11 - 2011

Товары — народу

Маргарита Зенина
Маргарита Зенина
Заместитель начальника отдела АСУП, машиностроительный завод «Тонар»

Прочтя название статьи, большинство подумает, что это какой­то давно устаревший лозунг советских времен. Но не будем спешить с выводами. Вспомним начало 90­х годов, торговлю на улицах с рук, из ларьков и контейнеров. Как раз в те годы в Москве и подмосковных городах стали появляться торговые павильоны на базе небольших автомобильных прицепов с никому тогда не известным названием «Тонар». Теперь соединим два слова в названии статьи, оставив только их первые слоги… Да, именно этот лозунг и был положен в основу марки — без преувеличения народной. Теперь она даже стала нарицательной: любой магазин на колесах принято называть тонаром, даже если он изготовлен другим производителем. Подобная участь постигла и такие известные торговые марки, как Xerox и Jeep: любое копировальное устройство мы называем ксероксом, а любой внедорожник — джипом.

Сегодня машиностроительный завод «Тонар» — это современное, хорошо оснащенное и динамично развивающееся предприятие с 20­летней историей, начинавшее свою деятельность с производства прицепов для легковых автомобилей, которые сразу получили популярность у садоводов и частных предпринимателей. Следующим этапом стал выпуск небольших торговых павильонов на базе легковых автоприцепов, автомагазинов на шасси зиловских «бычков» и других аналогичных изделий. Были и взлеты и падения, связанные с экономическими кризисами, в которые попадала страна за эти годы. Но, тем не менее, сегодня строятся новые производственные площадки, оснащаемые современным оборудованием, внедряется управленческое и конструкторско­технологическое программное обеспечение.

Как говорят мудрецы, чтобы оставаться на месте, надо бежать. А чтобы двигаться вперед, нужно бежать еще быстрее. Это хорошо понимают основатели компании, которые не позволяют коллективу завода почивать на лаврах, ищут новые рыночные ниши для уже выпускаемой продукции, а также расширяют модельный ряд фургонов, прицепов и полуприцепов. Не так давно предприятие приступило к выпуску собственной линейки грузовых автомобилей (рис. 1), и некоторые из них уже проходят «производственную практику» в Белгородской области. Машины используются для перевозки щебня, причем как в одиночном варианте, так и в составе автопоезда с самосвальным прицепом «Тонар».

Рис. 1

Рис. 1

Предприятие не только разрабатывает, производит и обслуживает собственную дорожную технику, но и активно развивает направление ремонта как собственных изделий, так и изделий других фирм, в том числе зарубежных. Это и плановый ремонт, и восстановление после аварий.

За 20 лет упорного труда удалось пройти путь от ручной сборки двухосных прицепов до производства на современном оборудовании большегрузных прицепов, изотермических кузовов, рефрижераторов, сельскохозяйственной техники — всего более 60 моделей, способных составить конкуренцию западным аналогам (рис. 2 и 3).

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Увеличение номенклатуры производимых изделий и запчастей к ним, рост требовательности рынка к скорости и качеству всех производственных процессов естественным образом приводят к необходимости внедрения современных информационных технологий. Конечно, как и на большинстве предприятий, на «Тонаре» сначала автоматизировали бухгалтерский и кадровый учет на базе конфигурации «1С:Бухгалтерия». Затем приступили к внедрению систем автоматизированного управления производством (АСУП) собственной разработки. Это было время проб и ошибок, но созданная система решала все существовавшие на тот момент задачи. Однако время не стоит на месте, и постепенно в компании осознали необходимость перехода к комплексной системе управления, обеспечивающей объединение всех бизнес­процессов в единое информационное пространство, включая конструкторско­технологическую составляющую. После непростого периода анализа и поиска компания «Тонар» остановила свой выбор на учетной системе «1С:Управление производственным предприятием 8» (1С:УПП), а для автоматизации деятельности в области конструкторско­технологической подготовки производства — на системе «1С:PDM Управление инженерными данными» (1C:PDM). Такой тандем выгоден тем, что вся информация о составе изделия и технологии изготовления деталей уже автоматически находится в единой базе данных с системой учета. Таким образом, описан полный жизненный цикл — от разработки до изготовления и реализации продукции. В процессе внедрения появилась необходимость ускорения ввода и контроля вводимой оперативной информации. Для этого был использован уже заложенный в платформу «1С:Предприятие» механизм штрих­кодирования, и мы воспользовались этим с небольшими изменениями. Склад запчастей, деталей и покупных изделий оснащен автоматизированной системой хранения и поиска необходимых элементов. Система разработана на основе 1С:УПП, все необходимые доработки велись собственными силами.

В ходе создания комплексной системы мы не стали «ломать платформу», осуществляя большое количество доработок под свои специфичные процессы, а изменили бизнес­процессы компании, так как идеологически это правильно, а экономически более выгодно. Доработки «под себя» способствуют удорожанию проекта, потере производительности и масштабируемости. Процесс ввода информации мы максимально автоматизировали для исключения ошибок при вводе. Оперативная и качественная информация дает 50% успеха внедрения системы.

Конструкторский отдел разрабатывает конструкторскую документацию на все изделия, причем проектирование ведется в основном с помощью 3D­системы SolidWorks. Технологический отдел прорабатывает технологию будущих изделий также на системе SolidWorks и в 1С:PDM. На ряде рабочих мест, например на участках сварки и сборки, установлены промышленные мониторы, с помощью которых мастер или рабочий всегда может посмотреть нужный чертеж или модель в 1С:PDM (с помощью eDrawings), уточнить технологию, узнать плановые показатели по объему выпуска (рис. 4­7).

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

На участках, оснащенных станками с ЧПУ, есть возможность загрузить программу обработки, схему раскроя листовых деталей непосредственно из единой базы данных, что существенно сокращает производственный цикл.

Нельзя сказать, что всё уже полностью внедрено и работает так, как задумано. На первом этапе составы изделий, разработанные в САПР, вводились в 1С:PDM оператором, что идеологически не совсем верно, но сегодня взят курс на полную интеграцию САПР и 1С:PDM. Был приобретен PLM­компонент к SolidWorks для автоматического переноса состава изделия, геометрических параметров деталей и сборок из SolidWorks в 1C:PDM. Технология изготовления c трудовыми и материальными нормами изначально вводится непосредственно в 1С:PDM средствами системы, что позволяет использовать эти данные в системе планирования производства. Результаты расчетов материальных и трудовых затрат позволяют практически в режиме реального времени производить план­фактный анализ текущей деятельности, вносить коррективы и действительно управлять производством (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

Проекты внедрения автоматизированных систем управления всегда инициируются людьми активными и неравнодушными. Для этого была создана группа по внедрению в составе главного бухгалтера, коммерческого директора, начальника отдела ОАСУП и его заместителя. Активно участвует во внедрении и руководство завода. При необходимости к группе подключаются другие сотрудники.

Благодаря совместным действиям процессы автоматизации охватывают не только производственную сферу. Сейчас с помощью специальных форм на сайте компании клиенты могут заказать запасные части к своей технике. Интеграция системы заказов с продуктом «1С­Битрикс» позволяет менеджерам быстро провести формирование заказа и подобрать комплектующие на складе. Разрабатывается аналогичная система заказов и на основную продукцию — посетители сайта смогут сконфигурировать необходимое им изделие (например, наличие системы АБС или других опциональных устройств) самостоятельно. После формирования заказа в архиве будет подбираться документация на изготовление такой модификации.

Автоматизируются не только основные, но и сопутствующие бизнес­процессы. Например, на территории предприятия работает столовая, в которой обеды теперь оплачиваются специальной магнитной карточкой с личных счетов сотрудников. Для этих целей была внедрена система «Трактиръ», являющаяся конфигурацией «1С: Предприятия».

Коммерческая деятельность всегда должна сочетаться с социальной направленностью. Нельзя работать только по принципу «люди для производства», необходимо соблюдать и встречный принцип — «производство для человека». Предприятие большое по площади, поэтому на территории руководством организовано несколько велостоянок, а сотрудников, вынужденных посещать удаленные цеха, снабдили велосипедами. И время экономится, и для здоровья полезно. Кроме того, завод помогает нескольким футбольным командам (детским и взрослым), которые успешно выступают на местных и областных соревнованиях.

Основные слагаемые успеха — это отличные специалисты, системы и средства автоматизации труда и управления, современное оборудование и, конечно же, доля везения. Но, как говорится, везет тому, кто сам себя везет. Проблем и задач еще хватает, но дорогу осилит идущий!  

САПР и графика 11`2011