Экономия веса аэрокосмических изделий при помощи CAM-системы PowerMILL
Компания Tritech, специализирующаяся на производстве механических компонентов аэрокосмической техники и использующая CAM-систему PowerMILL, внесла большой вклад в создание военно-транспортного самолета Airbus A400M.
Задача компании заключалась в изготовлении из цельных заготовок 64 различных вариантов особоответственного сложного фитинга, являющегося частью топливной системы и расположенного в крыле самолета. При помощи программного обеспечения компании Delcam и новейшего высокоскоростного пятиосевого двухпаллетного обрабатывающего центра Huron MX4 компания Tritech смогла отказаться от литья и отфрезеровать деталь из цельной заготовки, благодаря чему была достигнута существенная экономия веса изделия.
Английская компания Tritech обладает 26летним опытом высокоточного литья сложных, высокоответственных изделий, поэтому ее продукция пользуется спросом у самых требовательных заказчиков. На протяжении последних 14 лет компания также инвестировала значительные средства в развитие своих возможностей по механообработке, что позволило ей выполнять сложные комплексные заказы для оборонной и аэрокосмической отрасли. Tritech имеет три производственных цеха, в которых работает порядка 250 человек.
Если раньше компания Tritech специализировалась на литье заготовок с их последующей механообработкой, то заказ из Airbus впервые потребовал фрезерования тонкостенной детали из цельной заготовки. При помощи высокоточного литья можно создавать ответственные трубопроводные фитинги с минимальной толщиной стенок порядка 2,0 мм, причем дальнейшее утончение ограничено прочностными требованиями, а также риском проявления дефектов литья и микропористости. Но инженеры Airbus решили, что можно добиться значительного снижения веса фитинга топливного трубопровода за счет перехода на новую технологию производства, позволяющую уменьшить толщину его стенок с 2,0 до 1,0 мм. Для обеспечения эксплуатационных требований точность изготовления фитинга с толщиной стенки 1,0 мм из цельной алюминиевой заготовки должна быть не ниже 0,015 мм.
После того как экономисты компании Tritech подтвердили эффективность капиталовложений в новое станочное оборудование, руководитель проектноконструкторского отдела Поль Биэр (Paul Beer) приступил к выбору станков. Одним из потенциальных претендентов была фирма Fortron — английское представительство французской станкостроительной компании Huron.
Когда инженеры Airbus попросили предоставить им три фитинга, изготовленных из цельной заготовки, специалисты Tritech и Huron ощутили всю сложность поставленной перед ними задачи. В результате инженеры фирмы Huron, при технической поддержке французского представительства компании Delcam, смогли разработать управляющие программы для станка с ЧПУ и изготовить тестовые образцы, которые были отправлены на всесторонние испытания в Airbus. «Проверка на Airbus показала, что качество предоставленных нами деталей было наилучшим из того, что специалисты Airbus встречали за столь короткое время выполнения заказа», — комментирует гн Биэр.
Ключевую роль в успешном выполнении этого сложного проекта сыграли специальные стратегии обработки CAMсистемы PowerMILL, предназначенные для фрезерования внутренних каналов коллекторов и других труднодоступных зон. Эти стратегии имеют функцию автоматического наклона оси инструмента, позволяющую поддерживать оптимальные режимы резания при обеспечении минимально допустимого зазора между режущим инструментом и обработанной поверхностью детали, предотвращая риск трения и появления зарезов.
После того как новая технология доказала свою работоспособность и рентабельность, компания Tritech приобрела станок с ЧПУ фирмы Huron и CAMсистему PowerMILL и приступила к полномасштабному выпуску продукции. Поскольку заказчик поставил перед Tritech жесткие временные ограничения, на начальном этапе для разработки управляющих программ было решено привлечь программистовтехнологов компании Delcam, в то время как специалисты Tritech проходили курс обучения работе в PowerMILL. По завершении их обучения фирма Tritech смогла полностью самостоятельно производить за одну неделю свыше шести чрезвычайно сложных в изготовлении фитингов.