6 - 2012

(6-8) Пересечения интересов. Autodesk Navisworks

Дмитрий Сарычев
Технический специалист Consistent Software Distribution

Пересечения, коллизии, интерференция… Как только ни называют производители того или иного ПО нарушения в проектах, при которых геометрия одних конструкций пересекается с геометрией других. Простое по своей сути явление породило целый ряд программных продуктов, множество новых функций и технологий.

И чем же так интересны эти пересечения?

Все дело в том, что переход от черчения к моделированию, а затем к построению «информационных систем» требовал постоянного поиска новых дополнительных возможностей инновационных САПР. Пришлось приложить титанические усилия для убеждения инертного проектного сообщества в том, что только при помощи построения интеллектуальной системы возможно однозначное согласование всей проектной документации. И только автоматическая генерация разрезов, фасадов планов и прочего по смоделированному проекту позволит исключить человеческий фактор в самой рутинной процедуре создания конструкторской документации.

Время шло, информационное моделирование из красивой идеи превратилось в набор весьма конкретных инструментов и технологий. И разработчикам стали очевидны две вещи. Во­первых, нужны новые просторы для развития качества проектов САПР, особенно выполняемых специалистами смежных специальностей. А во­вторых, помимо генерации чертежей построенная 3D­модель позволяет осуществлять львиную долю анализа.

Пересечение вертикального резервуара

Пересечение вертикального резервуара с эксплуатационной площадкой

Пересечение трубопроводной обвязки

Пересечение трубопроводной обвязки и строительных конструкций

Пересечение магистрального трубопровода

Пересечение магистрального трубопровода и строительной колонны

Пересечение отвода и балки

Пересечение отвода и балки

Именно на стыке этих двух течений и возникла идея анализа трехмерных моделей на наличие пересечений.

Первоначально в некоторых продуктах, таких как, например, Revit или ArchiCAD, появились инструменты внутреннего анализа пересечения конструкций. Инструменты, вполне справляющиеся с поставленными задачами, и в рамках внутриплатформенного взаимодействия вряд ли можно придумать что­либо лучшее. Но, к сожалению, в существующих условиях всемирной глобализации закрытое внутриплатформенное взаимодействие превратилось в весьма утопичную идею. Все больше и больше глобальных проектов осуществляет целый ряд организаций, использующих различные, порой несовместимые САПР.

В связи с этим появилась острая необходимость в идеологически новом продукте, способном скомпоновать проекты из различных систем и при этом предоставить инструментарий для анализа проекта.

Для удовлетворения насущных потребностей рынка компания Autodesk предложила новый, отвечающий чаяниям проектировщиков инструмент — Navisworks. Этот продукт быстро преодолел стадию «детских болезней» NavisWorks JetStream и превратился в серьезное отраслевое решение Autodesk Navisworks. 

Среди основных преимуществ данного продукта компания Autodesk особо отмечает следующие:

  • легкий интерактивный обзор проекта и качественная визуализация;
  • разработка и координация модели в одном месте;
  • улучшенная совместная работа над проектом;
  • экономия времени при невысокой стоимости проекта;
  • реалистическая визуализация проекта.

За этими формальными лозунгами скрывается огромный функционал простого, на первый взгляд, продукта. Текущая версия Navisworks Manage 2012 позволяет своим пользователям:

  • импортировать 26 ключевых отраслевых форматов файлов, включая облака точек, полученных в результате сканирования. На данный момент осуществляется нативная поддержка файлов с приборов Faro, Leica, Riegl, Z+F;
  • создавать фотореалистичные изображения и анимации при помощи реалистичного HDRI­освещения, RPC­объектов и множества иных разнообразных средств;
  • производить анализ коллизий, используя полную информацию об объектах, и формировать структурированные отчеты;
  • применять информацию из систем планирования Asta Powerproject, Microsoft Project, Oracle Primavera;
  • осуществлять нативный экспорт из продуктов Autodesk и их конкурентов (MicroStation, ArchiCAD) с помощью ряда плагинов, разработанных для Navisworks;
  • использовать Bluestreak для совместной работы над проектом.

Главное «оружие» продукта — огромный перечень форматов. В зависимости от поставленных задач можно использовать те или иные форматы экспорта из одного и того же продукта. Так, чтобы упростить сборку и структурировать содержимое проекта, для экспорта из Autodesk Revit в Navisworks можно применить формат *.dwf, а чтобы воспользоваться всеми преимуществами передачи материалов — формат *.fbx.

При всем этом продукт позволяет анализировать поистине гигантские сборки. И чем масштабнее проект, чем больше деталей и конструкций, тем очевиднее преимущества.

Тонированный вид аватара на эксплуатационной площадке

Тонированный вид аватара на эксплуатационной площадке

Тонированный вид при «облете» технологической площадки

Тонированный вид при «облете» технологической площадки

И если для жилого здания коллизии, как правило, устраняются на месте (за исключением редких случаев, вроде попадания магистральных трубопроводов и воздуховодов в несущие колонны), то для сложных промышленных объектов, содержащих огромное количество технологического оборудования и трубопроводных развязок, это чревато нарушением технологического процесса, снижением эксплуатационных характеристик и возрастанием угроз безопасности.

Устранение даже, на первый взгляд, простых коллизий в условиях плотной компоновки может оказаться долгим, трудоемким и, что немаловажно, дорогостоящим предприятием.

Но самое главное, коллизии могут возникать в процессе не только проектирования, но и монтажа новых конструкций, и даже на стадии реконструкции. И возможность собрать внутри одной платформы уже существующий проект, созданный в одной САПР, и проект реконструкции, разрабатываемый в другой, может стать особенно актуальной уже завтра, когда у каждого проекта будет готовая цифровая модель. А успешная интеграция подобного продукта в проектные организации — это требование уже сегодняшнего дня. 

САПР и графика 6`2012