной системе, к тому же не стоит забывать, что они могут содержать типовые решения задач, необходимые для текущей деятельности компании. Все пользователи системы имеют доступ ко всем карточкам библиотеки НТД и прикрепленным файлам.

Рис. 6. Справочник НТД

Рис. 6. Справочник НТД

При внесении изменений в существующую НТД или замене документа­файла рассылка осуществляется автоматически всем пользователям системы, тем самым реализуется актуализация оповещения сотрудников обо всех вносимых изменениях в НТД и обновлении доступа к данному документу.

Справочник оборудования

В данном разделе можно проанализировать эффективность эксплуатации, выявить свободное или неиспользуемое оборудование и, при необходимости, перераспределить его для применения в нужном месте.

Ответственный сотрудник следит за актуальностью справочника и вовремя присваивает неиспользуемому оборудованию статус «Отмененное». Оборудование удаляется из справочника и перемещается в папку «Отмененное оборудование».

Для обеспечения актуальности данных на всем протяжении ЖЦ оборудования в данной системе предусмотрено структурирование информации по заданным показателям (атрибутам), таким как «По производителю» и «По типу оборудования». Доступ к просмотру неограничен, то есть просматривать справочник оборудования может любой сотрудник организации. В результате пользователи системы могут осуществлять поиск нужного оборудования по заданным параметрам (рис. 7).

Рис. 7. Справочник оборудования

Рис. 7. Справочник оборудования

К сожалению, ограничения по объему статьи не позволяют рассмотреть все модули системы, более подробно с представленными интеграционными решениями вы можете ознакомиться на нашем сайте. Специалисты компании с радостью ответят на все интересующие вас вопросы.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что улучшения должны стать политикой любой компании — только тогда ваши инвестиции будут полноценно работать.

САПР и графика 10`2010