2 - 2011

Информационная поддержка процесса обслуживания изделий ОАО «Аэроприбор-Восход» на базе T-FLEX DOCs 2010

Валерий Степаненко
(Начальник группы сектора САПР ОАО «Аэроприбор-Восход»)

ОАО «Аэроприбор-Восход» занимается разработкой авиационных приборов без малого уже 70 лет. Помимо разработки осуществляется мелкосерийное производство и техническое обслуживание приборов.
В данной статье рассказывается об автоматизированной системе обработки заказов на техническое обслуживание изделий после продажи.

Поступившее на техобслуживание изделие проходит по следующему маршруту (рис. 1):

  1. Приемом изделия у заказчика занимается бюро технического контроля, где выполняется проверка внешнего вида, комплектности и соблюдения правил эксплуатации.
  2. Изделие поступает в распоряжение специалистов контрольно­измерительной станции (КИС), где оно проходит ряд испытаний, направленных на выявление неисправности, указанной заказчиком.
  3. Изделие передается в цех, где производятся действия, зависящие от результатов проверки в КИС. Если наличие дефекта не подтвердилось, то в цеху выполняются стандартные проверки. Если же дефект подтвердился, специалисты, включая ведущего конструктора по теме, выявляют неисправный блок или элемент и решают вопросы устранения самого дефекта и причин его возникновения, а затем выполняются стандартные проверки.
  4. Следующий пункт маршрута для изделия — КИС, где выполняются стандартные выходные испытания. Они включают проверку работы изделия в экстремальных температурных и барометрических режимах.
  5. После всех проверок изделие переходит в бюро сбыта, выдающего его обратно заказчику.

До 2002 года вся информация о поступлениях изделий на техобслуживание хранилась и обрабатывалась исключительно в бумажном виде. С 2002­го до середины 2010 года все поступления дополнительно регистрировались в файле формата Excel (рис. 2) отделом логистической поддержки по мере прохождения изделия по производственным подразделениям (то есть после получения соответствующих бумажных документов).

Рис. 1. Часть схемы бизнес-процесса обслуживания изделий

Рис. 1. Часть схемы бизнес-процесса обслуживания изделий

Рис. 2. Внешний вид журнала поступлений в MS Excel

Рис. 2. Внешний вид журнала поступлений в MS Excel

Пояснять преимущества применения электронной базы данных перед бумажными технологиями читателям журнала «САПР и графика» не нужно… Но совершенству нет предела!

Поэтому было принято решение перевести документооборот обслуживания изделий в специализированную систему, построенную на базе T­Flex DOCs 2010. Основной целью перехода являлось повышение удобства хранения, поиска и анализа информации, а также составления разного рода отчетов на ее основе. Кроме того, разделение прав доступа открывает возможность совместной работы с информационной системой всем подразделениям, занятым в процессе технического обслуживания изделий, без риска повреждения информации, введенной ранее другими подразделениями. Еще одним немаловажным фактором в пользу перехода является возможность более простого поиска версии технической документации, по которой было изготовлено изделие. Жизненный цикл авиационных приборов составляет несколько десятков лет — за это время документация меняется неоднократно. И на поиск всех извещений об изменениях на комплект документации, по которому выпускался конкретный экземпляр изделия, может уйти несколько человекодней в бумажном архиве.

Для реализации перехода к более совершенным методам обработки и хранения информации необходимо было провести следующие работы:

  • создание структуры специализированных справочников;
  • формирование связей между созданными справочниками и уже имеющимися в системе, например «Организации» и «Контакты» из состава CRM, «Регистрационно­контрольные карточки» и «Журналы регистрации» из канцелярии, «Файлы»;
  • перенос данных из файла Excel в T­Flex DOCs;
  • составление различных отчетов на основе данных, внесенных всеми подразделениями (в первую очередь акт исследования);
  • организация автоматической регистрации изменений состояния изделия при наступлении тех или иных событий, написание соответствующих макросов;
  • создание бизнес­процессов движения объектов;
  • организация процесса синхронизации данных T­Flex DOCs 2010 и ERP­системы.

В итоге понадобилось создать четыре специализированных справочника: «Изделия», «Поступления», «Отгрузки» и «Объекты».

Справочник «Объекты» включает список летательных аппаратов, на которых применяются изделия ОАО «Аэроприбор­Восход».

Справочник «Отгрузки» содержит список всех отгрузок, совершавшихся с 2002­го года. Список постоянно пополняется данными из ERP­системы — пока в полуавтоматическом режиме через обменный файл.

В справочнике «Изделия» на данный момент имеется список изделий, отгружавшихся предприятием с 2002 года. Объекты этого справочника имеют такие парамет­ры, как «наименование», «заводской номер», «дата выпуска», «дата ввода в эксплуатацию», «состояние» и др., а также связи на справочники «Поступления», «Файлы», «Организации», «Отгрузки». Из справочника «Изделия» можно почерпнуть следующую дополнительную информацию: сколько раз изделие приходило на обслуживание (сразу же можно посмотреть, по каким причинам оно поступало, в какие сроки и какие действия были проведены — рис. 3), посмотреть отсканированный паспорт изделия, когда и по каким накладным отгружалось. В случае необходимости прямо из справочника «Изделия» можно создать еще один объект типа Поступление, которое автоматически будет связано с данным изделием. Изменения состояния изделия накапливаются в специальном списке объектов История изделия, прикрепленном к типу Изделие справочника «Изделия».

Рис. 3. Справочник «Изделия»

Рис. 3. Справочник «Изделия»

Пользователь может создать такой объект сам, задав значения параметров и назначив связи (рис. 4). Но чаще всего эти объекты должны порождаться системой в момент наступления определенных событий. Например, в случае создания объекта типа Поступление для этого изделия должен появиться объект списка с состоянием ТОиР. А в момент заполнения параметра Дата восстановления в объекте Поступление — объект истории изделия с состоянием Восстановлен (рис. 5). Помимо создания объектов списка происходит актуализация информации в объекте Изделие, то есть в параметры Состояние и Налет, а также в связи Эксплуатант и Объект записываются самые последние известные данные об этом изделии из объектов списка История изделия.

Рис. 4. Диалог создания объекта списка История изделия

Рис. 4. Диалог создания объекта списка История изделия

Рис. 5. Фрагмент макроса автоматического создания истории изделия

Рис. 5. Фрагмент макроса автоматического создания истории изделия

В справочнике «Поступления» имеется список всех поступлений, зарегистрированных с 2002 года. У объектов типа Поступление есть такие параметры, как «тип поступления», «дата отказа», «дата поступления», «причина поступления», «дата восстановления» и др. Из связей присутствуют: «изделия», «организации», «файлы», «объекты» (рис. 6). Причем на справочник «Изделия» назначено две связи, потому что в некоторых случаях на время ремонта заказчику выдается аналогичное изделие из обменного фонда. Эта ситуация отслеживается в истории изделия. Точно так же, как и с изделиями, можно посмотреть отсканированные документы, связанные с этим поступлением, или перейти в список изделий.

Некоторые изменения внесены и в стандартные для T­Flex DOCs 2010 справочники. Так, в «Оганизациях» появились связи на справочники «Поступления», «Изделия» и «Отгрузки». В диалог пользователя включены новые закладки с соответствующими списками. Таким образом, всегда можно посмотреть, какие изделия, например, находятся в эксплуатации у конкретной организации.

Рис. 6. Справочник «Поступления»

Рис. 6. Справочник «Поступления»

После разработки структуры справочников и создания связей были проведены работы по их заполнению. Делалось это с помощью достаточно простого в использовании механизма табличной вставки данных из MS Excel. Для создания объектов справочника необходимо привести в соответствие количест­во и порядок столбцов в DOCs и в файле Excel, скопировать данные из Excel в буфер обмена Windows и вставить их оттуда в DOCs. Но объекты по связям, конечно же, не восстановятся сразу после такого импорта. Например, в «Поступлении» наименования организации­заказчика и эксплуатанта, на­именование и заводской номер изделия были просто текстовыми параметрами. Чтобы найти соответствующие объекты и установить связи, пришлось воспользоваться специальным макросом Заполнение связи, включенным в стандартную поставку T­Flex DOCs 2010. Благо, работа с ним проста и понятна: в появившемся после запус­ка мак­роса диалоге нужно указать на­именование заполняемой связи, на­именование параметра в исходном и связываемом справочниках.

Одной из основных задач создаваемой системы является генерация отчетов. Первым по необходимости и по очереди создания стал акт исследования, являющийся компиляцией данных, внесенных в объект Поступление всеми подразделениями — участниками бизнес­процесса обработки заказа на техническое обслуживание изделия. Выполнен отчет на базе специально подготовленного файла формата MS Office Word. Переменные данные передаются в атрибуты XML­тэгов. Важно отметить, что поддерживается вывод в таблицу элементов с переменным составом. В акте исследования — это список мер по восстановлению, который зависит от результатов исследования (рис. 7). Помимо отчета для одного объекта, есть возможность вывести отчет по списку объектов, в том числе и предварительно отфильтрованного. Примером такого простейшего отчета может служить список изделий на обслуживании (рис. 8). Он показывает только объекты типа Поступления, у которых не заполнена дата оформления акта исследования.

Рис. 7. Внешний вид отчета MS Word в режиме редактирования шаблона

Рис. 7. Внешний вид отчета MS Word в режиме редактирования шаблона

Рис. 8. Пример статистического отчета

Рис. 8. Пример статистического отчета

Финансовая сторона вопроса обслуживания изделий отражается в ERP­системе, но некоторые данные (взаимодействия с контрагентами, информация об отгруженных изделиях) должны синхронизироваться между ERP­системой и T­Flex DOCs 2010. Задача синхронизации общих справочников стоит на повестке дня, равно как и подключение справочника «Номенклатура» к справочнику «Изделия» (как уже упоминалось, это необходимо для фиксации версии комплекта КД, по которой было изготовлено изделие). Эти работы будут выполняться в рамках программы построения единого информационного пространства предприятия.

О дальнейшем развитии системы обработки заказов на техническое обслуживание изделий ОАО «Аэроприбор­Восход» после продажи читайте в следующих номерах журнала «САПР и графика».

САПР и графика 2`2011