Информационная поддержка процесса обслуживания изделий ОАО «Аэроприбор-Восход» на базе T-FLEX DOCs 2010
ОАО «Аэроприбор-Восход» занимается разработкой авиационных приборов без малого уже 70 лет. Помимо разработки осуществляется мелкосерийное производство и техническое обслуживание приборов.
В данной статье рассказывается об автоматизированной системе обработки заказов на техническое обслуживание изделий после продажи.
Поступившее на техобслуживание изделие проходит по следующему маршруту (рис. 1):
- Приемом изделия у заказчика занимается бюро технического контроля, где выполняется проверка внешнего вида, комплектности и соблюдения правил эксплуатации.
- Изделие поступает в распоряжение специалистов контрольноизмерительной станции (КИС), где оно проходит ряд испытаний, направленных на выявление неисправности, указанной заказчиком.
- Изделие передается в цех, где производятся действия, зависящие от результатов проверки в КИС. Если наличие дефекта не подтвердилось, то в цеху выполняются стандартные проверки. Если же дефект подтвердился, специалисты, включая ведущего конструктора по теме, выявляют неисправный блок или элемент и решают вопросы устранения самого дефекта и причин его возникновения, а затем выполняются стандартные проверки.
- Следующий пункт маршрута для изделия — КИС, где выполняются стандартные выходные испытания. Они включают проверку работы изделия в экстремальных температурных и барометрических режимах.
- После всех проверок изделие переходит в бюро сбыта, выдающего его обратно заказчику.
До 2002 года вся информация о поступлениях изделий на техобслуживание хранилась и обрабатывалась исключительно в бумажном виде. С 2002го до середины 2010 года все поступления дополнительно регистрировались в файле формата Excel (рис. 2) отделом логистической поддержки по мере прохождения изделия по производственным подразделениям (то есть после получения соответствующих бумажных документов).
Рис. 1. Часть схемы бизнес-процесса обслуживания изделий
Рис. 2. Внешний вид журнала поступлений в MS Excel
Пояснять преимущества применения электронной базы данных перед бумажными технологиями читателям журнала «САПР и графика» не нужно… Но совершенству нет предела!
Поэтому было принято решение перевести документооборот обслуживания изделий в специализированную систему, построенную на базе TFlex DOCs 2010. Основной целью перехода являлось повышение удобства хранения, поиска и анализа информации, а также составления разного рода отчетов на ее основе. Кроме того, разделение прав доступа открывает возможность совместной работы с информационной системой всем подразделениям, занятым в процессе технического обслуживания изделий, без риска повреждения информации, введенной ранее другими подразделениями. Еще одним немаловажным фактором в пользу перехода является возможность более простого поиска версии технической документации, по которой было изготовлено изделие. Жизненный цикл авиационных приборов составляет несколько десятков лет — за это время документация меняется неоднократно. И на поиск всех извещений об изменениях на комплект документации, по которому выпускался конкретный экземпляр изделия, может уйти несколько человекодней в бумажном архиве.
Для реализации перехода к более совершенным методам обработки и хранения информации необходимо было провести следующие работы:
- создание структуры специализированных справочников;
- формирование связей между созданными справочниками и уже имеющимися в системе, например «Организации» и «Контакты» из состава CRM, «Регистрационноконтрольные карточки» и «Журналы регистрации» из канцелярии, «Файлы»;
- перенос данных из файла Excel в TFlex DOCs;
- составление различных отчетов на основе данных, внесенных всеми подразделениями (в первую очередь акт исследования);
- организация автоматической регистрации изменений состояния изделия при наступлении тех или иных событий, написание соответствующих макросов;
- создание бизнеспроцессов движения объектов;
- организация процесса синхронизации данных TFlex DOCs 2010 и ERPсистемы.
В итоге понадобилось создать четыре специализированных справочника: «Изделия», «Поступления», «Отгрузки» и «Объекты».
Справочник «Объекты» включает список летательных аппаратов, на которых применяются изделия ОАО «АэроприборВосход».
Справочник «Отгрузки» содержит список всех отгрузок, совершавшихся с 2002го года. Список постоянно пополняется данными из ERPсистемы — пока в полуавтоматическом режиме через обменный файл.
В справочнике «Изделия» на данный момент имеется список изделий, отгружавшихся предприятием с 2002 года. Объекты этого справочника имеют такие параметры, как «наименование», «заводской номер», «дата выпуска», «дата ввода в эксплуатацию», «состояние» и др., а также связи на справочники «Поступления», «Файлы», «Организации», «Отгрузки». Из справочника «Изделия» можно почерпнуть следующую дополнительную информацию: сколько раз изделие приходило на обслуживание (сразу же можно посмотреть, по каким причинам оно поступало, в какие сроки и какие действия были проведены — рис. 3), посмотреть отсканированный паспорт изделия, когда и по каким накладным отгружалось. В случае необходимости прямо из справочника «Изделия» можно создать еще один объект типа Поступление, которое автоматически будет связано с данным изделием. Изменения состояния изделия накапливаются в специальном списке объектов История изделия, прикрепленном к типу Изделие справочника «Изделия».
Рис. 3. Справочник «Изделия»
Пользователь может создать такой объект сам, задав значения параметров и назначив связи (рис. 4). Но чаще всего эти объекты должны порождаться системой в момент наступления определенных событий. Например, в случае создания объекта типа Поступление для этого изделия должен появиться объект списка с состоянием ТОиР. А в момент заполнения параметра Дата восстановления в объекте Поступление — объект истории изделия с состоянием Восстановлен (рис. 5). Помимо создания объектов списка происходит актуализация информации в объекте Изделие, то есть в параметры Состояние и Налет, а также в связи Эксплуатант и Объект записываются самые последние известные данные об этом изделии из объектов списка История изделия.
Рис. 4. Диалог создания объекта списка История изделия
Рис. 5. Фрагмент макроса автоматического создания истории изделия
В справочнике «Поступления» имеется список всех поступлений, зарегистрированных с 2002 года. У объектов типа Поступление есть такие параметры, как «тип поступления», «дата отказа», «дата поступления», «причина поступления», «дата восстановления» и др. Из связей присутствуют: «изделия», «организации», «файлы», «объекты» (рис. 6). Причем на справочник «Изделия» назначено две связи, потому что в некоторых случаях на время ремонта заказчику выдается аналогичное изделие из обменного фонда. Эта ситуация отслеживается в истории изделия. Точно так же, как и с изделиями, можно посмотреть отсканированные документы, связанные с этим поступлением, или перейти в список изделий.
Некоторые изменения внесены и в стандартные для TFlex DOCs 2010 справочники. Так, в «Оганизациях» появились связи на справочники «Поступления», «Изделия» и «Отгрузки». В диалог пользователя включены новые закладки с соответствующими списками. Таким образом, всегда можно посмотреть, какие изделия, например, находятся в эксплуатации у конкретной организации.
Рис. 6. Справочник «Поступления»
После разработки структуры справочников и создания связей были проведены работы по их заполнению. Делалось это с помощью достаточно простого в использовании механизма табличной вставки данных из MS Excel. Для создания объектов справочника необходимо привести в соответствие количество и порядок столбцов в DOCs и в файле Excel, скопировать данные из Excel в буфер обмена Windows и вставить их оттуда в DOCs. Но объекты по связям, конечно же, не восстановятся сразу после такого импорта. Например, в «Поступлении» наименования организациизаказчика и эксплуатанта, наименование и заводской номер изделия были просто текстовыми параметрами. Чтобы найти соответствующие объекты и установить связи, пришлось воспользоваться специальным макросом Заполнение связи, включенным в стандартную поставку TFlex DOCs 2010. Благо, работа с ним проста и понятна: в появившемся после запуска макроса диалоге нужно указать наименование заполняемой связи, наименование параметра в исходном и связываемом справочниках.
Одной из основных задач создаваемой системы является генерация отчетов. Первым по необходимости и по очереди создания стал акт исследования, являющийся компиляцией данных, внесенных в объект Поступление всеми подразделениями — участниками бизнеспроцесса обработки заказа на техническое обслуживание изделия. Выполнен отчет на базе специально подготовленного файла формата MS Office Word. Переменные данные передаются в атрибуты XMLтэгов. Важно отметить, что поддерживается вывод в таблицу элементов с переменным составом. В акте исследования — это список мер по восстановлению, который зависит от результатов исследования (рис. 7). Помимо отчета для одного объекта, есть возможность вывести отчет по списку объектов, в том числе и предварительно отфильтрованного. Примером такого простейшего отчета может служить список изделий на обслуживании (рис. 8). Он показывает только объекты типа Поступления, у которых не заполнена дата оформления акта исследования.
Рис. 7. Внешний вид отчета MS Word в режиме редактирования шаблона
Рис. 8. Пример статистического отчета
Финансовая сторона вопроса обслуживания изделий отражается в ERPсистеме, но некоторые данные (взаимодействия с контрагентами, информация об отгруженных изделиях) должны синхронизироваться между ERPсистемой и TFlex DOCs 2010. Задача синхронизации общих справочников стоит на повестке дня, равно как и подключение справочника «Номенклатура» к справочнику «Изделия» (как уже упоминалось, это необходимо для фиксации версии комплекта КД, по которой было изготовлено изделие). Эти работы будут выполняться в рамках программы построения единого информационного пространства предприятия.
О дальнейшем развитии системы обработки заказов на техническое обслуживание изделий ОАО «АэроприборВосход» после продажи читайте в следующих номерах журнала «САПР и графика».