Как 3D-сканер Rexcan и инженерный анализ с помощью Geomagic помогли при воссоздании классического автомобиля
Южнокорейская компания Solutionix разрабатывает и производит высокоточные 3Dсканеры, принцип работы которых базируется на проецировании лучей белого света на сканируемый объект. Эта технология позволяет получать непревзойденные по точности результаты. Кроме того, 3Dсканеры Solutionix обладают еще одним важным преимуществом, которым другие производители, применяющие ту же технологию, похвастаться не могут. Дело в том, что сканеры Solutionix оснащены сменными линзами, и если, к примеру, вам нужно отсканировать объект принципиально иного размера, то вы можете использовать линзы, предназначенные для более обширной зоны сканирования. Объекты разного размера можно сканировать и с помощью одного комплекта линз: сканеры Solutionix позволяют настраивать зону сканирования, устанавливая линзы в одно из четырех возможных положений. Доступно сканирование глубоких зон объекта с применением угла триангуляции 10°. Калибровка всех без исключения сканеров Solutionix производится на месте — в отличие от устройств других производителей, которые нужно отправлять в сервисный центр или на заводизготовитель (рис. 1).
Рис. 1
Модельный ряд компании Solutionix представлен восемью 3Dсканерами, которые различаются по характеристикам и цене. Для сканирования с высокой точностью различных по величине объектов, а также обратного инжиниринга и контроля качества компания Solutionix предлагает 3Dсканеры Rexcan третьей (314, 320) и четвертой (414, 420, 450, 480) серий. Серии различаются между собой используемыми источниками света: в Rexcan3 это галогенные лампы, а в Rexcan4 — светодиоды. Модели оснащены камерами с разной разрешающей способностью, что непосредственно влияет на точность сканирования (рис. 2).
Для сканирования объектов малого размера, таких как ювелирные изделия, конструкторы Solutionix создали сканер Rexcan DS2. Он позволяет с высокой точностью сканировать небольшие по размерам и насыщенные деталями объекты. Совсем недавно вышла новая модель Rexcan CS+, предназначенная для сканирования небольших и средних объектов. Процесс сканирования в CS+ полностью автоматизирован, что позволяет нажатием одной кнопки отсканировать весь объект. В новом сканере сочетаются превосходное качество и доступная цена.
Рис. 2
Для преобразования данных, полученных при 3Dсканировании объектов, и последующей работы с созданными трехмерными моделями в самых разнообразных приложениях разработано ПО Geomagic. Программные продукты Geomagic Studio, Geomagic Qualify и Geomagic Wrap применяются по всему миру. Специалисты высоко ценят преимущества этих программ: простоту обучения и работы, интуитивно понятный интерфейс, высокую скорость. Ну а прежде всего то, что эти программы позволяют сократить сроки вывода продуктов на рынок и заметно повысить их качество.
Компания Brian Coombs Design использовала 3Dсканер Rexcan 420 с программным обеспечением Geomagic Studio (ведущим ПО в области преобразования трехмерных сканов в высокоточные полигональные и исходные модели САПР для реверсинжиниринга, дизайна изделий и быстрого прототипирования) при решении проблем, связанных с компоновкой в рамках проекта по воссозданию классического спортивного автомобиля Ford GT40 (рис. 3 и 4).
Рис. 3
Рис. 4
Скорость — неотъемлемая составляющая жизни Брайана Кумбса. Он возглавляет команду инженеров, ответственных за проектирование механической конструкции и подвески Bloodhound SSC — британского проекта автомобиля, оснащенного реактивным ракетным двигателем. Этот автомобиль призван сохранить принадлежащий Великобритании мировой рекорд наземной скорости (1610 км/ч).
Однако создается впечатление, что для Брайана Кумбса эта задача не относится к разряду сложных, требующих полной отдачи, поскольку в свободное время в своем доме, расположенном в Ирландии, он занимается воссозданием копии классического спортивного автомобиля Ford GT40.
GT40 с доработанным двигателем V8 объемом 5 литров обладает впечатляющей мощностью. К сожалению, в старой копии GT40, которую Кумбс купил в виде сборочного комплекта несколько лет назад, механизмы (в частности, коробка передач) могут не выдержать такой нагрузки.
«Коробка передач для этого автомобиля стоит очень дорого, — отмечает Кумбс. — Поэтому, восстанавливая автомобиль, я решил сконструировать собственную коробку, используя детали, оставшиеся у меня от старого гоночного автомобиля Indy производства Reynard».
Имея большой опыт проектирования в области автоспорта (о чем свидетельствуют многие годы работы в нескольких гоночных командах, включая команду Red Bull — участницу гонок «Формулы1»), Брайан Кумбс обладает достаточными навыками, необходимыми для выполнения этой задачи, а кроме того, знаком с современными технологиями CAD/CAM. Поэтому вместо традиционных ручных методов Кумбс использовал 3D CAD (Siemens NX), чтобы создать цифровую трехмерную CADмодель автомобиля, на основе которой можно было бы перепроектировать и изготовить некоторые новые детали.
Однако, даже с учетом этого, проектирование коробки передач — дело весьма непростое. Создавая ее из существующих компонентов, необходимо добиться, чтобы, установленная в соответствующий картер, она вписалась в свободное место под капотом, не задевала другие детали и была правильно расположена по отношению к ним. Конечно, можно было бы построить физическую модель, вручную установить ее на место и произвести необходимые измерения, однако это заняло бы много времени, которого у Кумбса как раз не было.
Тем не менее оптимальный выход нашелся. Картер коробки передач был отсканирован 3Dсканером Rexcan 420, а затем на основе полученных данных с помощью программного обеспечения Geomagic Studio была создана точная цифровая 3Dмодель, пригодная для использования в компоновочных целях в CADсистеме.
3Dсканирование
При 3Dсканировании Брайан Кумбс вновь столкнулся со скоростью, правда в несколько ином аспекте. Как уже было сказано, для получения формы картера коробки передач использовался 3Dсканер Rexcan 420, который имеет две CCDкамеры с разрешением 2 мегапиксела (в модельный ряд 3Dсканеров Solutionix также входят сканеры с разрешением 1,4; 5,0; 8,0 мегапикселов) и обеспечивает получение миллионов точек в секунду с точностью до ±20 микрон.
Сканер применялся в сочетании с автоматическим поворотным столом Solutionix, рассчитанным на детали весом до 70 кг. После установки картера на поворотном столе сканер был настроен на сканирование сверху под углом 45°. С помощью программного обеспечения Solutionix ezScan, направляющего и координирующего движения поворотного стола, верхняя половина картера была автоматически отсканирована с шагом в 10° вращения поворотного стола. После этого картер был перевернут и процесс повторился для сканирования нижней половины.
Приблизительно за час было получено 72 отдельных скана. Средствами программного обеспечения Solutionix ezScan эти сканы автоматически сшивались друг с другом для создания из облака точек единой полигональной 3Dмодели картера коробки передач. И хотя в объединенную модель вошла лишь пятая часть из приблизительно 50 миллионов полигонов, полученных при сканировании, этого оказалось вполне достаточно. Чтобы ускорить последующую обработку данных, модель была упрощена, в результате чего количество полигонов на плоских поверхностях было уменьшено, а на кривых поверхностях сохранено. Это позволило без ущерба для точности модели сократить количество полигонов приблизительно до миллиона.
Трехмерная модель поверхности
Следующим шагом стало преобразование полигональной модели в точную цифровую 3Dмодель поверхности, пригодную для использования в системе CAD. Для этого модель была экспортирована из системы сканирования Solutionix в программное обеспечение Geomagic Studio. Как мы уже упоминали, это ПО применяется для преобразования данных, полученных при 3Dсканировании материальных объектов, в цифровые 3Dмодели, пригодные для последующего использования в самых разнообразных приложениях — от архивирования археологических находок и произведений искусства до инженерного анализа, разработки продуктов в соответствии со специфическими требованиями заказчика и быстрого прототипирования.
Прежде всего необходимо было, используя стандартные инструменты Geomagic Studio, восстановить полигональную модель, заполнив «дыры» в тех местах, где при сканировании не удалось полностью получить данные определенных частей картера. В результате этого процесса, который занял не более десяти минут, была получена единая, полностью замкнутая полигональная 3Dмодель (рис. 5).
Рис. 5
Затем была применена программная функция Create Features (Создать элементы) для выбора и идентификации простых геометрических элементов, таких как цилиндры, отверстия и плоскости на модели, которые можно напрямую передать в CADсистему как параметрические объекты.
На завершающем этапе использовалась команда AutoSurface для преобразования полигональной модели, включающей геометрические элементы, в поверхностную модель на основе NURBS (неравномерного рационального Bсплайна). Этот автоматический процесс довольно прост, выполняется буквально двумя щелчками мыши и занимает около двух минут. Далее была вызвана функция 3D Compare (Сравнить 3D), предназначенная для сравнения полигональной и поверхностной моделей с целью подтвердить геометрическую целостность конечной поверхностной модели (рис. 6).
Рис. 6
После этого конечная модель была готова к экспорту в CADсистему в формате STEP (*.stp) — там она может применяться как отдельная твердотельная модель внутри трехмерной CADмодели шасси автомобиля, подмоторной рамы и подвески. Это гарантирует, что, когда придет время установки новой коробки передач, она правильно встанет на место, полностью согласуясь с другими частями (рис. 7).
Рис. 7
Потребность в скорости
Весь процесс сканирования картера коробки передач и создания его точной цифровой трехмерной поверхностной модели занял приблизительно два часа.
Вот что говорит об этом Брайан Кумбс: «У меня слишком мало свободного времени на мой проект восстановления GT40, а почти автоматический процесс сканирования с использованием сканера и поворотного стола Solutionix в сочетании с автоматической обработкой данных сканирования, возможной благодаря Solutionix ezScan и программному обеспечению для обработки полигональных моделей и инженерного анализа Geomagic Studio, сэкономил мне очень много времени. Большая часть операций выполняется одним или двумя щелчками мыши».
Однако скорость в этом случае вовсе не является компромиссом за счет качества.
«Хотя для создания цифровой 3Dмодели картера коробки передач потребовалось всего два часа, что само по себе впечатляет, я был поражен разрешением и точностью исходных данных сканирования, а также качеством конечной трехмерной поверхностной модели, — отмечает Кумбс. — Теперь я абсолютно уверен: спроектированное мной в виртуальном мире без проблем будет установлено на реальном автомобиле».
После завершения проекта скорость вновь станет одной из целей Кумбса: на своей перепроектированной и восстановленной копии Ford GT40 он планирует принять участие в гонках.
По материалам компаний Solutionix и Consistent Software Distribution