4 - 2012

Подсистема управления патентами на базе Lotsia PDM Plus

Дарья Пахарукова
Инженер-программист, отдел автоматизированных систем управления, ООО «ТюменНИИгипрогаз»
Дмитрий Маслов
Инженер 1-й категории, отдел защиты интеллектуальной собственности, ООО «ТюменНИИгипрогаз»
Ольга Исакова
Инженер 1-й категории, отдел защиты интеллектуальной собственности, ООО «ТюменНИИгипрогаз»

ООО «ТюменНИИгипрогаз», как динамично развивающееся предприятие, большое внимание уделяет инновационной деятельности. Организация такого вида деятельности осуществляется отделом защиты интеллектуальной собственности (ОЗИС). Сотрудниками отдела проводится планомерная работа по правовой защите и управлению объектами интеллектуальной собственности предприятия, которая заключается в составлении заявок и оформлении документов на получение новых патентов и сопровождение  уже имеющихся.

Для обеспечения прозрачности процедур управления патентами часть работы сотрудников ОЗИС была организована с применением Lotsia PDM Plus — автоматизированной системы управления производственными данными (далее —  АСУ ПД), которая уже несколько лет функционирует в ООО «ТюменНИИгипрогаз» и представляет собой систему электронного архива и документооборота. Необходимо было оптимизировать работу пользователей, создать удобную структуру для  хранения и добавления данных, предусмотреть возможность выполнения аналитических отчетов и формирования требуемой  документации. 

Для решения поставленной задачи была разработана подсистема, структура данных которой содержит объекты следующих типов: Патент, Платеж и Заявка на патент. Помимо номера, названия и фамилий авторов, каждый Патент включает информацию о патентообладателе, дату получения патента (приоритет) и тип патента (патент на объект интеллектуальной собственности: изобретение, полезная модель,  программа) — рис. 1.

Рис. 1. Форма объекта Патент

Рис. 1. Форма объекта Патент

Рис. 2. Форма объекта Платеж

Рис. 2. Форма объекта Платеж

Для удобства пользователей все объекты Патент сгруппированы в дереве проектов по типам. Для поддержания действия патента по нему с определенной периодичностью осуществляются платежи, информация о которых хранится в объектах Платеж (рис. 2).

Для каждого патента необходимо хранить информацию обо всех платежах по нему — таким образом, объект Платеж является дочерним объектом для объекта Патент (рис. 3).

Рис. 3. Дочерняя форма объекта Патент, перечень платежей

Рис. 3. Дочерняя форма объекта Патент, перечень платежей

Рис. 4. Форма для добавления нового объекта Платеж

Рис. 4. Форма для добавления нового объекта Платеж

При добавлении нового объекта Платеж к объекту Патент часть полей заполняется автоматически, исходя из значений атрибутов патента (рис. 4).

Например, сумма очередного платежа за поддержание патента в силе определяется по году действия патента и зависит от тарифов, установленных Роспатентом для определенного типа патента (изобретение или полезная модель). Для удобства просмотра данных объект Патент тоже содержит некоторые атрибуты, относящиеся к последней оплате, которые обновляются при добавлении очередного объекта Платеж (см. рис. 1).

Для удобства пользователей по работе с патентами и их оплатой было разработано несколько отчетов. Основным является отчет, который выводит данные о последнем платеже и сроках будущей оплаты для тех патентов, которые необходимо оплатить в ближайшее время. Объекты Патент в отчете выделяются разным цветом в зависимости от срока истечения периода оплаты (рис. 5).

Рис. 5. Отчет по патентам к оплате

Рис. 5. Отчет по патентам к оплате

В условии можно задать количество дней до следующего платежа — исходя из этой цифры формируется список патентов, требующих оплаты до указанного срока. Также реализованы отчеты по всем объектам Патент, находящимся в папке, по всем объектам Платеж, сгруппированным по номеру патента, по объектам Патент с совместным правообладанием (более одной организации) — рис. 6.

Рис. 6. Форма выбора отчетов по патентам

Рис. 6. Форма выбора отчетов по патентам

Управлению списком патентов и поддержанию их в действии предшествует работа сотрудников отдела ОЗИС по оформлению заявок на патенты. Эта деятельность была автоматизирована в том же информационном пространстве. Объект Заявка на патент в АСУ ПД может быть двух типов: для направления в ОАО «Газпром» или в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Пример объекта Заявка представлен на рис. 7.

Рис. 7. Форма для объекта Заявка на патент

Рис. 7. Форма для объекта Заявка на патент для направления в ФИПС

В дереве проектов все заявки сгруппированы по году и типу заявок (ОАО «Газпром» или ФИПС), так как необходимо хранить все заявки, независимо от результатов их рассмотрения. Процедуры формирования дерева объектов Заявка и создания объекта Заявка максимально упрощены — новые объекты Заявка автоматически перемещаются в папку текущего года в рамках папки для типа заявок. Если папки года еще нет — она автоматически создается. По каждому объекту Заявка можно составить нужные формы документов, в том числе для отправки в ОАО «Газпром» или ФИПС. В зависимости от вида патента (изобретение или полезная модель) и типа самой заявки для выбора доступны разные формы (рис. 8).

Рис. 8. Форма выбора отчетов для ФИПС

Рис. 8. Форма выбора отчетов для ФИПС

Для  удобства работы с заявками был разработан ряд отчетов — списки заявок в различных стадиях рассмотрения и т.д. После того как техническое решение по конкретной заявке будет признано патентоспособным и ему будет присвоен номер патента и дата регистрации, на основе атрибутов объекта Заявка можно создать объект Патент, который после создания помещается в соответствующую папку.

Кроме аналитических отчетов предусмотрены отчеты c экспортом в Word, формирующие докладную записку по оплате патентных пошлин по патентам и заявкам, сопроводительные документы к материалам заявки на выдачу патента в требуемом виде (заявление, соглашение, уведомление и т.д.), а также сопроводительные письма к указанным документам, что позволило снизить объем рутинной работы по подготовке однотипных документов.

Таким образом, в едином информационном пространстве реализована возможность хранить данные о каждом патенте, корректировать, добавлять информацию о платежах и отслеживать сроки оплаты, автоматизирована работа с материалами заявок и сопроводительными документами, направляемыми в ОАО «Газпром» для принятия решения о целесообразности патентования на имя ОАО «Газпром», на совместное обладание со сторонними организациями или напрямую в ФИПС. Некоторые организационные и сопроводительные документы генерируются на основе имеющихся данных; возможно представление всей информации в различных разрезах, с учетом необходимых условий фильтрации.

Разработанная и внедренная в институте подсистема управления патентами на базе Lotsia PDM Plus позволяет систематизировать и упростить ведение заявок и патентов, сократить объем рутинных операций. 

САПР и графика 4`2012