От просто ремонта — к управлению жизненным циклом обслуживания
Введение
Сегодня системы планового технического обслуживания (ПТО) внедрены практически на всех находящихся в эксплуатации крупных судах. Такие системы очень полезны для контроля выполнения важнейших задач обслуживания техники и выдачи ремонтниками напоминаний о том, что необходимо сделать и какие виды работ не выполнены в срок. Приносимая польза становится всё более очевидной в условиях оптимизации процессов снабжения и сокращения сроков оборачиваемости судов.
Фактически системы ПТО вносят существенный вклад в снижение начальной цены судов и общей стоимости владения, причем именно эти два аспекта были названы приоритетными на Первой Всемирной конференции руководителей судостроительных предприятий в апреле 2010 года.
Многие компании рассматривают этап послепродажного обслуживания как стратегически важный для всего бизнеса в плане себестоимости и решения вопросов снабжения. Причина этого станет очевидной, если сравнить длительность этапа строительства судна (от года до трех лет) с продолжительностью его эксплуатации, составляющей 2040 лет. Поэтому тщательное планирование техобслуживания — это наличие информации не только о состоянии ремонтных работ на конкретном судне, но и о номенклатуре запчастей и сроках их замены. Предприятиям требуется всеобъемлющий подход ко всей экосистеме планового технического обслуживания.
Трудности
Проектирование, строительство и поддержка жизненного цикла морских судов — задача исключительной технической сложности, которая решается десятилетиями. В случае же разработки военных кораблей только проектирование и строительство могут длиться целое десятилетие, а для обеспечения работ требуются огромные объемы постоянно меняющейся информации.
Однако техническое обслуживание — это не только проведение работ на судне, но и наличие соответствующих ресурсов и ремонтной инфраструктуры. На самом деле стоимость обслуживания и ремонта на протяжении всего срока службы судна может в двапять раз превысить его начальную цену.
При этом сами суда являются крупногабаритными и очень сложными конструктивно, и требования к их обслуживанию постоянно меняются в зависимости от условий эксплуатации, а также наличия ремонтных мощностей и запчастей в портах захода. Поэтому вопросы технического обслуживания должны рассматриваться судостроителями, судовладельцами и поставщиками услуг как стратегические.
Рост сроков оборачиваемости судов, повышение стоимости ремонтных работ и их низкое качество (что приводит, например, к росту потребления топлива или установке не соответствующих техническим требованиям деталей) влекут за собой падение прибылей и снижение уровня безопасности при эксплуатации. Поддержание работоспособности на протяжении всего срока службы требует получения точной и актуальной информации об их состоянии, требованиях к проведению обслуживания и о процедурах ремонта.
Для повышения общей производительности организациям требуется оптимизация процессов технического обслуживания, которая заключается в отказе от проведения ненужных работ и приведении всех процессов в соответствие общей цели бизнеса при полном соблюдении нормативных требований и правил безопасности. Именно здесь необходим переход от просто систем ПТО к управлению жизненным циклом обслуживания.
Управление жизненным циклом обслуживания изделий
В основе управления жизненным циклом обслуживания с учетом исполнения конкретного изделия лежат два важнейших аспекта: знания и эффективность процессов.
К знаниям относятся полное описание судна, а также управление его реальной структурой, документацией, ведение истории техобслуживания, внесение изменений в жизненный цикл, управление ремонтными работами и ведение логистического учета. Всё это должно быть объединено в единый источник знаний, предоставляемый всем участникам жизненного цикла для поддержки их совместной работы.
Эффективность процессов достигается координацией решений, основанных на едином определении технического объекта и знаниях о его обслуживании. Подобная координация обеспечивает:
- полнофункциональное планирование обслуживания по техническому состоянию, выполнение обслуживания на основе показателей надежности либо профилактического обслуживания в соответствии с нормативными требованиями;
- управление материалами и запасами при помощи ведения учета выполняемых операций и обработки заказов на обслуживание;
- прослеживаемость финансов и активов;
- обучение и сертификация;
- мониторинг и прогнозирование технического состояния объектов.
Все перечисленные аспекты входят в жизненный цикл, который подразделяется на семь важнейших элементов: разработка изделия, управление документами, надежность, доступность и ремонтопригодность, планирование обслуживания, управление исполнениями материальных активов, исполнение работ, управление запасами.
Разработка изделия
Учет вопросов обслуживания на самых ранних этапах разработки при планировании ремонтных операций позволяет использовать имеющиеся проектные данные: CADмодели, техническую информацию поставщиков, схемы и технологические процессы.
При этом удается не только рассматривать вопросы обслуживания изделия уже на этапе конструирования, но и с самого начала включить в процесс разработки такие вопросы, как подготовка конструкторских спецификаций, а также создание 2D и 3Dинформации для подготовки руководств по техническому обслуживанию.
Более того, при надлежащем управлении различными конфигурациями как проектов, так и реальных изделий можно выявить, где именно установлен тот или иной узел и какие именно изделия потребуют модификации при внесении конструкторских изменений.
Управление документами
Когда плановое обслуживание становится неотъемлемой частью процесса конструирования, представляется возможным централизованно разрабатывать и хранить все технические руководства по деталям и узлам изделия, а также руководства по техническому обслуживанию и журналы учета судового имущества.
Применение системы управления информационным наполнением технических публикаций гарантирует, что соответствующие специалисты создают документацию в едином и пригодном для повторного использования формате, а все изменения отслеживаются и синхронизируются с конфигурацией изделий.
Надежность, доступность и ремонтопригодность
Требования по надежности судовых систем следует учитывать на самых ранних этапах проектирования. Для планирования процессов технического обслуживания систем изделия необходимо анализировать характер и последствия отказов (FMEA) и проводить обслуживание с целью обеспечения надежности и анализа эксплуатационного риска. Как правило, планирование основывается на предоставляемой поставщиками информации, опыте и анализе данных о реально выполняемых процессах обслуживания и ремонта.
Основой планового обслуживания являются прослеживаемость и фиксация всех ремонтных работ и изменений, вносимых в конструкцию изделия. Необходимо обеспечение возможности проверки соблюдения норм и стандартов, распространяющихся на каждый эксплуатируемый объект.
Для надежной службы судна крайне важно знать периодичность контроля, ремонта и замены каждого узла, а также технические требования к проведению обслуживания. Такие знания тем более необходимы, когда судно длительное время находится в море, проходя огромные расстояния. При своевременном обновлении и правильном применении такие знания повышают надежность и готовность судна к работе, а также его производительность и эффективность.
Планирование обслуживания
Точное представление о составе оборудования конкретного судна, надежности каждой детали, а также наличие документации по процедурам проведения ремонта облегчает внедрение стандартов обслуживания — как профилактического, так и по техническому состоянию.
Такой стандарт может включать задания и указания по проведению работ для каждого инженера, а также списки требуемых деталей и нормы времени выполнения работ. Понимание потребностей технического обслуживания обеспечивает планирование текущих и будущих действий, требующих координации с целью сокращения простоев или задержек с вводом в эксплуатацию.
Управление исполнениями материальных активов
Знание конкретных исполнений имеющихся активов — уже полдела в управлении расходами на жизненный цикл изделия. Точное управление исполнениями активов обеспечивает надлежащее планирование обслуживания, поставок запчастей, наличия необходимого оборудования и сотрудников требуемой квалификации. Прослеживание партий деталей позволяет узнать их применяемость в масштабах всего флота, выявить проблемные детали и повысить надежность на всех этапах жизненного цикла. Кроме того, фиксация изменений, вносимых в конструкцию изделий в ходе ремонта, предоставляет информацию о реальном текущем состоянии судна, необходимую для планирования обслуживания и поставок запчастей.
Исполнение работ
Для быстрого и точного выполнения обслуживания и ремонта требуется выдача заданий на проведение работ и предоставление необходимой информации исполнителю соответствующей квалификации. При этом исполнитель должен регистрировать технические характеристики узлов изделия, записывать важные наблюдения, фиксировать вносимые в конструкцию изменения (замены деталей) и сообщать о несоответствиях, требующих проведения дополнительных работ.
Ремонт и обслуживание выполняются совместными силами сторонних организаций и собственных сотрудников, поэтому актуальной становится проблема управления работой всех этих специалистов. Сюда же относится сквозное управление заявками клиентов на проведение обслуживание, а также оптимизация рабочего времени ремонтного персонала с целью исключения как переработок, так и простоев.
Судостроители должны обеспечить требуемый уровень квалификации исполнителей, а также легкий доступ к документации и журналам технического обслуживания. В хорошо документированной среде ведутся нарядзаказы на проведение обслуживания, имеются интерактивные 3Dинструкции, а также средства контроля текущего состояния работ с регулярным обновлением информации.
Управление запасами
Нередко суда проходят обслуживание и ремонт в самых разных точках земного шара, а для этого требуются не только квалифицированные исполнители, но и нужные детали, которые должны поставляться в место проведения плановых работ.
Это сложная логистическая задача, распространяющаяся не на отдельное судно и даже не на целый флот. Требуется полный учет заявок на ремонт и их сопоставление с имеющимися запасами деталей и номерами моделей судов.
Подобная работа должна выполняться на глобальном уровне с контролем перемещений судов и прогнозированием потребностей при проведении планового обслуживания, когда судно приходит в очередной порт.
Заключение
Плановое техническое обслуживание — глобальная и сложная система логистических процессов. При наличии соответствующих методик и решений по управлению жизненным циклом обслуживания данную задачу удается оптимизировать и повысить эффективность всей логистической цепочки, полностью интегрированной с вашим бизнесом и работой сторонних поставщиков услуг.
Переходя от ПТО к управлению жизненным циклом обслуживания, вы получаете массу преимуществ, среди которых — повышение надежности и готовности судна, сокращение простоев изза ремонта, а также большая отдача от капиталовложений в активы.
Кроме того, затраты и сроки цикла обслуживания сокращаются благодаря повышению эффективности при обеспечении безопасности и соответствия нормативным требованиям, когда работы проводятся в зависимости от конкретного исполнения изделия.
В целом правильная организация обслуживания способствует улучшению качества работы с заказчиками, что повышает их приверженность вашей компании и обеспечивает стабильное поступление прибыли.