Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2011

Darmstadtium. Архитектурные мастерские fs-architekten и Chalabi architects & partners. И их удивительный проект

Новый конгресс­центр города Дармштадт

Угловатый и лаконичный — совсем не те слова, которые подходят для описания этого конгресс­центра, названного в честь химического элемента дармштадтия*. Дизайн комплекса делает его похожим на выразительную и динамичную скульптуру. Здание преобразило облик города: расположенное напротив исторического дворца, оно создает интересный урбанистический контекст.

Оригинальное архитектурное решение и удачное расположение позволили конгресс­центру органично вписаться в окружение. Невозможно понять, какой фасад главный, а какой задний; нигде не видно подсобных территорий, складов, погрузочно­разгрузочных зон и подъездных путей — здание прозрачно и открыто со всех сторон. Благодаря понижающемуся рельефу участка скучные технические помещения удалось скрыть под землей.

Конгресс-центр Darmstadtium (г. Дармштадт, Германия)

Конгресс-центр Darmstadtium (г. Дармштадт, Германия) Архитектурные мастерские fs-architekten Paul Schröder Architekt BDA и Chalabi architects & partners© Фото: Клаус Граубнер (Claus Graubner)

Здание площадью 44 500 м2 состоит из четырех пересекающихся объемов. Пространство, облеченное в стекло, металл и камень, вмещает главный зал на 1600 мест и зал поменьше, приблизительно на 500 мест. Кроме того, здесь имеются еще 18 залов для проведения конференций и семинаров, просторное фойе, подземный гараж и ресторан. Словом, это современный многофункциональный конференц­центр со сложной организацией пространства, отвечающий самым строгим стандартам экологичности и энергоэффективности.

Проект конгресс-центра Darmstadtium в застройке города

Проект конгресс-центра Darmstadtium в застройке города © maila-push GmbH

Соображениями экологичности и энергосбережения продиктован и выбор строительных материалов. В качестве примера можно упомянуть использование специального теплоизолирующего стекла, позволяющего экономить на обогреве здания, или наиболее быстро возобновляемой древесины — бамбука — для отделки полов и стен.

Инженерные системы здания также проектировались с учетом особенностей окружающей среды, поэтому выбранные технические решения (например, вакуумная канализация, отопление древесной щепой или фотогальваническая электросистема) полностью соответствуют стандартам экологически чистых технологий. Главная архитектурная «изюминка» здания — гигантская конструкция в холле, напоминающая цветок из стекла и металла, — одновременно является важной частью инженерного оборудования, подтверждая идею о том, что польза и красота неразделимы.

Плод совместных усилий

Первоначальная концепция конгресс­центра была разработана венским архитектором Таликом Чалаби (Talik Chalabi). Когда его проект вошел в число реальных претендентов на победу в конкурсе, архитектор решил найти единомышленников непосредственно в Дармштадте и обратился за помощью к заказчику, властям города и к представителям местного Технического университета. Чалаби, чьи проекты признавались лучшими в нескольких подобных конкурсах, но пока не были реализованы, встретился с клиентом компании Graphisoft Паулем Шредером (Paul Schröder) — опытным архитектором, уже построившим множество общественных зданий и жилых домов. В 2001 году Талик Чалаби выиграл конкурс и вместе с Паулем Шредером (возглавлявшим в то время архитектурное бюро Funk & Schröder Architects, которое с 2006 года стало называться ­fs­architecten Paul Schröder Architect BDA) основал неформальную рабочую группу. Было очевидно, что масштаб и сложность проекта с бюджетом 77 млн евро налагают на его авторов огромную ответственность. Сложная геометрия этого необычного здания, в котором нет ни одного прямого угла, бросала настоящий вызов его создателям. Перед ними стояла задача построить объект, аналогов которому не было во всем мире.

3D-разрез модели конгресс-центра Darmstadtium

3D-разрез модели конгресс-центра Darmstadtium (г. Дармштадт, Германия) © Фото: Клаус Граубнер (Claus Graubner)

«Проектный замысел, предложенный нашими коллегами из Австрии, на первый взгляд показался мне немного странным, — признается Пауль Шредер. — Но очень скоро я оценил сильные стороны этого проекта, проникся глубокой симпатией к зданию и вдохновился его формами. Работа была нелегкой, а временами просто изматывающей для нашей фирмы, ведь помимо этого грандиозного проекта мы разрабатывали рабочую документацию и для другого объекта. Проектирование и подготовка рабочей документации для такого здания — совсем не одно и то же. Многие решения приходилось полностью пересмат­ривать как по финансовым соображениям, так и по результатам расчетов несущих конструкций или в связи с требованиями к пожарной безопасности. Были и другие сюрпризы. Например, при выемке грунта открылись руины древней городской стены и крепостной башни, которые в дальнейшем стали частью здания».

С 2004 по 2008 год в проекте было занято около десяти человек. «Нам помогла технология ArchiCAD Teamwork, — вспоминает Грегор Калау (Gregor Kahlau), один из участников коллектива. — За каждым специалистом была закреплена определенная часть проекта, над которой он должен был работать самостоятельно. Все мы пополняли информацией один и тот же файл, в котором размещались планы этажей, разрезы, фасады и строительные конструкции. Благодаря этому обеспечивались целостность проекта и прозрачность хода работ. Если бы не совершенные инструменты совместной работы, результаты вряд ли были бы столь впечатляющими».

«Асимметричная планировка здания, как и следовало ожидать, в разы увеличила всё: объем работ, затраты, количество комбинаций различных материалов, — добавляет Шредер. — Мы не только имели возможность беспрепятственно обмениваться данными с фирмой Chalabi architects —ArchiCAD оказался отличным инструментом для представления сложной геометрии. Колонны создавались в соответствии с геометрией фасадов, то есть большинство из них имели наклон, что мы без труда смогли отобразить на плане».

Цветок из стекла и стали

Центром композиции служит так называемая «Калла» — архитектурный элемент в виде цветка из стекла и стали. Уникальная конструкция начинается на уровне крыши, постепенно сужается, переходя в вертикальный участок протяженностью почти 20 метров, и спускается ко второму подземному этажу. Это не просто красивый и необычный архитектурный элемент — конструкция выполняет сразу четыре важные функции.

«Калла» является частью стек­лянной крыши главного фойе. Одновременно эта конструкция, по форме напоминающая чашечку раскрытого цветка, служит водостоком для дождевых вод. Одна часть собранной таким образом воды используется в туалетах, другая — для охлаждения здания и полива газонов на прилегающей территории. Воздух, поступающий через «Каллу», нагревает и охлаждает помещения. Наконец, что не менее важно, «цветок» обеспечивает естественное освещение на уровне второго подземного этажа.

«Калла» — архитектурный элемент в виде цветка из стекла и стали

«Калла» — архитектурный элемент в виде цветка из стекла и стали © Фото: Клаус Граубнер (Claus Graubner)

Для реализации такого грандиозного замысла требовались филигранная точность рабочей документации и высочайшее качество изготовления. Ведь «Калла» — металлическая конструкция, в которую вставлено 840 стеклянных пластин, — уникальна.

Непростой задачей оказался и ее монтаж. При проектировании в ArchiCAD расположение каждого элемента конструкции было задано в координатах X, Y и Z, а при строительстве эта система координат была физически воспроизведена на полу здания и использовалась для размещения элементов в пространстве...

Когда в 2007­м, спустя три года после начала строительства, новый конгресс­центр открыл двери для посетителей, фирму fs­architects ждал подлинный триумф. Превратить конкурсный проект в законченное здание было не так­то просто, но Пауль Шредер и его коллектив преодолели все трудности. Осуществление этого проекта, уникального по масштабам, форме и функциональности, стало возможным во многом благодаря применению программного обеспечения Graphisoft. «ArchiCAD оказался идеальным инструментом для решения таких сложных задач», — считает Пауль Шредер.

Компания fs­architekten работает с ArchiCAD с 1998 года и имеет 16 лицензий на этот программный продукт.  

По материалам компании Graphisoft

Пер. с англ. Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)


*Данный элемент был синтезирован в Дармштадте в 1994 году.

САПР и графика 11`2011

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557