Шаг в третье измерение
Конкуренция на рынке стимулирует компанию IHC Merwede разрабатывать совершенные изделия, одновременно сокращая сроки их создания. Для этого она использует программные продукты Solid Edge, Femap и Teamcenter Express от компании Siemens PLM Software. О секретах успеха IHC Merwede рассказывают менеджеры компании IHC — Эрик Хойесхур, отвечающий за конструирование комплектующих и оказание услуг, Андре Кик, руководитель направления дноуглубительного оборудования, и Роланд Купер, региональный менеджер IHC по России и СНГ.
— Какие особенности и тенденции характерны для рынков, на которых работает ваша компания? В частности, насколько сильна конкуренция в наиболее важных для IHC Merwede сегментах?
— Наша компания работает в условиях жесткой конкуренции. В IHC Merwede имеются три основных подразделения, которые занимаются проектированием и производством земснарядов, добывающего оборудования и строительством морских сооружений, вспомогательных судов и специализированного оборудования. Одно из самых первых и самое крупное из них — подразделение, которое занимается земснарядами. Конкуренция в этой нише очень высока, и ее уровень постоянно растет. Доля нашей компании в данном сегменте — около 50%. Конечно, удерживать лидерство очень трудно. Чтобы быть впереди конкурентов, приходится постоянно разрабатывать новые продукты и предлагать новые услуги, демонстрируя при этом высокие показатели в ходе выполнения контрактов, — это необходимо, чтобы заказчики обращались к нам снова и снова. И нам это удается.
Андре Кик (слева), Роланд Купер (в центре), Эрик Хойесхур
В ряде стран (например, в Китае) себестоимость труда очень низка, стоимость изделий тоже невелика, при этом хорошо развиты внутренние рынки, на которых активно работают местные поставщики земснарядов. Однако многие китайские компании, желающие работать на других региональных рынках, заказывают земснаряды у нас.
Поступающие к нам заказы являются весьма капиталоемкими — это касается и землечерпального оборудования, и морских сооружений, и вспомогательных судов, и специализированного оборудования. Наше оборудование должно быть максимально надежным и работать практически безостановочно. Поэтому одно из главных требований наших заказчиков — сокращение времени его простоев. Для удовлетворения этого требования необходимо иметь постоянную обратную связь с заказчиками, чтобы, получая от них информацию, постоянно совершенствовать свою продукцию и успешно конкурировать на мировых рынках.
Еще одно важное требование касается сроков поставки: международные клиенты желают, чтобы их заказы выполнялись строго по графику, при этом российские заказчики земснарядов выдвигают дополнительные условия к срокам поставки: они хотят, чтобы их заказы делались максимально быстро, именно поэтому мы держим в Нидерландах складской запас земснарядов.
— Как организован процесс разработки изделий в вашей компании? На что вы делаете ставку при создании новых изделий и их модификации?
— В общей сложности около 200 наших инженеров работают в подразделениях, которые занимаются землечерпальным оборудованием и офшорной техникой. Еще около 200 инженеров разрабатывают и совершенствуют специализированное оборудование. Нередко мы передаем часть разработки изделий субподрядчикам, в том числе субподрядчикам из стран с низкой стоимостью рабочей силы — это позволяет нам очень гибко управлять инженерным потенциалом.
Один из ключевых факторов нашего успеха — постоянное техническое новаторство, соответственно наши комплексные системы должны быть инновационными. Нам необходимо концентрировать усилия на создании самой современной продукции, способной обеспечить максимальную отдачу и удовлетворить требования, в том числе и будущие, самых взыскательных заказчиков.
— Какие САПР вы используете для создания своих изделий, удовлетворяющих требованиям самых взыскательных заказчиков? Чем был обусловлен ваш выбор САПР?
— Все изделия мы создаем в трехмерной САПР Solid Edge, а также применяем NX, Femap и Teamcenter. Раньше использовалась 2Dсистема, и нередко уже на этапе закладки судов возникали серьезные разногласия между нами и нашими клиентами, поскольку непросто было достичь четкого и одинакового понимания деталей будущих изделий. Чтобы урегулировать эти разногласия, требовались дополнительные расходы.
Инициатором перехода на новую САПР выступил Совет директоров нашей компании. Возможность представить заказчикам 3Dмакеты или визуализацию изделий — одно из основных требований современного рынка, без этого заказчики не воспримут вас всерьез. Переход на 3D значительно упростил доступ к информации об изделиях — нам стало гораздо легче достигать понимания с заказчиками, процесс согласования деталей значительно ускорился.
Мы убедились, что трехмерное моделирование намного эффективнее двумерного. Более того, сочетание 3D и конечноэлементного анализа позволяет делать конструкции более легкими, менее материалоемкими, а следовательно, снижается их себестоимость. Дополнительно мы смогли задействовать имеющиеся у нас 3Dпринтеры, благодаря чему теперь можем продемонстрировать модели будущих изделий.
Переход на 3Dмоделирование повысил привлекательность нашей компании как работодателя — хорошие инженеры предпочитают работать в фирмах, где изделия разрабатываются с помощью трехмерной CADсистемы.
— Чего вы ожидали от перехода к 3Dмоделированию с Solid Edge?
— В первую очередь мы рассчитывали на повышение качества продукции, что позволяет избежать значительных издержек, неизбежных в случае недостаточно высокого качества изделий. В долгосрочной перспективе расчет делался на уменьшение трудоемкости — количества человекочасов, затрачиваемых инженерами на создание новых изделий и их модификации.
Компания IHC Merwede занимается разработкой в области проектирования и строительства специализированных морских объектов. Она является мировым лидером на рынке землечерпальных снарядов и горного оборудования, а также поставляет изготавливаемые на заказ суда и комплектующие для специализированного оборудования. Среди ее клиентов — компании — эксплуатанты землечерпального оборудования, нефтегазовые корпорации, строители морских сооружений, вспомогательных судов и государственные учреждения. В IHC Merwede работает свыше 3 тыс. человек. Компания ведет бизнес в Голландии, Китае, Хорватии, Франции, Индии, на Ближнем Востоке, а также в Нигерии, Сербии, Сингапуре, Словакии, Южной Африке, Великобритании и США. Голландское отделение IHC Merwede использует программные продукты Siemens PLM Software с 2008 года. Для перехода с 2D на 3Dпроектирование компания выбрала Solid Edge и Teamcenter Express, входящие в семейство Velocity Series. |
— Какие модули Solid Edge вы используете?
— Мы применяем модуль Solid Edge для подготовки чертежей и рисунков Design & Draft — этим базовым функционалом пользуются 116 наших инженеров. Кроме того, мы применяем NX и Femap. Наши разработчики осуществляют трехмерное моделирование, чтобы максимально быстро вывести создаваемые изделия на рынок, представить их заказчикам.
— Какие задачи вы решаете с помощью Femap?
Все чертежи у нас готовятся в Solid Edge. Когда возникает необходимость выполнить расчеты и исследовать «узкие» места, учесть строгие ограничения, мы применяем Femap. Один из наших партнеров по созданию офшорной техники использует файлы Microsoft Excel, в которые закладывается вся информация об ограничениях. Эти файлы связаны с Femap, благодаря чему мы легко поддерживаем большое количество взаимодействий, что значительно ускоряет расчеты.
— Насколько быстро инженеры осваивали Solid Edge? Были ли сложности с обучением?
— Молодым специалистам, которые не имели никакого опыта разработки изделий, на освоение нового продукта потребовалось около месяца. Более опытные инженеры, уже работавшие с 3Dсистемами, обучались работе с новым продуктом за дветри недели. Инженеры старше 45 лет, которые не имели опыта 3Dмоделирования, тратили на обучение больше времени — тричетыре месяца; те же из них, кто имел подобный опыт, осваивали новый продукт за одиндва месяца.
— Топменеджеры и акционеры предприятий, оценивая перспективы инвестиций в проекты по переходу на современные системы 3Dмоделирования, с большим интересом изучают опыт тех, кто уже осуществил такой переход. В первую очередь их интересует, как внедрение новых систем повлияло на ключевые показатели бизнеса и какую пользу удалось извлечь. Как вы охарактеризуете успехи вашей компании, достигнутые благодаря переходу на 3Dверсию Solid Edge?
— Что касается улучшения финансовых показателей компании, то здесь успех зависит от результатов работы практически всех подразделений и от того, насколько хорошо скоординировано их взаимодействие — каждое звено в цепочке добавленной стоимости должно быть крепким. Применяемая CADcистема является одним из таких важных звеньев.
Благодаря внедрению трехмерной САПР нам удалось добиться существенных преимуществ, которые повышают нашу конкурентоспособность. Первое — это улучшение качества изделий: применяя более совершенные инструменты, наши инженеры допускают меньше ошибок, быстрее их выявляют и устраняют, в результате мы добиваемся более высокого качества, причем с меньшими издержками, чем прежде.
Второе важное преимущество — повышение привлекательности нашей компании как работодателя: перспективные, талантливые, квалифицированные инженеры гораздо чаще отдают предпочтение вакансиям в технологически продвинутых фирмах, в результате повышается наш интеллектуальный потенциал, а вместе с ним — наши шансы на успех. Побеждая в борьбе за кадры, мы усиливаем наши позиции на ключевых рынках.
Интервью подготовил Михаил Зырянов