КОМПАС-3D: путь от «Шафта» к «Валам и механическим передачам»
История приложения КОМПАСShaft насчитывает более 20 лет. В 1991 году были разработаны первые модули, предназначенные для расчета механических передач (создана основа системы GEARS под MSDOS). В 1994 году эти наработки вошли в состав системы КОМПАСShaft для КОМПАСГрафик V4. Далее был выход версии под КОМПАС для Windows... Так постепенно КОМПАСShaft прочно закрепился в продуктовой линейке АСКОН. Но время идет, всё меняется. В состав системы КОМПАС3D V14 знакомые всем приложения КОМПАСShaft 2D и КОМПАСShaft 3D вошли под новыми именами — «Валы и механические передачи 2D» и «Валы и механические передачи 3D».
В этой статье мы остановимся на основных изменениях и новшествах, которые появятся уже в следующей версии КОМПАС3D с индексом 15.
К подготовке к реализации новой версии привлекались опытные практики — конструкторы, сотрудники отделов САПР предприятий, ученые«зубчатники» (специалисты в области теории зубчатых зацеплений).
Основными векторами развития стали:
- «импортозамещение», или возможность использования нормативной базы зарубежных стандартов;
- использование практического опыта проектирования валов и механических передач.
Изменения коснулись всего — и функциональных возможностей системы, и программных «внутренностей», и логики работы. Покажем некоторые наиболее значимые преобразования.
Пополнение нормативной базы библиотеки зарубежными стандартами
Из опыта общения с конструкторами стало понятно, что отечественная нормативная база, используемая в предыдущих версиях библиотеки (ГОСТы, ОСТы и пр.), не покрывает всех потребностей современных специалистов. Всё чаще им приходится обращаться к зарубежным стандартам (особенно при «ремонтном» проектировании). В связи с этим были расширены возможности библиотеки: существующая нормативная база пополнилась стандартами других стран (как устаревшими, так и действующими). Приведем несколько примеров.
Выбор модуля механических передач
При расчете зубчатых и червячных передач теперь можно выбирать не только «гостовские» исходные контуры и модули (крупные, мелкие, контуры для высоконапряженных передач), но и зарубежные питчевые и метрические (AGMA 201.02, ASA B6b, DIN 397252, ISO 53:1998, JIS B 17011973). Также появилась возможность вводить нестандартные значения модулей. Для зубчатых колес с нестандартным или зарубежным модулем и исходным контуром стал возможен выбор нестандартного долбяка. Список таких долбяков формируется специалистами предприятия самостоятельно. При добавлении нового долбяка автоматически выполняется его упрощенный геометрический расчет. В процессе работы список долбяков можно пополнять и корректировать (рис. 1).
Рис. 1
Проектирование шлицев
Функционал проектирования шлицев дополнен режимом построения нестандартных шлицев по прототипу или без него. В качестве прототипа могут быть выбраны шлицы, параметры которых соответствуют отечественным стандартам или стандартам зарубежных стран (DIN 54821973, SAE J499A1975, DIN 54711974, DIN 54721980). При необходимости практически любой параметр нестандартных шлицев может быть изменен (рис. 2).
Рис. 2
Новые возможности приложения
Новые виды расчетов
Возможности библиотеки расширились благодаря появлению новых видов расчетов. Так, для зубчатоременной передачи реализован геометрический расчет, а для клиноременной — подбор параметров шкивов в зависимости от выбранного ремня.
В расчет червячной передачи добавлены червяки типов ZT1, ZT2, ZN3, ZK4.
Расчет и построение винтовой эвольвентной зубчатой передачи
Новая версия библиотеки должна порадовать приборо и станкостроителей. В этих отраслях промышленности распространены винтовые эвольвентные зубчатые передачи. Теперь средствами библиотеки можно выполнять их расчет и построение.
Визуализация работы зубчатого зацепления
После выполнения расчетов цилиндрических зубчатых и винтовых эвольвентных передач можно визуализировать работу зубчатого зацепления. В любой момент движение в зацеплении может быть остановлено, а изображение «стопкадра» сохранено во фрагменте КОМПАС3D или в виде растрового изображения. Полученная картинка может оказаться полезной, например, при согласовании какихлибо параметров передачи или для анализа картины зацепления (рис. 3).
Рис. 3
Шпоночные пазы
Выполняя построение шпоночных пазов средствами системы «Валы и механические передачи 2D», конструктор сможет снять ограничение на типоразмеры шпонок, связанное с диаметром вала, на котором выполняется построение паза. Теперь он вправе выбрать для установки любую подходящую по длине шпонку.
Не оставлены без внимания подшипники и манжеты: изменился порядок работы с этими элементами, теперь они строятся с помощью справочника или библиотеки стандартных изделий (рис. 4).
Рис. 4
Удобные и важные полезности
Все базы данных переведены на более современную и удобную СУБД Absolute DataBase.
В новой версии библиотеки появилась возможность устанавливать параметрические зависимости между различными ступенями проектируемой модели.
Отчеты, сформированные по результатам расчета, могут быть сохранены в файлах форматов pdf, rtf, jpg, ods, odt.
* * *
Приглашаем пользователей, заинтересованных в развитии возможностей КОМПАС3D, принять участие в тестировании приложения «Валы и механические передачи». Запрос на предоставление версии для ознакомления и тестирования необходимо формировать через «Личный кабинет» (ServiceDESK) на сайте Службы технической поддержки АСКОН support.ascon.ru.
Компания АСКОН благодарит за участие в развитии приложения д.т.н., профессора Курганского государственного университета Глеба Юрьевича Волкова, д.т.н., профессора Тюменского государственного нефтегазового университета Дмитрия Тихоновича Бабичева и начальника отдела ИТ ОАО «Савеловский машиностроительный завод» Геннадия Валентиновича Свиридова. |