4 - 2013

Управление знаниями и инновациями с помощью решений компании Dassault Systemes

Павел Брук, директор по развитию бизнеса Dassault Systemes
Павел Брук, директор по развитию бизнеса Dassault Systemes

Понимание растущей роли человеческих ресурсов, организационного управления и информационных технологий в повышении эффективности современных компаний стало основной причиной того, что со второй половины 90­х годов специалисты различных научных направлений начали активно исследовать и обсуждать проблемы управления знаниями. Сегодня актуальность и важность проблематики управления знаниями осознается большинством специалистов, занимающихся корпоративным управлением и информационными технологиями для целей управления. Концептуальное единство распространяется и на существо процесса управления знаниями, важнейшими элементами которого являются создание, хранение, поиск, передача (распространение) и использование знаний.

В деятельности глобальных организаций инновации рассматриваются сегодня как важнейший источник конкурентных преимуществ. Инновационный процесс необходим на всех уровнях ведения современного бизнеса: будь то формирование стратегий компании, изменение модели ее создания и деятельности, вывод на рынок новых продуктов или же введение процессных инноваций различного масштаба.

Управление знаниями является той методологической основой, которая позволяет обеспечить управление организационным знанием, а также индивидуальной креативностью.

Известно, что большая часть знаний, которой мы оперируем, является не научной объективностью, а приобретенным опытом, продуктом наших целенаправленных действий в окружающем мире. Таким образом, основную часть нашего мышления составляет неформализованное знание — то есть личное, зависящее от ситуации, с трудом поддающееся формализации и распространению. Формализованное знание, которое может быть передано средствами формального системного языка, составляет меньшую часть нашего индивидуального знания. Фактически, «мы знаем больше, чем можем сказать». В этом контексте знание организации — это знание ее сотрудников, распространенное на уровень всей компании, ставшее достоянием всех ключевых специалистов и обогащенное их индивидуальным потенциалом. Трансформация знания — это социальный процесс, происходящий между индивидуумами и заключающийся во взаимодействии и преобразованиях их формализованного и неформализованного знания, являющийся основой создания и распространения организационного знания.

Знания имеют свой жизненный цикл, который включает такие этапы, как переход от неформализованных знаний к формализованным, что в итоге приводит к их коммерциализации. Жизненным циклом знаний необходимо управлять — как путем управления самим контентом, так и с помощью управления сообществами, создающими этот контент.

Система управления контентом должна давать ответы на следующие основные вопросы, необходимые для правильного принятия решения:

  • Где находится информация, соответствующая стоящей перед нами задаче?
  • Могу ли я должным образом собрать и организовывать информацию?
  • Могу ли я извлечь из имеющихся сведений сколько­нибудь ценные данные?
  • Могу ли я очертить границы объема информации для определенной задачи?
  • Как эти знания смогут повлиять на эффективное решение задачи?

Из вышеизложенного следует, что для обеспечения требуемого уровня инновационного развития современного конкурентоспособного предприятия необходимо построить такую систему управления знаниями и инновациями, которая бы создавала условия, способствующие росту информационно­исследовательской активности на предприятии. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить повышение профессионального уровня сотрудников предприятия, развитие научно­технических компетенций, формализацию неявных знаний, оснащение сотрудников современными инструментами работы с научно­технической информацией, формирование среды для активной генерации инноваций и раскрытия потенциала профессиональных кадров, а также обеспечение сбора, хранения и коллективного использования отраслевых научно­технических знаний через различные порталы научной информации.

Компания Dassault Systèmes является лидером на рынке систем управления знаниями и инновациями. Набор решений, который она предлагает в этой области, не имеет аналогов в мире. Он позволяет решать все поставленные задачи и обеспечить для любого предприятия требуемый уровень инновационного развития.

Решение компании Dassault Systèmes для управления знаниями состоит из следующих основных компонентов:

  • система управления научно­техническими сообществами 3DSWYM;
  • система управления научно­техническим контентом EXALEAD;
  • средство отслеживания контента NETVIBES.

Технологической платформой управления знаниями является 3DSWYM. Она позволяет обеспечить обновление предприятия через «социальные инновации», выявить и применить профессиональную подготовку сотрудников и их навыки, эффективно использовать внутренний и внешний потенциал на разных уровнях взаимодействия, выявить лучшие возможности для повышения производительности и инноваций, создать благоприятную среду для новых способов обмена информацией и взаимодействия, расширить экосистему предприятия.

Представьте себе безграничное, надежно защищенное онлайновое пространство, в котором контент, взаимодействие и общение организованы в рамках сообществ индивидов, объединенных общими интересами, проектами, навыками и увлечениями. Такую среду и позволяет создать платформа 3DSWYM. Ориентируясь на аккумулирование знаний и ценностей, она позволяет компаниям выявлять и по достоинству оценивать вклад индивидов в коллективную деятельность. Коллективы с общими целями и интересами могут создавать собственные сообщества с открытым или ограниченным доступом, чтобы искать решения, делиться идеями и обогащать опыт благодаря участию других членов, при необходимости обеспечивая конфиденциальность. Таким образом, любой сотрудник компании — независимо от должности, профессии, сферы компетенций — может принять активное участие в процессе инноваций. Открытый характер сообщества позволяет убрать барьеры и ограничения, дать простор энергии и выстроить новую модель открытого предприятия. Именно эта модель стоит в центре стратегии «социальных инноваций» компании Dassault Systemes.

EXALEAD представляет собой современный инструментарий для работы с научно­технической информацией. Это поисковая платформа, позволяющая создать мощный научно­технический информационный ресурс с обеспечением соответствующих прав доступа для совместного использования и решения задач хранения, структурирования, поиска знаний и их извлечения, размещения научно­технической информации с возможностью ее структурирования, распределения прав доступа к различным сегментам информационных ресурсов. EXALEAD не только является полноценным приложением SBA (Search­Based Application), но и гарантирует мощные аналитические возможности, капитализацию знаний и активов, а также визуализацию и анализ ценной информации среди больших объемов данных предприятия. Кроме того, это также и сбор, упорядочение и анализ потоковых данных из различных приложений на всех этапах жизненного цикла. EXALEAD позволяет обеспечить эффективное управление контентом для сотен тысяч пользователей.

EXALEAD в сочетании с 3DSWYM не только повышает интеллектуальную отдачу от имеющегося контента, но и обеспечивает доступ ко всей массе информации, содержащейся в различных принадлежащих предприятию системах. Эта платформа предлагает широчайшие горизонты обзора информации, а не только простое изучение контента. Весь полученный опыт может быть соответствующим образом сохранен, проанализирован и использован в дальнейшей работе с целью сокращения числа повторных действий.

Информационные панели NETVIBES помогают компаниям в реальном времени осуществлять мониторинг и управление всей информацией с помощью персонализованных информационных панелей, способствующих принятию оптимальных решений. Пользователи имеют возможность лучше понять и проанализировать всю важную информацию, поступающую из корпоративных систем и социальных сетей, в любом месте, в любое время и с помощью любых устройств. Информационная панель NETVIBES — это больше чем просто корпоративный портал. Она позволяет объединить все внутренние и внешние системы в рамках одного информационного пространства. Благодаря адаптированному к конкретным отраслям социально­сетевому анализу в реальном времени и методу SmartTagging, позволяющему фиксировать мнения экспертов, компании получают возможность извлекать знания из любых источников информации, расширять возможности бизнес­аналитики, действовать в реальном времени — обгонять конкурентов и выигрывать время с помощью aвтоматических отчетов и «умных» уведомлений обо всех важных событиях ежедневно и круглосуточно.

NETVIBES позволяет осуществлять мониторинг и управление всеми внутренними системами и источниками данных, а также социальными веб­инструментами (приложениями, новостными лентами, Twitter, Facebook) в рамках единой информационной панели. В режиме реального времени он выполняет анализ тональности текста, мониторинг социальных медиа, автоматически генерирует отчеты и уведомления во внутренних системах и по веб­трендам. Это легко внедряемое приложение на любых мобильных платформах.

Таким образом, вышеперечисленные решения компании Dassault Systèmes позволяют обеспечить сохранение критически важных знаний для компании. Это приводит к снижению риска утраты знаний в связи с уходом его носителя, обеспечение особой формы сохранности знания, безопасности его использования, нераспространения конфиденциальных сведений. Фактически внедрение этих решений позволяет компаниям обеспечить управление стратегической деятельностью всей компании, связанной с системным обновлением бизнеса на всех уровнях (формирование новой стратегии, создание и вывод на рынок новых продуктов и построение новых процессов). Решается глобальная задача управления знаниями и креативностью в рамках формирования в глобально действующей организации системного механизма обновления бизнеса. Формируется системное понимание комплексной стратегической задачи обновления бизнеса на всех уровнях, понимание важнейших процессов креативного решения проблем и развитие собственного креативного мышления.

САПР и графика 4`2013