10 - 2012

Система электронного учета, хранения и обращения конструкторских документов на промышленном предприятии машиностроительного направления

Ксения Березина, Анна Янишевская

Широкое внедрение компьютеризации в условиях научно­технического прогресса обеспечивает рост производительности труда в различных областях общественного производства. Основное внимание при этом обращается на сферы, где рост производительности труда до применения ЭВМ происходил крайне медленно. В первую очередь это области, связанные с приложением умственного труда человека, то есть управление производством, проектирование и исследование объектов и процессов. Если производительность труда в сфере производства с начала прошлого века возросла в сотни раз, то в области проектирования — только в 1,5­2 раза. Это обусловливает большие сроки проектирования новых объектов, что не отвечает современным  потребностям развития производства и  обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Современные предприятия не смогут выжить в условиях конкуренции, если не будут выпускать новые продукты лучшего качества, по более низкой стоимости и за меньшее время. Поэтому они стремятся использовать огромные возможности памяти компьютеров, их высокое быстродействие и удобный графический интерфейс для того, чтобы автоматизировать и объединить задачи проектирования и производства, которые раньше были весьма утомительны и никак не связаны друг с другом. Таким образом, сокращаются время и стоимость разработки и выпуска продукта. Для этой цели используются технологии автоматизированного проектирования (computer­aided design, CAD), автоматизированного производства (computer­aided manufacturing, САМ) и автоматизированной разработки или конструирования (computer­aided, САЕ). Чтобы понять значение систем CAD/CAM/CAE, мы должны изучить различные задачи и операции, которые приходится решать и выполнять в процессе разработки и производства продукта.

В данный момент на крупном промышленном предприятии внедрена и широко применяется система документооборота, оставшаяся со времен СССР. Движение документов, согласно этой системе, происходит по алгоритму, показанному на рис. 1.

Рис. 1. Правила учета, хранения и обращения конструкторских документов на предприятии

Рис. 1. Правила учета, хранения и обращения конструкторских документов на предприятии

Утверждение и согласование конструкторских документов (КД) на предприятии

Утверждение и согласование КД осуществляется в следующем порядке:

  1. текстовые документы на изделие и бортовые приборы утверждаются главным конструктором. Утверждающая подпись размещается на титульном листе;
  2. текстовые документы на составные части изделия утверждаются главным конструктором направления;
  3. визы должностных лиц размещаются в штампе на поле для подшивки титульного листа.

Размножение, учет, хранение и обращение копий КД в отделах и цехах

Работник отдела технической документации (ОТД) для размножения КД:

  1. подбирает в архиве конструкторского бюро (КБ) подлинники или дубликаты КД, подлежащей размножению, проверяет ее комплектность и состояние;
  2. делает запись в карточке­заместителе об изъятии КД из архива с указанием количества, номеров листов и даты изъятия;
  3. при запуске в производство новой документации по извещению об изменении (ИИ) выписывает карточку учета;
  4. отмечает в карточке учета номер ИИ, по которому проводится изменение, дату оформления извещения и номера подменяемых листов, если изменение выполняется в запущенной документации;
  5. оформляет списки на выдачу КД. Количество копий КД, рассылаемых абонентам, определяется в соответствии с расцеховкой, установленной отделом главного технолога (ОГТ) в ИИ и листках запуска;
  6. оформляет наряды на размножение КД, заносит сведения в книгу регистрации нарядов и передает в светокопию КД вместе с нарядами и списками на выдачу КД под роспись работника светокопии в книге регистрации нарядов.

Сдача КД в светокопию производится в день оформления.

Все копии, принятые на хранение в подразделении, необходимо учитывать в карточке учета копий.

Учет выдачи и возврата копий КД оформляется по карточкам­заместителям.

При возврате абонентом копий архивариус должен проверить состояние копий, наличие листов, зачеркнуть запись в карточке­заместителе, расписаться за возврат и поставить дату в графе «Отметка о возврате».

Рабочие копии аннулированных и замененных КД должны быть своевременно изъяты из обращения и уничтожены после составления акта о списании копий. В карточках учета копий должны быть сделаны соответствующие отметки. Ответственность за своевременное изъятие возлагается на заведующего архивом.

Акт о списании копий подписывается заведующим архивом и начальником цеха (отдела).

По запросам цехов для сдачи изделия представителю заказчика (ПЗ) ОТД выпускает перечни ИИ и технических указаний (УТ), действующих с серии сдаваемого изделия.

Для выдачи заключения о пригодности КД по требованию главного конструктора направления (ГКН) ежегодно в ОГТ выдается полный перечень ИИ по всем изделиям. ОГТ передает перечни в цеха, которые по результатам проверки составляют акты.

КБ на основании актов цехов подписывает заключения по каждому изделию о пригодности КД к серийному производству на год и направляет их ОГТ и ПЗ. ОГТ рассылает по цехам заключения о годности КД к серийному производству на год, где они подшиваются к каждому контрольному экземпляру полного комплекта КД.

Учет, хранение и обращение копий КД других организаций

Копии КД других организаций необходимо хранить сложенными на формат А4 и скомплектованными в папки по конструктивным группам в порядке возрастания обозначений.

Копии КД необходимо учитывать по описи, которая вкладывается в папку по принадлежности.

Схема учета, хранения и обращения конструкторских документов на предприятии представлена на рис. 1.

Официальная информация передается между сотрудниками в виде документов: служебных и пояснительных записок, приказов, заявлений, договоров, контрактов, разнообразных форм, эскизных и технических проектов и др. Часто тот или иной документ является результатом коллективного труда сотрудников: одни готовят документ, другие проверяют, исправляют, контролируют, согласовывают, утверждают, отправляют документ в вышестоящие и внешние организации или в архив. Такое движение документов и является документооборотом. 

Обязанности многих людей заключаются в том, чтобы эффективно обрабатывать поступающую информацию — генерировать ее, сортировать, анализировать, обмениваться ею со своими коллегами. Очевидно, что им нужна помощь в организации и управлении возросшими потоками информации. Перевод документов в электронную форму и автоматизация документооборота позволят быстрее, эффективнее и полнее осуществлять информационную обработку и обмен, оперативнее и точнее принимать решения, а значит, успешнее функционировать предприятию.

Для оптимизации комплексной автоматизации рекомендуется внедрение системы автоматизированного проектирования технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ. Это позволит получить ряд существенных преимуществ:

  • проектировать технологические процессы в нескольких автоматизированных режимах;
  • рассчитывать материальные и трудовые затраты на производство;
  • формировать все необходимые комплекты технологической документации, используемые на предприятии;
  • вести параллельное проектирование сложных и сквозных техпроцессов группой технологов в реальном времени;
  • поддерживать актуальность технологической информации с помощью процессов управления изменениями;
  • обеспечивать инженерный документооборот в части заявок на проектирование средств технологического оснащения.

В то же время в САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ входит универсальный технологический справочник, предоставляющий пользователям всю необходимую справочную информацию, а также позволяющий организовать и развивать базы данных предприятия.

Данная система поддерживает все бизнес­процессы электронного инженерного документооборота, в том числе управление технологическими изменениями и заказ на разработку специальных средств технологического оснащения. В ней применен качественно новый подход к организации данных о технологических процессах, основанный на объектной модели представления и обработки информации. В системе реализованы новейшие объектно­ориентированные методы организации технологических баз данных, СОМ­технологии, современные интерфейсные решения, открытая архитектура, основанная на компонентах ActiveX.

Рис. 2. Пример электронного учета, хранения и обращения конструкторских документов

Рис. 2. Пример электронного учета, хранения и обращения конструкторских документов на предприятии

Схема электронного учета, хранения и обращения конструкторских документов на предприятии показана на рис. 2. Такую систему может быстро освоить пользователь с любым уровнем компьютерной подготовки. САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ позволяет сделать работу технолога или проектировщика быстрой и удобной. В то же время возрастает как скорость, так и качество разработки технологических решений, в особенности на крупных и средних промышленных предприятиях или объединениях.  

Литература

СТО 105 — 204 — 2010 Правила учета, хранения и обращения копий конструкторских документов в цехах и отделах.

САПР и графика 10`2012