7 - 2011

Эффективность работы с САПР — залог успеха

Проблемы с эффективностью работы у пользователей профессионального программного обеспечения возникают в двух случаях: когда они только осваивают рабочую среду и когда они очень давно работают в распространенной САПР. Многие программы популярны настолько, что большинство пользователей считают себя экспертами в работе с ними, хотя это далеко не так. На значительной части предприятий программное обеспечение используется едва ли на 20% от своих возможностей. Решение этой проблемы нашли в ОАО «ВНИПИгаздобыча» — дочерней компании «Газпрома», основной функцией которой является проектирование объектов добычи, переработки и транспортировки газа на всей территории нашей страны и ближнего зарубежья. О том, как использовать все возможности САПР, редакции журнала «САПР и графика» рассказал начальник отдела автоматизации проектирования и управления ОАО «ВНИПИгаздобыча» Дмитрий Кудасов.

Дмитрий Кудасов, начальник отдела автоматизации проектирования и управления ОАО «ВНИПИгаздобыча»

Дмитрий Кудасов, начальник отдела автоматизации проектирования и управления ОАО «ВНИПИгаздобыча»

«САПР и графика»: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что это за способ стопроцентного использования САПР на предприятии?

Дмитрий Кудасов: Насколько полно мы используем программу, конечно, сказать трудно, ведь возможности подобного инструмента в любом случае окажутся гораздо шире, чем их применение, даже при грамотном использовании. Поскольку «ВНИПИгаздобыча» — проектная организация, то мы очень давно работаем с AutoCAD, и всегда считалось, что проектировщики умеют пользоваться этим электронным «кульманом» так, как нужно. Но когда мы решили это проверить, используя методику производителя программы — компании Autodesk, то были весьма удивлены результатом: лишь несколько человек получили оценку «удовлетворительно», а результаты остальных были еще хуже.

Это заставило нас задуматься о мерах по повышению квалификации сотрудников, тем более что сегодня увеличить производительность труда можно только путем автоматизации и грамотного применения уже имеющихся инструментов. Речь идет не только и не столько о тех основных навыках, которые сотрудники приобретают в рамках своей узкой специализации. Грамотность использования программного обеспечения измеряется тем, насколько полно пользователь владеет возможностями своих инструментов. Действительно, один и тот же графический элемент порой можно создать десятками разных способов, но выбрать оптимальный для данного конкретного случая может только специалист, знающий все альтернативы.

Работа в центре обучения Autodesk

Работа в центре обучения Autodesk

Работа в центре обучения Autodesk

Работа в центре обучения Autodesk

СГ: И как вы решили вопрос обучения сотрудников?

Д.К.: Системное решение этой проблемы началось в 2005 году. Мы опробовали несколько вариантов обучения. Первоначально мы обратились в различные учебные центры, но поскольку для этого требовалось провести как минимум неделю (40 академических часов) в отрыве от производства, то инициатива не нашла поддержки у отделов. Мы стали приглашать тренеров в институт. Сотрудники начали приобретать новые знания, новые идеи, стала расти производительность — только за счет того, что специалисты узнали больше о самом продукте, с которым работают. Естественно, результат нельзя назвать массовым, поскольку многое зависело от индивидуальных способностей слушателей и желания учиться новому. В результате мы пришли к решению создать собственный учебный центр, поскольку это эффективнее, чем приглашение преподавателей. Дело в том, что нам требовался довольно специфический курс, отвечающий конкретным задачам производства, чего нельзя было требовать от стороннего учебного центра, ориентированного на чтение курсов для общей аудитории. Был проведен конкурс между потенциальными преподавателями, в котором участвовало множество претендентов. На данный момент у нас три тренера на тысячу специалистов, при этом двое подготовлены собственными силами.

Одновременно мы начали формировать курсы в соответствии со спецификой деятельности отделов института. Сегодня работа строится следующим образом: сначала тренер неделю читает курс, а потом неделю  отвечает на вопросы пользователей, анализирует ошибки, которые те допускают в процессе проектирования (так называемый service desk). В результате подобного анализа стандартный курс, который читается специалистам, расширяется, то есть фактически они учатся на собственных ошибках. Такое обучение воспринимается совершенно по­другому, благодаря чему нам удалось заинтересовать начальников отделов. Сейчас они даже всерьез обижаются, если их подразделение не попадает в общую программу обучения.

Важно отметить, что в работе по совершенствованию системы обучения активное участие принимает весь коллектив инженеров­проектировщиков, а не только служба управления персоналом и служба ИТ. Более того, несколько лет назад было выпущено положение «О планировании, проведении и контроле качества обучения работе в среде AutoCAD», согласно которому каждый сотрудник обязан пройти 40­часовой курс 1­го или 2­го уровня — в зависимости от уровня подготовки и потребностей. По окончании этого курса слушатель обязательно выдерживает своего рода экзамен — контрольную работу, которая потом подробно анализируется с учетом не только результата (качества чертежа, корректности выносок и шрифтов), но и самого процесса черчения: какие методы и элементы применялись, насколько они необходимы в данной ситуации и т.д.

Если за эту контрольную работу сотрудник получает, условно говоря, оценку «удовлетворительно» и ниже, то в течение двух месяцев он обязан либо самостоятельно, либо с помощью курсов наверстать упущенное, после чего его ожидает переэкзаменовка. Если через два месяца слушатель опять сдает экзамен плохо, то его личное дело выносится на аттестационную комиссию, где решается вопрос о его соответствии должности.

СГ: Используете ли вы еще какие­либо средства повышения эффективности рабочих процессов, кроме обучения?

Д.К.: Еще в 2006 году мы озаботились тем, чтобы выработать единые правила работы в среде AutoCAD. Как корректно использовать слои, видовые экраны, стили и другие элементы, в чем разница между толщиной и весом линии — всё это достаточно подробно описано в правилах. Такой подход необходим, так как «ВНИПИгаздобыча» — большой институт и каждый отдел работает согласно собственным критериям. А ведь даже чтобы передать работу от одного смежника к другому, к примеру от электриков — строителям, нужно, чтобы они работали в едином ключе, понимали, где и что искать, что можно, а что нельзя делать. Сегодня эти правила — стандарт предприятия.

Для управления конфигурациями настроек AutoCAD под нужды конкретных специальностей в контексте этого стандарта мы используем специальное программное решение, разработанное компанией CSoft. Оно позволяет контролировать соблюдение данного стандарта без участия пользователя. Например, если вы чертите стену, то она обязательно попадет в нужный слой с определенными цветами, стилями и т.д. Для каждой специальности есть свой набор элементов и правил, которыми должны пользоваться проектировщики — дорожники, электрики, строители, КиПовцы. В результате с полученным чертежом легко и удобно работать: вы можете посмотреть его полностью либо выбрать нужные вам разделы, чтобы сформировать видовые экраны, необходимые для выпуска собственной продукции. Работу над этим решением мы начали еще в 2006 году, но окончательно внедрили его только год назад.

СГ: Вы проводили исследования с целью измерения эффективности оптимизации рабочих процессов, например определяли степень уменьшения временных затрат после внедрения?

Д.К.: Конкретных цифр я назвать не могу, но, по оценкам подразделений, мы выпускаем продукцию как минимум в два раза быстрее в сравнении с 2006 годом. Это достигается не только за счет обучения сотрудников работе с AutoCAD, но и благодаря унификации программных и технологических решений, подготовке множества различных библиотек и шаблонов. Вся эта работа сделала возможным переход проектировщика из разряда техника­чертежника в разряд технолога, что позволяет использовать его навыки более эффективно. 

САПР и графика 7`2011