Практические аспекты использования Workflow в PLM-решениях
В настоящее время невозможно представить серьезную PDM/PLMсистему, которая не имела бы в своем составе средств автоматизации бизнеспроцессов и документооборота — Workflow. Но, к сожалению, в ряде случаев при внедрении PDM/PLMрешения происходит недооценка значения этой подсистемы, и Workflow используется в лучшем случае как простая система внутренней электронной почты предприятия. В данной статье мы постарались дать читателям более полное представление о возможностях подсистемы Workflow на примере соответствующей подсистемы решения Lotsia PDM PLUS.
Что такое Workflow
Прежде всего давайте разберемся с терминологией. Международная организация Workflow Management Coalition (WfMC) определяет термин Workflow следующим образом: это «автоматизация бизнеспроцесса, полная или частичная, при которой документы, информация или задачи передаются от одних участников другим для выполнения действий в соответствии с набором методологических (процедурных) правил». То есть речь идет об автоматизации не только документооборота, но и бизнеспроцессов. При этом под бизнеспроцессом понимается совокупность взаимосвязанных процедур или мероприятий, которые реализуют бизнесзадачу или цель бизнесполитики, как правило, в контексте организационной структуры предприятия с заданными ролями и отношениями между персоналом. Данное определение представляется нам более корректным и понятным, чем используемое в публикациях ряда отечественных авторов словосочетание «поток работ», представляющее собой прямую кальку с английского.
Фактическая реализация автоматизации бизнеспроцессов ложится на системы класса Workflow Management System, которые описывают, создают и управляют выполнением бизнеспроцессов через использование программного обеспечения, применяющего один или более инструментов для обработки бизнеспроцессов. Данные инструменты интерпретируют описание бизнеспроцесса, взаимодействуют с его участниками и, где это требуется, используют программные инструменты и приложения.
Отличия систем Workflow от систем электронной почты
Люди, не знакомые с системами Workflow, часто спрашивают, зачем им система Workflow, если у них уже есть программа электронной почты.
Основные различия между ними следующие:
- полная контролируемость состояния процесса в любой момент времени. Электронную почту можно сравнить с рогаткой, из которой вы «выстреливаете» свое сообщение и далее его уже не контролируете. Получатель может переадресовать ваше сообщение комуто еще, и вы об этом не узнаете. В системах Workflow вы в любой момент можете посмотреть, где именно находится ваше сообщение и какие действия с ним производились;
- возможность автоматизировать сложные бизнеспроцессы. Системы Workflow позволяют не только обмениваться сообщениями и пересылать файлы, но и выполнять различные действия (например, запускать скрипт, изменять права доступа к документам и т.п.) в автоматическом режиме в зависимости от заданных при описании бизнеспроцесса условий. Также большинство систем Workflow поддерживает механизм транзакций;
- визуальное описание бизнеспроцессов. В большинстве систем Workflow присутствуют графические редакторы, позволяющие строить сложные схемы бизнеспроцессов;
- устойчивая повторяемость бизнеспроцессов в Workflow достигается за сет использования предварительно настроенных шаблонов;
- существенно большие возможности по анализу процессов в Workflow благодаря хранению информации по процессам в единой базе данных.
Назначение подсистемы Workflow систем PDM/PLM
В системах PDM/PLM подсистема Workflow используется, как правило, для решения следующих задач:
- управление процессами поддержки жизненного цикла продукции;
- управление маршрутизацией документов;
- управление процессом утверждения документации и проведением изменений;
- управление организационнотехническими мероприятиями;
- управление маршрутизацией форм;
- организация информационных рассылок.
Разумеется, этот перечень может варьироваться в зависимости от специфики предприятия и не является исчерпывающим.
Основные функциональные возможности подсистемы Workflow систем PDM/PLM
Применительно к реализации в системах PDM/PLM подсистема Workflow обычно обладает следующими функциональными возможностями:
- графическое описание шаблонов бизнеспроцессов;
- последовательная маршрутизация;
- параллельная маршрутизация (в том числе с динамическим распараллеливанием работ);
- комбинированная маршрутизация;
- построение сложных бизнеспроцессов с вложенными подпроцессами;
- изменение маршрутов «на лету»;
- автоматизация присвоения и изменения атрибутов объектов;
- автоматизация изменения прав доступа к объектам и документам;
- поддержка голосований и подготовки совещаний;
- перенаправление заданий (замена исполнителей);
- нотификация;
- интеграция с системами электронной почты.
Данные функциональные возможности позволяют решать широкий перечень практических задач. Давайте рассмотрим, как это может применяться на практике.
Описание бизнеспроцессов
Важной задачей для успешного перехода к электронному документообороту является представление бизнеспроцессов в форме, которая поддерживает автоматизированную обработку. При внедрении сложных информационных систем сейчас часто применяют системы реинжиниринга бизнеспроцессов (BPR). Описание бизнеспроцесса в них состоит из совокупности мероприятий и их взаимоотношений, критериев для обозначения начала и окончания процесса и информации об отдельных мероприятиях, например участниках, связанных программных приложениях и данных и т.п., описанных с использованием определенной методологии и нотации.
Графическое представление шаблона бизнес-процесса
Современные системы Workflow в ряде случаев успешно справляются с задачами описания бизнеспроцессов (Process Definition) практически любого уровня сложности, включая вложенные подпроцессы (subprocesses). В подсистеме Workflow программы Lotsia PDM PLUS для описания шаблонов бизнеспроцессов служит визуальный редактор, позволяющий строить описание процессов в режиме draganddrop. При этом описание процесса может включать как неавтоматизированные, так и автоматизированные мероприятия, а также идентифицирует различные мероприятия (activities), методологические правила и связанную управляющую информацию для управления последовательностью действий во время выполнения процесса.
Создание вложенных шаблонов бизнес-процессов
Может применяться как последовательная, так и параллельная или комбинированная маршрутизация. А широкое использование возможностей по выбору данных из различных справочников и классификаторов минимизирует возможные ошибки, связанные с ручным вводом информации и избавляет пользователей системы от рутинных процедур.
На основании построенных шаблонов бизнеспроцессов в дальнейшем исполняются отдельные экземпляры процессов, с каждым из которых связан специфический набор данных, относящихся к этому отдельному экземпляру процесса (Workflow Case).
Такое формализованное описание бизнеспроцессов удовлетворяет требованиям стандартов менеджмента качества серии ISO 9000 в части устойчивой повторяемости процессов.
Экранные формы с контекстными подсказками
При описании бизнеспроцесса в системе Workflow сразу же создаются экранные формы и контекстная справка для пользователей системы.
Типичными примерами шаблонов бизнеспроцессов применительно к использованию в PDM/PLMсистемах являются:
процесс разработки и утверждения проектной, конструкторской или технологической документации по ЕСКД/СПДС (в том числе с многократным представлением документов на утверждение);
- процесс проведения изменений по ЕСКД;
- процесс обмена информацией с контрагентами и смежными подразделениями;
- процесс выдачи задания.
Конечно же, формальное описание бизнеспроцесса не отменяет возможность свободной маршрутизации и обмена сообщениями, которые также применяются в системах Workflow.
Условия переходов между этапами бизнес-процесса
Проверка бизнеспроцесса
Важным моментом при моделировании бизнеспроцессов является проверка валидности созданного процесса. При этом процесс проверяется на отсутствие необходимых экранных форм, заданных исполнителей и условий перехода между задачами (этапами), наличие незавершенных действий и т.п. Редактор Workflow системы Lotsia PDM PLUS включает средства автоматической проверки шаблонов бизнеспроцессов, что значительно облегчает процедуру их создания и контроля.
Проверка шаблона бизнес-процесса
Окно «Задания и сообщения» подсистемы Workflow
Запуск экземпляра процесса
После того как шаблон бизнеспроцесса создан, по нему может быть запущено на исполнение неограниченное количество экземпляров бизнеспроцесса. На данном этапе работы системы переменные из шаблона бизнеспроцесса заменяются специфическими для этого экземпляра процесса значениями.
Для сложных шаблонов бизнеспроцессов, имеющих различные варианты работы с ними исполнителей, могут применяться динамическое распараллеливание работ и условные переходы. Также могут быть проведены динамическое назначение исполнителей, замена исполнителя, переадресация работы и т.д.
При этом у участвующего в процессе исполнителя при передаче ему задания (перехода процесса на этап, в котором участвует данный пользователь) в его личном окне заданий и сообщений появляется соответствующее сообщение, которое может дублироваться специальным уведомлением, срабатывающим даже в том случае, если система Lotsia PDM PLUS не запущена на его компьютере.
Нотификация и дополнительное оповещение с помощью модуля BeInFlow
Контроль состояния бизнеспроцесса
Одним из неоспоримых достоинств Workflow является возможность как проконтролировать в любое время состояние исполняющегося процесса, так и получить сводный отчет по выполнению всех процессов.
Lotsia PDM PLUS позволяет визуально определить состояние любого процесса на карте, а также получить отчет по контролю исполнения.
Также администратор системы может настроить специализированные отчеты по контролю за исполнением интересующих его бизнеспроцессов.
Для всех карт бизнеспроцессов и свободных сообщений автоматически ведется история переписки, по которой в любой момент можно просмотреть, например, всю цепочку движения интересующего вас документа, включая информацию о времени получения и прочтения соответствующих сообщений.
Все эти возможности существенно облегчают выполнение организацией требований стандартов серии ISO 9000 в части протоколирования действий пользователей и контроля исполнения.
Использование специализированных функций
Помимо возможностей, стандартных для профессиональных систем Workflow (таких как информационные рассылки, управление правами доступа и т.п.), Lotsia PDM PLUS включает ряд настраиваемых специализированных функций. Одной из них является возможность организации электронных голосований. При этом участники голосования могут голосовать по нескольким вопросам в рамках одного голосования, высказывать особое мнение и делать комментарии. Итоги голосования могут обрабатываться различным образом и отображаться в наглядной форме.
Дополнительно к голосованиям подсистема Workflow системы Lotsia PDM PLUS имеет механизм пользовательских календарей, позволяющий быстро и удобно назначать персональные события.
Просмотр текущего состояния карты бизнес-процесса
Встроенный контроль исполнения бизнес-процесса в Lotsia PDM PLUS
Встроенный клиент электронной почты и интеграция со средствами ввода информации
Одним из преимуществ Workflow системы Lotsia PDM PLUS является наличие встроенного почтового клиента. На практике это означает поддержку протоколов POP3 и SMTP. Для каждого пользователя в Lotsia PDM PLUS может быть настроено несколько учетных записей внешней электронной почты. Таким образом, и внутренняя и внешняя переписка хранится в одной базе данных и ведется совершенно прозрачно. Наиболее ценным здесь представляется автоматическое увязывание внутренней и внешней переписки по определенному вопросу в сквозную цепочку истории переписки. Типичный пример: внешнее сообщение пересылается внутреннему адресату, его ответ пересылается обратно внешнему адресату, внешний адресат вновь отвечает и т.д. и т.п. В данной ситуации Lotsia PDM PLUS автоматически свяжет все эти сообщения между собой и наглядно отобразит всю цепочку писем в истории переписки.
В то же время очень удобна возможность использования встроенного диспетчера входящих писем. Благодаря ему пользователь может сам выбрать, какие внешние письма следует поместить в базу данных Lotsia PDM PLUS.
Отчет по текущему состоянию бизнес-процессов
Принятые в Lotsia PDM PLUS внешние сообщения могут маршрутизироваться точно так же, как и сообщения внутренних адресатов.
Интеграция со средствами ввода информации дает возможность сразу же поместить в систему отсканированный документ и задействовать его в бизнеспроцессе (или отправить по предварительно заданному маршруту).
Данные функции делают удобным обмен информацией с организациями, не имеющими систем PDM/PLM.
Workflow и реинжиниринг бизнеспроцессов
В работе любого предприятия наступает момент, когда его бизнеспроцессы требуют пересмотра и модернизации. Использование Workflow также может помочь на стадии реинжиниринга бизнеспроцессов.
Для анализа и оптимизации бизнеспроцессов можно воспользоваться накопленной статистикой по выполненным процессам. Данные по процессам при этом, с целью снижения нагрузки на рабочий сервер системы PDM/PLM, имеет смысл выгрузить в отдельную базу данных и анализировать с помощью специальных средств (OLAP и т.п.). Но первичный анализ можно проводить и с помощью входящего в состав решения Lotsia PDM PLUS генератора отчетов.
На основании полученных данных можно определить критические точки (критические задачи, подразделения, исполнителей и т.п.) процессов и далее изменить шаблоны бизнеспроцессов в целях их оптимизации.
Дерево истории переписки
Данные возможности подсистемы Workflow облегчают поддержку требований стандартов серии ISO 9000 в части аудита бизнеспроцессов.
П оложительный опыт внедрения Workflow
Как показывает опыт внедрения подсистемы Workflow решения Lotsia PDM PLUS, производительность труда за счет внедрения автоматизации бизнеспроцессов возрастает в среднем в несколько раз, а для отдельных задач (например, выдача заданий смежным подразделениям в проектных организациях) — в десятки раз.
К сожалению, формат журнальной статьи не дает возможности подробно рассказать обо всех полезных функциях подсистемы Workflow, желающие более подробно ознакомиться с ними могут сделать это на регулярно проводимых группой компаний «Лоция Софт» бесплатных семинарах.