3 - 2013

Система проектирования транспортных магистралей Trimble Quantm

Светлана Пархолуп
К.э.н., ЗАО «Нанософт», директор направления землеустройства, изысканий и генплана

В конце 2012 года компания «Нанософт» стала эксклюзивным дистрибьютором программы Trimble Quantm. Что же представляет собой этот программный продукт и чем он может быть интересен нашему искушенному пользователю? Если очень коротко, то система Quantm — это инструмент планирования, который при помощи новейших компьютерных технологий автоматически создает экономичные планировочные автомобильные и железнодорожные трассы в соответствии с заданными ограничениями. А инновационная технология Trimble Quantm позволяет выполнять единый анализ экологических, общественных, культурных и инженерных факторов проекта, а также его стоимости. Целостный подход к планированию новых объектов инфраструктуры позволяет быстро принимать решения и снизить стоимость строительства.

Параметры стоимости

Параметры стоимости

Параметры стоимости

Используя проверенную технологию Trimble Quantm, проектировщики могут минимизировать влияние новой автомобильной или железной дороги на экологию и социальную сферу, уменьшая при этом стоимость проекта для налогоплательщиков и инвесторов. Такой подход используется на каждом этапе проектирования: от предварительного согласования до технико­экономического анализа и разработки окончательной проектно­сметной документации.

Система обеспечивает учет гидрологических, геотехнических и эксплуатационных факторов при выборе трассы, позволяя избежать нарушения социополитических и экологических ограничений (заданных в качестве исключаемых зон), рассчитать расходы на трассу (выполнив оптимизацию с ограничениями и без них) или смоделировать их (добавив расходы на надземные сооружения), чтобы отобразить дополнительные расходы на землю и смягчение последствий.

Ограничения

Ограничения

Проектировщик имеет возможность задать важные экологические и общественные площади, геометрические (проектные) ограничения, стоимость геологической единицы при проведении земляных работ, расходы на основное строительство и возведение надземных сооружений, правила пересечения существующих элементов. Данные границ можно импортировать в цифровой формат из систем САПР и ГИС или создать, указав при помощи курсора трассу на ортофотопроекции аэроснимка или спутниковом изображении.

Система Quantm определяет расходы и просчитывает миллионы возможных маршрутов в соответствии с заданными ограничениями, чтобы выбрать и представить на рассмотрение проектировщика от 10 до 50 наилучших вариантов. Расчет не ограничивается одним­единственным наименее затратным решением — система предлагает альтернативы. При выборе маршрута это обеспечивает проектировщику возможность сопоставлять расходы с экологическими и социальными последствиями  путем сочетания различных частей коридора и разных вариантов стоимости, строительства и соблюдения ограничений.

Варианты трасс, просмотр поперечных сечений по указанной трассе

Варианты трасс, просмотр поперечных сечений по указанной трассе

Просмотр выбранного варианта

Просмотр выбранного варианта

Просмотр варианта с предупреждением

Просмотр варианта с предупреждением

Трассы можно просматривать в виде плана, профиля или поперечного разреза: Trimble Quantm позволяет проектировщику сравнивать детали различных вариантов. Каждая трасса сопровождается сводной таблицей расходов на земляные работы, отсыпку, транспортировку, выемку, утилизацию и перемещение, а также таблицами длины и стоимости подпорных стен, водопропускных сооружений, мостов и тоннелей.

Таким образом, применение технологии Trimble Quantm гарантирует преимущества при разработке проектов любого типа и любой сложности. Практика показывает, что система с равным успехом используется и при проектировании объектов инфраструктуры общегосударственного, регионального или муниципального уровня, и при создании небольших проездов или перепланировке дорог. Повторим: в отличие от традиционных подходов, технология Trimble Quantm анализирует миллионы вариантов, предлагая проектировщику лишь лучшие из лучших. Такой подход позволяет быстро показать, что рассмотрены все приемлемые варианты, как того требуют правила проектирования и финансового менеджмента.

Например, возможности Quantm оказались просто незаменимы при оценке вариантов трассы 1000­мильной транстехасской магистрали. В процессе работы система позволила согласовать колоссальный массив информации. Проектировщики могли просматривать различные сценарии по принципу «что, если...», быстро тестировать серии геометрических параметров, согласовывать множество планировочных вариантов, сводя к минимуму неблагоприятное воздействие будущей магистрали на окружающую среду.

Визуализация выбранного варианта

Визуализация выбранного варианта

Примером использования той же системы в куда менее масштабных разработках может служить проект перепланировки двухкилометровой секции государственного шоссе в новозеландском районе Okarahia. Программа Trimble Quantm использовалась здесь для модернизации горизонтальной и вертикальной планировки дороги. Результат, полученный с помощью системы, позволил (при строжайшем соблюдении всех экологических норм и наложенных ограничений!) сократить стоимость строительства на 13%.

Остается добавить, что дорожное строительство — далеко не единственная область применения Trimble Quantm. Система может использоваться и в добывающей промышленности, и в лесном хозяйстве, и в работе городских коммунальных служб…

САПР и графика 3`2013