1 - 2013

Мы учим понимать и любить САПР

Михаил Абрамов, главный специалист компании «АйДиТи» по направлению «Архитектура и строительство»
Михаил Абрамов

В серии прошлогодних публикаций на страницах журнала «САПР и графика» специалисты компании «АйДиТи» не раз акцентировали внимание читателей на том факте, что внедрение программного продукта — это его кастомизация. Понятно, что и обучение, как один из ключевых этапов комплексного внедрения, также должно быть адаптировано к требованиям и практическим задачам заказчика. В настоящей публикации мы расскажем о том, почему это важно и как это грамотно реализовать на практике.

Именно обучение впервые знакомит пользователей с программным продуктом, который вскоре станет их основным рабочим инструментом. И от того, насколько «глянется» этот инструмент, во многом зависит успех дальнейшей работы каждого проектировщика и всего коллектива в целом. Для того чтобы у слушателей появилось понимание и сложилась твердая уверенность в том, что новый программный продукт действительно сделает рабочий процесс более комфортным и производительным, специалист по внедрению должен заранее адаптировать курс обучения к нуждам конкретной организации.

Для примера рассмотрим особенности проведения обучения в наиболее массовом направлении САПР — в области архитектурно­строительного проектирования, где основные перспективы развития связаны сегодня с технологией информационного моделирования зданий (BIM) на базе линейки Autodesk Revit. Несмотря на растущую популярность этих программных продуктов, многие специалисты по­прежнему далеко не в полной мере знакомы со всеми богатейшими возможностями и разнообразнейшим инструментарием уникального функционала Autodesk Revit.

Обучение неразрывно связано практически со всеми этапами комплексного внедрения. Планирование обучения начинается уже на самом раннем этапе, а именно на этапе обследования. В это время выявляются все особенности процесса проектирования в организации, а также степень владения персонала имеющимися программными продуктами.

На основе полученной информации формируется предварительный план обучения, который в обязательном порядке предоставляется сотрудникам, непосредственно задействованным во внедрении. По результатам обсуждения происходит согласование количества необходимых учебных часов, степени сложности и особенностей предстоящего курса обучения.

В ряде случаев наиболее эффективной и полезной формой обучения становится работа над каким­то небольшим реальным проектом, находящимся в разработке организации. На примере такого проекта вполне можно освоить все необходимые функциональные возможности программного продукта.

Обучение можно организовать и на предприятии, и вне его, но в любом случае это должно быть приспособленное и специально оборудованное помещение, поскольку эффективность обучения в значительной мере зависит от тех условий, в которых оно проводится. Коснемся основных требований к этим условиям. Обучение должно проходить в специализированном классе, оснащенном компьютерами, которые объединены в локальную сеть; необходимы также проектор с экраном и флипчарт (рис. 1).

Рис. 1. Вид учебного класса

Рис. 1. Вид учебного класса

Autodesk, Inc. — мировой лидер в области решений для 3D­дизайна, проектирования и создания виртуальной реальности. Все компании из списка Fortune 100 применяют инструменты Autodesk, чтобы проектировать, моделировать и визуализировать свои идеи для экономии времени и денег, улучшения качества продукции и скорейшего внедрения инноваций.

Начиная с выпуска AutoCAD в 1982 году компания разработала широчайший спектр инновационных программ, позволяющих инженерам, архитекторам и конструкторам испытывать свои идеи еще до их реализации.

Операционные системы, установленный софт, структура файлов и папок, оформление, профили пользователей и права доступа к сетевым директориям должны быть единообразны на всех рабочих местах. Это минимизирует непроизводительные затраты рабочего времени инструктора и слушателей, поскольку в таком случае все находятся в одинаковых условиях и лишний раз не отвлекаются на нетематические  вопросы по организационно­техническому обеспечению процесса обучения.

На всех рабочих местах должна быть установлена одна и та же версия программного продукта со всеми имеющимися обновлениями и дополнениями по подписке, а также другие утилиты при их наличии.

Компания «АйДиТи» — один из ведущих отечественных поставщиков лицензионного программного и аппаратного обес­печения, системный интегратор в области САПР и ГИС по всем отраслевым направлениям.

«АйДиТи» ведет свою деятельность по всей территории России, имея офисы в Москве, Санкт­Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Ростове­на­Дону и Ставрополе.

Компания обладает высшими партнерскими статусами крупнейших мировых разработчиков, таких как Autodesk, Microsoft, Adobe, Corel, и сотрудничает со всеми ведущими производителями программного и аппаратного обеспечения.

Система менеджмента качества «АйДиТи» сертифицирована и соответствует ГОСТ Р ИСО 9001­2008.

Заказчики «АйДиТи» — это тысячи государственных и коммерческих организаций, а также частных пользователей, работающих в различных отраслях.

Компания «АйДиТи» осуществляет:

  • поставки лицензионного программного обеспечения и аппаратных средств — как корпоративные, так и розничные;
  • консалтинг и внедрение САПР и ГИС;
  • разработку и реализацию проектов ИT­инфраструктуры;
  • управление активами ПО (Software Asset Management, SAM);
  • техническую поддержку и обучение.

Продолжительность стандартного курса обучения составляет, как правило, 40 академических часов в течение пяти рабочих дней. Ежедневно организуются несколько 10­15 минутных перерывов и один обеденный перерыв продолжительностью в час. Распорядок дня составляется таким образом, чтобы утомляемость слушателей была минимальной.

С чего же должен начать обучение инструктор — специалист по внедрению? Очень важно с первых минут грамотно «погрузить» сотрудников в особенности пока еще непривычной технологии BIM, чтобы последующие практические упражнения слушатели могли выполнять уже на уровне максимального понимания механизма новой методологии.

Вступительный этап обучения представляет собой теоретический экскурс, иллюстрированный примерами проектов и сопровождаемый комментариями с объяснением всех важнейших терминов и определений, относящихся непосредственно к Autodesk Revit (рис. 2).

Рис. 2. Схема классификации элементов Autodesk Revit

Рис. 2. Схема классификации элементов Autodesk Revit

Особый акцент следует сделать на навигации внутри продукта. Все теоретические шаги должны быть полноценно проиллюстрированы, чтобы максимально использовать высокую эффективность визуального восприятия.

Autodesk Revit предназначен для автоматизации проектирования, строительства и управления эксплуатацией высококачественных, энергосберегающих зданий на основе технологии информационного моделирования зданий (BIM). Это полнофункциональное решение, объединяющее в себе возможности архитектурного проектирования, проектирования инженерных систем, проектирования строительных конструкций.

Для работы с практическими упражнениями гораздо предпочтительнее применять адаптированные  под российскую специфику шаблоны проектов и библиотеки объектов, которые заранее можно разместить в папке с общим доступом и задать в настройках пути. Когда у пользователей есть под рукой набор привычных и настроенных по ГОСТу объектов, то у них появляется дополнительный стимул к изучению программного продукта (рис. 3).

Рис. 3. Фрагменты шаблона по ГОСТ

Рис. 3. Фрагменты шаблона по ГОСТ

Однако вышеизложенное отнюдь не означает, что в процессе обучения не придется давать пояснения, касающиеся правильной адаптации данных объектов. На­оборот, рекомендуется на двух­трех примерах подробно разобрать, как создаются, например, обозначения разрезов по ГОСТ или марки колонн. Возможно, у кого­то из слушателей и возникнет иллюзия того, что все библиотеки уже созданы и готовы к использованию. Задача инструктора — пояснить, что рано или поздно всё равно придется создавать какие­то библиотечные объекты, но проделать это нужно будет однократно, чтобы затем применять их в своих проектах. Вот тут­то и понадобятся простые, но емкие примеры, на которых можно с успехом потренироваться в создании объектов и шаг за шагом раскрыть все нюансы и специальные приемы. Причем нужно в такой степени заинтересовать слушателей, чтобы они волей­неволей втянулись в этот достаточно трудоемкий, но весьма интересный и увлекательный процесс.

3D­манипуляторы 3Dconnexion используются для работы в 2D­ и 3D­приложениях вместе с обычной мышью. Одной рукой можно панорамировать, масштабировать и вращать 3D­объекты, а другой осуществлять редактирование и выбор команд.

3D-манипуляторы 3Dconnexion: что они привносят в работу

3D-манипуляторы 3Dconnexion: что они привносят в работу

Устройства, имеющие джойстик с шестью степенями свободы, интуитивно понятны и обеспечивают комфортную и быструю работу. Вы как будто держите 3D­модель в руке.

В результате применения 3D­манипулятора:

  • сокращаются сроки и повышается эффективность выполнения проектных работ;
  • предприятие получает конкурентные преимущества, уменьшая при этом затраты;
  • работа становится легкой и приятной, снижается усталость, растет производительность.

3D­манипуляторы 3Dconnexion всегда можно заказать в компании «АйДиТи».

Продукты Autodesk Revit по своей природе многогранны. Естественно, за неделю невозможно исчерпывающе раскрыть все их функции. Основные задачи базового обучения состоят в том, чтобы аудитория вникла в основы методологии, научилась ориентироваться в программном продукте с использованием всего разнообразия средств интерфейса, освоила все ключевые функциональные возможности и ознакомилась с широчайшим диапазоном инструментов, средств, методов и т.д.

Некоторые важнейшие действия в процессе обучения обязательно следует многократно повторять. Вот наиболее актуальные примеры:

  • создание высотных уровней с последующим созданием на их основе множества видов с планами этажей;
  • операции по созданию и редактированию 3D­модели, увязка объектов друг с другом, наложение зависимостей и условий;
  • создание внутри проекта новых типоразмеров семейств;
  • работа с видимостью и графикой объектов;
  • использование редактора материалов и др.

Это позволит пользователям твердо и навсегда запомнить ключевые этапы, надежно отработать навык самостоятельного определения тех или иных менее значимых нюансов, являющихся следствием основных.

Стоит ли говорить, что в процессе обучения очень важна последовательность разделов, формирующая план курса. После ввод­ной теоретической части, о которой уже было упомянуто, следуют процессы создания и сохранения проектов, навигация в интерфейсе, знакомство с настройками программы и конкретного файла. Затем значительное количество времени уделяется работе с трехмерной моделью. Параллельно с этим рассматриваются все основные методы работы с видами, видимостью и графикой объектов, организацией диспетчера проекта.

В зависимости от ситуации, уже на этом этапе могут появиться первые упражнения с созданием библиотечных семейств. В соответствии с профилем группы могут быть рассмотрены нюансы работы с такими объектами, как помещения, зоны, инженерные пространства.

Далее следует раздел по оформлению документации, созданию объектов аннотации и детализации, работе с листами, ведомостями и спецификациями. Подробная работа с созданием библиотечных семейств завершает знакомство с различными объектами программного продукта.

Связывание файлов при помощи внешних ссылок и использование этой связи в работе может быть рассмотрено или в начале обучения, или ближе к его окончанию, в зависимости от профиля группы. На заключительном этапе обучения, необходимо рассмотреть основные возможности экспорта и импорта файлов и, конечно, смоделировать процесс коллективной работы всей группы над проектом. Такие профильные процессы, как визуализация, анимация, работа с аналитической моделью (расчетной схемой) несущих конструкций, расчеты инженерных систем, также рассматриваются ближе к концу курса.

На протяжении всего процесса обучения перед инструктором стоит задача донести до слушателей огромный опыт, накопленный в условиях реального проектирования. Суть этого опыта состоит в многообразии эмпирически наработанных принципов и методов применения всего инструментария продукта. Более того, новые приемы могут возникнуть и при совместной работе над учебным проектом. Пользователи часто предоставляют собственные примеры из практики, на основе которых можно немного поэкспериментировать.

Вышесказанное можно проиллюстрировать несколькими яркими примерами, которые, несомненно, способствуют непринужденному профессиональному общению и оживляют учебный процесс:

  • разработка автоматически проставляемого условного обозначения для круглых кабельных каналов в электрике (рис. 4);
  • разработка решения для армирования пространственными канатами (рис. 5);
  • создание на пользовательских примерах библиотечных семейств объектов (рис. 6).

Чтобы учебный процесс не получился монотонным и усыпляющим, можно каждые полчаса делать маленькие отступления на какие­то отвлеченные темы или задавать проверочные вопросы, касающиеся пройденного материала.

Рис. 4. Марка канала

Рис. 4. Марка канала

Рис. 5. Пример каната

Рис. 5. Пример каната

Рис. 6. Примеры семейств

Рис. 6. Примеры семейств

Весь процесс обучения фиксируется посредством записи экрана компьютера преподавателя и голоса с микрофона. Таким образом, слушатели практически не отвлекаются на конспектирование информации в блокнотах, фиксируя только какие­то важные моменты, и уделяют основное время работе в программе. После обучения им выдаются все файлы с видеозаписью по дням, которые удобно периодически просматривать и вспоминать нужное.

На завершающем этапе обучения освоение нового материала закрепляется в самостоятельной работе слушателей. Для экономии времени самостоятельные упражнения разумно проделывать по ходу освоения коллективной работы над проектом. В таком режиме пользователи ведут диалог друг с другом и заодно освежают в памяти пройденный материал. Если в итоге каждый участник получил примерно одинаковый результат, то специалист по внедрению оценивает группу положительно или помогает тем участникам, которые могли что­то упустить.

Крайне желательно сразу же по завершении обучения закрепить знания самостоятельными упражнениями посредством различных тест­драйвов, авторских уроков, работы с руководством пользователя и других источников. Всем обучающимся предоставляются для этого различные материалы, а также ссылки на полезные интернет­ресурсы.

Венчает процесс обучения, как и любой иной учебный процесс, оценка приобретенных знаний. С одной стороны, у людей не должно складываться впечатление, что по окончании курса обучения они будут подвергнуты необычайно суровому испытанию. С другой стороны, уровень самостоятельной работы слушателей  должен соответствовать уровню присваиваемой квалификации, ведь по итогам обучения каждому участнику будет выдан сертификат Autodesk международного образца с уникальным номером, занесенным в базу данных сертифицированных специалистов.

Но не менее важным итогом обучения должна стать дальнейшая мотивация работ по внедрению. Пользователи, получив оценку своей квалификации на новом уровне знаний, определяются с дальнейшими возможностями и направлениями развития. Важно понять, возникнет ли необходимость в более продвинутом, углубленном курсе, в пилотном проекте, в разработке специализированных библиотек и т.д.

Если у людей появляется по­настоящему живой интерес к продукту, то их дальнейшее развитие гарантированно. Поэтому основная цель специалиста по внедрению состоит в том, чтобы, зародив этот интерес, помочь пользователям вырваться из повседневной рутины и открыть для себя захватывающий и бескрайний мир интеллектуального творчества.

САПР и графика 1`2013