Две роли КОМПАС-3D в университете: для преподавателя и для студента
Роль № 1. КОМПАС3D как инструмент будущего конструктора
Уже несколько лет я преподаю дисциплину «САПР машин и оборудования» для студентов специальности «Машины и аппараты химических производств», в разрезе которой и осваивается система КОМПАС3D. Я понимаю, что данная дисциплина не будет существовать вечно. Когдато она появилась как антитеза курсу, посвященному ручному черчению, а сегодня нет ни одного конструкторского бюро, где не использовался бы компьютер с какойлибо программой, ускоряющей создание чертежей. Таким образом, не за горами время, когда ее разделят между машиностроительным черчением и дисциплинами из серии «Расчет и конструирование …».
Сегодня Полоцкий государственный университет располагает 150 лицензиями системы КОМПАС3D с отраслевыми приложениями (из них одна половина строительной конфигурации, а другая — машиностроительной) и 20 лицензиями САПР технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ. Они удовлетворяют потребности кафедр самых разных направлений. Например, комуто установили САПР техпроцессов, а комуто — КОМПАС3D с библиотекой Трубопроводы 3D.
Этот островок благолепия затерялся среди десятка проектноконструкторских бюро разной направленности, в которых продолжают работать в 2Dпространстве, а любые разговоры на тему 3D вызывают вопрос «а зачем?».
Можно выпить еще не один баррель кофе на презентациях новых программных продуктов, но поменять ситуацию в лучшую сторону — в сторону освоения 3Dтехнологий — будет нелегко. Изменится она лишь путем естественной смены поколений и подготовки молодых специалистов, знающих, умеющих и желающих работать поновому. Последним я и занимаюсь.
Почему я учу КОМПАС3D
Тому есть две причины: объективная и эмоциональная. Объективным аргументом служит наша отраслевая специфика: мы готовим специалистов для химической и нефтехимической промышленности, а при конструировании объектов в этой сфере процент стандартных деталей существенно переваливает за 90. Поэтому создание трехмерной сборки емкостного аппарата при наличии библиотек, соответствующих нашим нормативным документам, превращается в приятное занятие. То же самое можно сказать и о проектировании технологических установок, существенную часть которого составляет обвязка аппаратов трубопроводами. Появление в КОМПАС3D библиотеки с элементами трехмерных трубопроводов и соответствующих инструментов многократно ускорило этот процесс.
Эмоции же берут верх, когда я вижу, как анонимы с форумов всё созданное у нас с видимым сладострастием оплевывают с порога. По определению. А всё сделанное «у них» превозносят с благоговением. И ладно бы за деньги — капитализм на дворе, но ведь от всей души — воистину Иваны, не помнящие родства.
Как я учу КОМПАС3D
Исходя из того что образование должно хоть немного опережать потребности производства, учу студентов только хорошему — трехмерному проектированию. Плохому — черчению плоских изображений — их научат в любом проектноконструкторском бюро. Я поступал так, когда трехмерные модели играли роль вспомогательных картинок, и еще с большим энтузиазмом делаю это сейчас, когда появилась возможность выполнять конструкторскую документацию без применения проекционного черчения (имею в виду ГОСТ 2.0522006 и дополнительный набор инструментов КОМПАС3D, позволяющий оформлять трехмерные объекты точно так же, как это делается в плоских чертежах).
Постоянно убеждаю студентов, что они являются современниками заката длительной, очень плодотворной эры проекционного черчения, которое по значению можно поставить в один ряд с колесом и электричеством.
Выучка — этот термин обычно применяется в армии и характеризует освоение изучаемого материала солдатами: действия должны выполняться без раздумий. В определенном смысле этот подход применим и при работе в системе КОМПАС3D. Конструктор должен задумываться только над самим изделием, а оформление должно осуществляться на автомате.
Для обеспечения такого уровня освоения САПР я применяю два основных приема:
- сначала работа выполняется исключительно в соответствии с текстом методички. А потом ту же работу необходимо сделать без методички. Обычно во втором случае работа занимает приблизительно в четыре раза меньше времени;
- все самостоятельные задания, которые есть в каждой работе, и задания при защите темы выполняются с учетом затраченного времени. Иногда это выглядит странно: сидит студент за современным компьютером с большим жидкокристаллическим экраном, а перед ним песочные часы на две минуты. Успел — зачет. Не успел — придется еще потренироваться.
Приведу примеры выполняемых студентами работ.
Создание модели фланца (рис. 1). В учебных целях модель выполняется вручную с использованием максимально возможного количества инструментов КОМПАС3D. Вводятся свойства детали, оформляется объект спецификации.
Рис. 1. Фланец
Рис. 2. Реактор в сборе
Сборка реактора (рис. 2). Осуществляется с применением деталей индивидуального исполнения, измененных стандартных деталей и деталей, взятых из библиотек. Рассматривается последовательность создания и редактирования деталей в сборке. Производится разнесение компонентов. Сборка проверяется на соударения. Особое внимание уделяется автоматическому созданию такого документа, как спецификация.
Создание конструкторской документации. Выполняется в виде трехмерной модели со всеми необходимыми размерами и обозначениями, а также в виде ассоциативных чертежей с уточняющими сечениями и видами на основе модели сборки химического реактора. Работа является продолжением предыдущей.
Работа с библиотекой КОМПАСShaft 3D. Тема осваивается студентами с большим интересом, так как в этом семестре они выполняют курсовой проект по «Деталям машин». В соответствии с методичкой создается модель валашестерни (рис. 3) и самостоятельно — модель звездочки (рис. 4).
Рис. 3. Вал-шестерня
Рис. 4. Звездочка
Работа с 3Dбиблиотекой редукторов (бесплатная Библиотека проектирования и построения одноступенчатых редукторов, автор — Максим Кидрук. Доступна для скачивания на сайте технической поддержки АСКОН: http://support.ascon.ru).
По причине, изложенной в предыдущем пункте, эта работа вызывает у студентов восторг. В соответствии с методичкой они делают 3Dсборку редуктора (рис. 5а) и его ассоциативные виды (рис. 5б), а также переводят одну из моделей детали в плоский чертеж (рис. 5в). В качестве самостоятельной работы студенты выполняют расчеты и строят сборку в соответствии со своим заданием на курсовой проект по «Деталям машин».
a
b
v
Рис. 5. Редуктор
Изучение текстового редактора КОМПАС. Все мои попытки доказать студентам, что возможностей
изучаемого редактора достаточно для оформления любых конструкторских текстовых документов и что в некоторых случаях он удобнее, чем офисный MS Word, идут прахом. Еще раз подтверждается правило: самый лучший программный продукт тот, который освоил первым. Поэтому, встречаясь с ними через год, вижу, что Word победил.
Моделирование листовых тел. В соответствии с получаемой специальностью студенты создают модель пластины пластинчатого теплообменника (рис. 6) и выполняют самостоятельную работу (рис. 7) с использованием инструментов КОМПАС3D, не задействованных в основной работе. При этом на лекции специально не рассказываю о некоторых возможностях программы. В результате закрепляются навыки работы со «Справкой».
Рис. 6. Пластина теплообменника
Рис. 7. Листовая деталь
Моделирование обвязки аппаратов трубопроводами. В качестве исходного материала студентам выдается модель площадки с расположенным оборудованием. В соответствии с методичкой необходимо создать трубопроводы между аппаратами (рис. 8) и самостоятельно сконструировать трубопроводы, отходящие от них.
Рис. 8. Площадка с оборудованием
Раньше в перечень работ входило создание параметризованной модели детали. Пример был полностью взят из книги А.Е. Потемкина1. Время шло, а я так и не смог придумать приличного примера на тему химического машиностроения. Больше эту работу мы не выполняем.
Роль № 2 КОМПАС3D как инструмент лектора
Совершенно другая роль отводится КОМПАС3D при чтении лекций по дисциплинам «Расчет и конструирование…». Здесь он превращается в инструмент, повышающий наглядность при изучении различных конструкций.
Принимая экзамены, неоднократно наблюдал: хорошо тренированная память студента позволяла легко воспроизводить полный текст конспекта со всеми необходимыми чертежами, однако стоило задать вопрос на понимание того, что изображено на чертеже, и ситуация резко менялась в худшую сторону. Таким образом, связь между чертежами из конспекта и реальными объектами прослеживается, мягко говоря, не всегда.
Сочетание мультимедийного оборудования и КОМПАС3D изменило процесс чтения лекций революционным образом.
Трехмерные изображения в лекционном материале
Как раньше читались лекции по техническим дисциплинам, рассказывать не буду — все прошли через разгадывание кроссвордов, создаваемых лектором на доске при помощи мела.
Наличие выполненных заранее трехмерных изображений объектов позволяет начинать новую тему не с рисования и соответственно перерисовывания, а с объяснения работы устройства и назначения отдельных деталей конструкции. При этом объект, например опора колонны, рассматривается со всех сторон (рис. 9а и 9б) и с нужными сечениями (рис. 9в).
Рис. 9. Опора колонны
При необходимости можно сделать невидимым, например, корпус аппарата (рис.10а — все детали видимые, рис. 10б — корпус скрыт), а также существенно увеличить любую часть аппарата (рис. 10в).
Рис. 10. Кожухотрубчатый теплообменник
После того как становится ясно, что все студенты отчетливо представляют внешний вид аппарата и роль его отдельных частей, на экран выводятся плоские изображения необходимых сечений, которые студенты перечерчивают себе в конспект.
Трехмерные анимации в лекционном материале
Устройство аппарата становится еще более понятным, если показать последовательность сборки его частей. До недавнего времени большинство анимаций в презентациях к лекциям я выполнял, перемещая плоские сечения деталей, с использованием программы PowerPoint.
Сейчас я делаю практически то же самое, но на основе анимаций, выполненных с помощью Библиотеки анимации КОМПАС3D. Например, для кожухотрубчатого теплообменника (см. рис. 10) были созданы анимации для всех сборочных единиц и соответственно сборки теплообменника в целом.
В отличие от PowerPoint, в КОМПАС3D нет режима, позволяющего демонстрировать созданную анимацию без рабочих панелей экрана. Поэтому при создании роликов приходится осуществлять захват нужной области изображения с помощью, например, программы Snagit. Трудности также возникают с поворотом многоэлементных сборок. Чтобы изменить точку взгляда на объект, приходится делать несколько роликов, всякий раз поворачивая объект в нужное положение. Последующий монтаж роликов, например, в Movie Maker дает возможность довольно подробно показать процесс сборки аппарата.
Заключение
Использование системы КОМПАС3D
в дисциплинах «САПР машин и оборудования» и «Расчет и конструирование» позволяет существенно поднять уровень подготовки молодых специалистов применительно к разным видам будущей работы — инженерконструктор или инженерэксплуатационщик.