9 - 2011

Инновационный путь

Интервью с Виктором Евгеньевичем Беспаловым, генеральным директором Siemens PLM Software в России и СНГ.

«САПР и графика»: Виктор Евгеньевич, в последние два­три года отечественная промышленность более активно проявляет интерес к решениям САПР. Что является причиной этого — высокая конкуренция между производителями высокотехнологичных изделий, глобализация рынка или что­то еще?

Виктор Беспалов: На мой взгляд, главная причина — начало общего подъема экономики в мире и в России. Кроме того, следует отметить стремление политического руководства страны стимулировать развитие экономики, в том числе в высокотехнологичных отраслях. И результаты уже есть — например проект SuperJet. Наблюдаемые тенденции положительно отражаются на спросе на наши продукты. Сегодня мы занимаем прочные позиции в высокотехнологичных отраслях, таких как авиационная промышленность, двигателестроение, автомобилестроение, тяжелое машиностроение и атомная промышленность.

Виктор Евгеньевич Беспалов, генеральный директор Siemens PLM Software в России и СНГ

Виктор Евгеньевич Беспалов, генеральный директор Siemens PLM Software в России и СНГ

Глобализация тоже влияет на рынок. Растет число проектов, в которых российские разработчики взаимодействуют с зарубежными коллегами. Мы наблюдаем этот процесс на примере концерна Siemens, который открыл в РФ свыше десятка совместных предприятий и дочерних компаний.

Что касается конкуренции между производителями из высокотехнологичных отраслей, то она в большей мере проявляется не на локальном, а на мировом рынке. Мне думается, основной причиной повышения эффективности работы российских компаний является внешний фактор. Это характерно и для авиационной промышленности, и для двигателестроения, и для атомщиков.

Но главный двигатель роста спроса на наши продукты — улучшение ситуации в экономике и необходимость инвестировать в технологии, позволяющие предприятиям повышать производительность труда.

СГ: Как развивается деятельность Siemens PLM Software в России? В каких отраслях преимущественно используются ваши продукты?

В.Б.: Деятельность компании Siemens развивается планомерно и поступательно. Мы наращиваем штат сотрудников — это необходимо для удовлетворения запросов заказчиков, которые хотят получать больше сервисных услуг и знаний. С заказчиками мы работаем и напрямую, и через партнеров, стараясь сохранять правильное соотношение между прямым и непрямым каналами. На мой взгляд, в этом наше преимущество, потому что прямые продажи дают возможность непосредственно контактировать с заказчиками, повышать оперативность взаимодействия с ними, тонко чувствовать ситуацию на рынке, быть в курсе всех основных государственных программ и принимать в них участие. Благодаря этому мы четко отслеживаем спрос и перераспределяем ресурсы в зависимости от потребностей. И самое главное — наши решения востребованы во всех этих программах. Значит, наши технологии нужны, обеспечивают отдачу и предприятия хотят их использовать.

Кроме того, мы надежны. Ведь федеральные государственные программы ставят очень серьезные задачи и отводят на их выполнение предельно сжатые сроки. Обращаясь к нам, предприятия знают, что мы их не подведем: специалисты приедут вовремя, проведут обучение, развернут и настроят систему, которая будет надежно работать, обеспечивая необходимый результат.

Что касается отраслей, в которых востребованы наши продукты, то, во­первых, это авиационная промышленность, в которой наши системы — стандарт де­факто. Ни одна авиационная государственная программа не выполняется без участия компании Siemens. Во­вторых, разработка авиационных двигателей, здесь наши системы тоже стандарт де­факто. В­третьих, вертолетостроение, космическая и атомная отрасли, а также тяжелое машиностроение.

СГ: Какие технологии пользуются наибольшим спросом в России — тяжелые продукты или средние, например пакет Velocity?

В.Б.: Наибольшим спросом пользуется то, что дает максимальную отдачу в самые сжатые сроки. В первую очередь это всё то, что востребовано в области конструкторско­технологической подготовки производства. Сюда входят наши CAD­, CAM­ и PDM­системы.

Сейчас мы продаем больше тяжелых систем (например, NX), чем средних, таких как Velocity. На это есть несколько причин. До сих пор мы фокусировались на крупных проектах, в которых преимущественно используется NX. Но уже появился спрос со стороны средних предприятий, и мы начали уделять больше внимания этому сегменту рынка: увеличиваем штат сотрудников, организовали выделенное направление по Velocity, активизировали маркетинговую деятельность. В этом сегменте нашими заказчиками являются предприятия общего машиностроения, металлургии, приборостроения. Поскольку Velocity обладает развитым функционалом и позволяет обмениваться данными с NX, за счет такой синергии можно получить неплохой эффект.

СГ: С чего начать выбор САПР/PLM? Какие критерии стоит учитывать при выборе системы?

В.Б.: Нужно идти от задачи и для начала определить, чего хочет добиться компания — например сокращения сроков вывода изделия на рынок, повышения качества, снижения трудоемкости и т.д. А затем, исходя из этих задач, следует посмотреть, как они решаются с помощью систем САПР/PLM.

Что касается критериев выбора, то, во­первых, надо учитывать функционал; во­вторых, опыт работы поставщика в данной отрасли и наличие успешных проектов на других предприятиях, производящих аналогичные изделия; а в­третьих, принимать во внимание то, насколько вендор стратегически ориентирован на российский рынок. Здесь важны такие показатели, как инвестиции в развитие бизнеса в нашей стране, количество подготовленных специалистов, активность работы с вузами, локализация продуктов, причем это не только русификация систем, но и поддержка российских стандартов.

Мы уделяем локализации повышенное внимание и, чтобы увеличить скорость реакции на требования заказчиков, создали специальную группу, которая находится непосредственно в нашем офисе.

СГ: C каких решений, как правило, российские заказчики начинают внедрение ваших продуктов?

В.Б.: Трудно ответить однозначно. Многое зависит от того, на каком этапе разработки или стадии программы заказчик готов использовать новую технологию. Если он находится на стадии эскизного проекта, ему будет просто начать внедрение новой системы. А вот на этапе рабочего проекта это сделать гораздо сложнее.

Классический подход к внедрению предполагает прежде всего установку CAD­системы и обучение людей. Специалисты начинают работать, постепенно продвигаясь от эскизного проектирования к техническому, а затем к рабочему. Обычно нам приходится проводить предварительную работу, чтобы найти эффективную точку входа, то есть область, в которой внедрение может принести наибольшую отдачу. Бывает, что мы начинаем с технологической части, потому что предприятию нужно быстро готовить программы для станков с ЧПУ. Есть примеры внедрения на ранних этапах рабочего проектирования, когда основной объем технической документации уже создан, но еще остаются какие­то уникальные задачи, для которых нужна наша система. Были случаи внедрения Teamcenter у заказчика, который вообще не использует CAD, так как занимается только производством.

СГ: Что выбрать при внедрении PLM — автоматизацию отдельных наиболее важных задач или полномасштабную?

В.Б.: Начинать надо с отдельных задач, потому что проводить полномасштабную автоматизацию очень трудно. Ведь основная проблема внедрения PLM­систем связана не с технологиями, а с людьми. Наш и зарубежный опыт свидетельствует, что начинать следует с малого, с отдельного важного проекта, добиваться нужного результата, потом масштабировать PLM­систему на другие проекты и подразделения, а затем на всё предприятие. Последнее очень важно, так как наблюдаются и случаи точечной автоматизации отделов. Но такой подход не позволяет получить полную отдачу от внедрения PLM. Мы считаем, что внедрение прошло успешно, если все конструкторские подразделения переведены на 3D­проектирование и основным легитимным источником информации является 3D­модель. Такие примеры уже есть — это проект SuperJet 100 и ряд других.

СГ: Есть ли у Siemens PLM Software отраслевое решение, ориентированное на авиационную индустрию? За счет чего ваша продукция смогла занять лидирующее положение на российском рынке авиастроения?

В.Б.: Наши корни в авиапроме. Компания UGS, известная теперь как Siemens PLM Software, была создана в качестве подразделения авиационной корпорации McDonnell Douglas, а затем выделена в самостоятельную компанию. Именно благодаря отраслевому решению наши PDM­технологии сегодня являются стандартом де­факто для мировой авиационной промышленности.

Наши программы используются для реализации основных российских авиационных программ — SuperJet 100 и МС­21 (Магистральный самолет XXI века). Эти проекты начинались с нуля, и для нас это был определенный вызов, потому что компании тщательно подходили к выбору платформ. Но наши специалисты, не только из российского офиса, но и зарубежные коллеги, доказали, что системы Siemens PLM Software абсолютно надежны и мы готовы оказать необходимую поддержку при внедрении.

СГ: PLM­системы используются на производственных предприятиях наряду с другим корпоративным софтом, но интегрировать их довольно сложно. Что предлагает Siemens PLM Software для интеграции PLM с ERP, MES и иными корпоративными системами?

В.Б.: Важно понимать, в какой момент заниматься интеграцией. Пока круг задач, решаемых с помощью ERP, не выйдет на уровень производственного планирования, интеграция с PLM не особенно нужна. Но если перед ERP ставится задача производственного планирования, то необходимо добиваться взаимодействия с PLM. Такие программы мы реализуем в основном на крупных предприятиях. Но бывают и небольшие проекты в тех компаниях, которые используют «1С» и поддерживают производственный состав изделия.

Что касается интеграции с MES­системами цехового уровня, то здесь перевес на нашей стороне: поскольку Siemens также является поставщиком MES, задача интеграции продуктов от одного вендора значительно упрощается. В то же время наша компания ориентирована на открытые стандарты и старается не ограничивать возможность взаимодействия наших PLM­систем с MES­продуктами других вендоров.

СГ: PLM­системы относятся к классу сложных решений, поэтому сервисное и консультационное сопровождение здесь необходимо. Что в связи с этим предлагает Siemens PLM Software своим заказчикам?

В.Б.: Мы значительно расширили штат сервисного подразделения, которое насчитывает сегодня 30 специалистов: менеджеров проектов, системных архитекторов, профессиональных консультантов и программистов. Все они имеют большой опыт, реализовывали не один проект и отлично знают наши продукты. Такое разделение труда является важным показателем зрелости сервисной организации.

СГ: В нашей стране спрос на ИТ­услуги традиционно отстает от мирового уровня, так как заказчики нередко предпочитали самостоятельно внедрять ПО. Изменилась ли эта ситуация?

В.Б.: Ситуация меняется. Могу привести примеры, когда руководители предприятия сначала хотели всё делать сами, но, пообщавшись с нами, принимали решение пригласить наших специалистов, чтобы сократить сроки внедрения и повысить отдачу от инвестиций.

СГ: Достаточно ли в России квалифицированных специалистов для работы с PLM­системами? Сотрудничает ли Siemens PLM Software с образовательными учреждениями в целях подготовки профессионалов?

В.Б.: Специалистов по PLM явно не хватает. И мы вносим свой вклад в исправление этого положения. Сегодня наши технологии применяют более 70 вузов. Мы работаем с образовательными учреждениями по двум направлениям: внедряем наши системы в учебный процесс и помогаем университетам в освоении этих систем при их использовании для выполнения вузами научно­исследовательских или договорных работ с промышленными компаниями.

Передовые учебные заведения понимают потребности промышленных предприятий и необходимость создания условий для подготовки кадрового резерва для реализации инновационного сценария развития промышленности. Мы, со своей стороны, стараемся помогать тем вузам, которые заинтересованы во внедрении в образовательный процесс инновационных технологий и методик. У нас есть академические лицензии, которые предоставляются образовательным учреждениям на условиях гранта для применения продуктов в учебном процессе. Кроме того, мы выпустили несколько учебников по нашим продуктам, вводим практику регулярных конференций для вузов и планируем начать проведение специальных вебинаров.

Интервью подготовила Елена Тарасова

Узнать о SiemensPLM Software вы можете на официальном сайте компании www.siemens.ru/plm

САПР и графика 9`2011