Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель:
ООО «АСКОН-Системы проектирования»

ИНН 7801619483 ОГРН 1137847501043

Рекламодатель:
АО «Цифровая мануфактура»

ИНН 5010058760 ОГРН 1086658008975

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

5 - 2013

Система планирования и управления подготовкой производства в ЛОЦМАН:PLM 2013

Евгений Каптиев
Инженер-аналитик АСКОН

Планировать деятельность — как свою, так и своих подчиненных — в той или иной степени приходится всем. Есть люди, которые «помнят всё», и им ничего не нужно записывать. Кто­то может ограничиться простым списком дел на день или неделю — записывай, что необходимо сделать, и вычеркивай сделанное. Здесь всё просто. Но когда приходится координировать совместную деятельность многих людей, у которых также имеются собственные планы, возникает множество затруднений.

Возьмем для примера начальника конструкторского отдела. У него есть постоянный поток заданий от руководства. Эти задания необходимо детализировать, определять трудоемкость, устанавливать и согласовывать сроки исполнения, распределять среди подчиненных и контролировать исполнение в оговоренные сроки и с приемлемым результатом.

Усложним ситуацию. Одновременно разрабатывается несколько новых изделий. Необходимо «сопровождать» ранее разработанные изделия, при необходимости вносить изменения. Есть масса текущих дел, выполнение которых «само собой разумеется». Нужно укладываться во временные рамки, установленные руководством, стыковать свои работы с работой смежников, учитывать текущую загрузку подчиненных и проверять результат. При этом есть еще производственный календарь, график отпусков, болезни, командировки и множество непроизводственных мероприятий. К тому же сама жизнь в лице собственников, руководителей, коллег, подчиненных и неожиданных или ожидаемых обстоятельств постоянно вносит коррективы в наши самые продуманные планы.

И тут в голове всё не удержать, и уже не спасает список дел в ежедневниках и органайзерах. Нужен инструмент посерьезнее. Необходима взаимосвязь заданий, автоматический перерасчет сроков, диаграмма Ганта1 и т.д. В этих случаях применяют системы календарного планирования. На рынке программных средств такого ПО уже достаточно много — как платного, так и бесплатного. Для примера можно взять ORACLE Primavera, Microsoft Project или OpenProject.

Но и этого мало. Необходима возможность коллективного формирования, уточнения и контроля исполнения совместных планов работ в рамках параллельных проектов, в которых участвуют разные подразделения. Хотелось бы задействовать всех пользователей системы электронного документооборота, причастных к разработке электронной конструкторско­технологической документации (КТД), работающих с актуальными данными об изделиях.

ЛОЦМАН:PLM является классическим представителем систем инженерного документооборота. Эта система уже содержит в себе информацию об изделиях в виде электронных объектов и документов с прикрепленными к ним файлами и потоки работ (бизнес­процессы подсистемы WorkFlow). Логическим развитием системы стала возможность планирования и контроля выполнения работ, связанных с изменением этой информации, то есть планирования и управления процессами конструкторской и технологической подготовки производства.

Итак, в состав новой версии ЛОЦМАН:PLM 2013 теперь входит Система планирования и управления подготовкой производства (далее Система планирования).

План в Системе планирования — это перечень работ (заданий), которые необходимо выполнить к определенному сроку. Задание — это поручение руководителя (инициатора задания) конкретному сотруднику (исполнителю) произвести необходимое действие с целью получения указанного результата за определенное время. Результатом выполнения задания являются документы и файлы, создаваемые или изменяемые исполнителями в среде инженерного документооборота. Они могут содержать чертежи, модели, тексты, иллюстрации и пр.

Для работы с заданием на протяжении всего его жизненного цикла используется электронная форма, показанная на рис. 1.

Рис. 1. Форма, содержащая основные свойства задания

Рис. 1. Форма, содержащая основные свойства задания

С ее помощью инициатор создает задание, определяет его основные свойства — суть и сроки выполнения, назначает исполнителя, дает ссылки на объекты, документы, другие задания или бизнес­процессы, хранящиеся в базе данных ЛОЦМАН:PLM, необходимые для его выполнения (рис. 2). С помощью этой же формы исполнитель знакомится с сутью задания, дает команды о смене состояния задания и создает ссылки на результаты его выполнения.

Рис. 2. Ссылки на объекты и документы, задания и бизнес-процессы могут быть прикреплены непосредственно к заданию

Рис. 2. Ссылки на объекты и документы, задания и бизнес-процессы могут быть прикреплены непосредственно к заданию

Взаимосвязанные задания (планы) отображаются в окне клиентского приложения ЛОЦМАН:PLM в виде тематических списков входящих, исходящих, новых и архивных заданий (рис. 3).

Рис. 3. Список заданий Системы планирования и управления подготовкой производства в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM 2013

Рис. 3. Список заданий Системы планирования и управления подготовкой производства в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM 2013

Пользователь сам выбирает вид представления, который наиболее удобен для работы: линейный или иерархический список, диаграмма Ганта, настраиваемые фильтры и сортировки для получения информации в определенном ракурсе.

В Системе планирования пользователи присутствуют в качестве трех главных действующих лиц:

  • инициатор,
  • исполнитель,
  • подписчик.

Руководитель (например, главный конструктор или начальник отдела) чаще всего выступает в роли инициатора заданий. Он определяет, уточняет и контролирует их исполнение. Подчиненный (например, конструктор, технолог, нормоконтролер) обычно получает и исполняет задания. У каждого задания может быть только один исполнитель, ответственный за его выполнение и результат. В то же время любой пользователь может дать задание самому себе, а в дальнейшем может перепоручить его выполнение своему подчиненному. Подписчик — это пользователь, который информируется системой о ходе выполнения тех или иных заданий. Подписчик не вмешивается в процесс выполнения, но может делать свои замечания или предоставлять дополнительную информацию в виде приложений к заданию.

Для каждой роли определены разные возможности по выполнению действий в системе и изменению свойств заданий. У инициатора задания есть возможность временно расширить права других участников, делегировав им свои полномочия по формированию и контролю исполнения планов.

Каждое задание в Системе планирования проходит определенный жизненный цикл, который формализуется при помощи последовательной смены его состояний:

  • инициатор создает задание, определяет его основные параметры — задание приобретает состояние «Новое»;
  • инициатор выдает задание исполнителю в состоянии «Выдано»;
  • исполнитель получает и принимает задание и автоматически переводит его в состояние «Выполняется»;
  • если при выполнении задания у исполнителя возникли вопросы, до их разъяснения он временно прекращает выполнение задания, переводя его в состояние «Приостановлено»;
  • если задание завершено, исполнитель ставит отметку о его выполнении, и состояние задания меняется на «Выполнено»;
  • просматривая выполненное задание, инициатор (либо доверенный подписчик):

­   соглашается с результатом и переводит задание в состояние «Архив»,

­   возвращает задание исполнителю на доработку, снабжая комментарием и вновь переводя его в состояние «Выдано»,

­   признает результат неисправимым или неактуальным и переводит задание в состояние «Отменено».

Описанная схема смены состояния задания показана на рис. 4.

Рис. 4. Жизненный цикл задания и ролевая модель Системы планирования

Рис. 4. Жизненный цикл задания и ролевая модель Системы планирования

Состояние является важнейшей характеристикой задания, позволяющей увидеть, на каком этапе жизненного цикла оно сейчас находится. Цветовая дифференциация состояний заданий, используемая в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM, дает возможность руководителю оперативно оценивать актуальное положение дел при достижении запланированной цели.

Находиться в курсе дел, узнавать об изменениях состояний заданий и их свойств заинтересованным участникам процессов планирования и управления позволяет система уведомлений.

ЛОЦМАН:PLM позволяет решать производственные задачи различных уровней сложности. Систему планирования можно применять в качестве простейшей системы выдачи и контроля исполнения заданий (рис. 5), а можно с ее помощью управлять и сложными проектами.

Рис. 5. Упрощенные формы списка и свойств заданий

Рис. 5. Упрощенные формы списка и свойств заданий

Сложная комплексная задача (проект), состоящая из большого количества взаимоувязанных мероприятий, должна быть своевременно и грамотно декомпозирована — разложена на множество отдельных задач, каждая из которых, в свою очередь, сама может быть представлена набором заданий. Для подобного стиля планирования и организации деятельности наиболее удобна форма представления заданий в виде Структуры декомпозированных работ (СДР). Формой представления СДР в ЛОЦМАН:PLM может являться иерархический список заданий и диаграмма Ганта (рис. 6).

Рис. 6. Отображение структуры декомпозированных работ в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM

Рис. 6. Отображение структуры декомпозированных работ в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM

При таком представлении пользователь имеет разнообразные возможности для просмотра списка заданий с разных точек зрения. Это и произвольное формирование списка отображаемых свойств заданий, и реструктурирование, и фильтрация, и сортировка списка и т.п. Список любого вида можно напечатать.

Диаграмма Ганта удобна для просмотра хода проекта и взаимосвязей составляющих его заданий на оси времени. Каждое задание, в том числе и проект, показаны в виде цветных отрезков. Цвет отрезка соответствует состоянию, в котором находится задание. Начальная и конечная точки отрезков — это плановые даты начала и завершения работ. Рядом с цветными отрезками на временной оси показана либо черная (для завершенных заданий), либо серая (для выполняемых заданий) тонкая полоска. Она обозначает фактические даты задания. По взаимному соотношению и расположению цветной и черной полоски можно сделать вывод о времени начала задания, то есть не просрочено ли оно. Если начало или конец отрезка выделены красными засечками — начало задания зафиксировано конкретной календарной датой, ее нельзя менять. На диаграмме отображаются также связи заданий.

Используя описанные элементы диаграммы, пользователь имеет возможность перемещать задания во времени, изменять длительность «своих» заданий, устанавливать и разрывать их связи. При этом сроки связанных заданий пересчитываются автоматически.

Масштаб временной шкалы можно менять от года до дня, что позволяет видеть как перспективу, так и подробности проекта.

В процессе планирования и управления деятельностью постоянно возникают естественные ситуации, когда взаимосвязанные работы корректируют друг друга. Для облегчения координации сроков (плановых дат) взаимосвязанных заданий, входящих в различные проекты или инициированные разными пользователями, в Системе планирования пользователь может изменять плановые даты только тех заданий, инициатором которых является он. Плановые даты связанных с ним заданий, выданных другими инициаторами, изменять запрещено, чтобы не нарушать чужие планы. В случае обнаружения системой наложения плановых дат и сроков выполнения взаимосвязанных заданий, они отмечаются в списках и на диаграмме Ганта специальными значками. На рис. 7 показан пример индикации конфликта планирования, возникшего между заданиями из­за несогласованности плановых дат связанных заданий.

Рис. 7. Конфликт планирования

Рис. 7. Конфликт планирования

Рис. 8. Конфликт загрузки ресурсов

Рис. 8. Конфликт загрузки ресурсов

Такой конфликт разрешается путем изменения длительности или перераспределения заданий на временной шкале. Это действие могут выполнять только инициаторы «конфликтующих» заданий.

Другой вид «накладок»: исполнителю выдано несколько заданий, которые необходимо выполнить одновременно. На рис. 8 показан пример индикации конфликта загрузки ресурсов.

Такие конфликты можно разрешить, перераспределяя задания исполнителя во времени либо снижая процент загрузки исполнителя этим заданием. По умолчанию подразумевается, что исполнитель будет занят текущим заданием 100% своего рабочего времени. Если затраты рабочего времени очень трудно учесть, можно в свойствах задания указать, что загрузку исполнителя учитывать не следует. В этом случае задание не будет учитываться при расчете загрузки исполнителей.

В данной статье мы рассмотрели только ключевые блоки Системы планирования и управления подготовкой производства в составе ЛОЦМАН:PLM 2013. Эти комплексные системы являются ключевыми компонентами Сквозной 3D­технологии АСКОН, которая позволяет целостно управлять всей информацией об изделии на различных этапах жизненного цикла. Пользователям ПО АСКОН ознакомиться с методикой применения Системы планирования для конструкторской и технологической подготовки производства можно по адресу mktpp.sd.ascon.ru. 


1 Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) — это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому­либо проекту (Wikipedia).

САПР и графика 5`2013

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «КЭЛС-центр»

ИНН 7707548179 ОГРН 1057746796436

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ПЛМ Разработка»

ИНН 6658560933 ОГРН 1236600010690

Рекламодатель: ООО «А-Кор»

ИНН 9731125160 ОГРН 1237700820059