9 - 2013

(30-32) Быть в курсе: мониторы руководителя в ГОЛЬФСТРИМ 2013 как инструмент контроля производства

Андрей Беняш
Начальник отдела тестирования ГОЛЬФСТРИМ (АСКОН)

Какой начальник не хочет быть в курсе всего, что творится в его хозяйстве, получая при этом только самую важную, «отфильтрованную» информацию? Конечно, любой. Но только мудрый руководитель знает, что в век информационных технологий для этого не нужно нанимать армию помощников, стоять над душой у исполнителей, собирать ежедневные «летучки». Пользователи системы управления производством ГОЛЬФСТРИМ 2013, например, могут быть в курсе всего благодаря веб­приложению «Мониторы руководителя».

С 29 сентября 2013 года пользователям ГОЛЬФСТРИМ 2013 предлагается новый, удобный инструмент работы — веб­приложение «Мониторы руководителя», которое позволяет показать менеджеру  ключевую информацию в производстве, причем практически мгновенно. Мониторы руководителя, по умолчанию отображающие информацию на уровне укрупненного планирования производства, имеют интуитивно понятный, наглядный интерфейс и могут быть использованы в наиболее распространенных  браузерах без установки ГОЛЬФСТРИМ на персональном компьютере.

Пользователям приложения доступны пять основных и два дополнительных рабочих стола. При этом возможности мониторов могут быть легко расширены и дополнены. Рассмотрим функционал рабочих столов более подробно.

Портфель заказов

Этот рабочий стол представляет информацию о текущем портфеле заказов в производстве и формируется на основе открытых производственных заказов. Информация на рабочем столе, оформленная как в табличном виде, так и в виде диаграмм, содержит наиболее трудоемкие и самые крупные по стоимости заказы. Назначение этого рабочего стола — дать представление о портфеле заказов в качественном и динамическом аспектах, необходимое для экспресс­анализа ситуации (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Отображение информации пользователь может настраивать под себя, что очень удобно. По умолчанию рабочий стол показывает все открытые производственные заказы. Возможны и следующие настройки отображения:

  • заказы по типу заказчика (все внешние заказы/внутренние заказы);
  • только крупнейшие заказы по стоимости и трудоемкости.

На рабочем столе помещены четыре таблицы и две диаграммы. Каждую таблицу или диаграмму можно открыть в отдельном окне (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Таблица «Заказчики (трудоемкость заказов)» показывает крупнейшие по трудоемкости заказы, таблица «Заказчики (стоимость заказов)» — крупнейшие по стоимости. По настройке может быть показано только заданное число крупнейших по стоимости и трудоемкости заказов. В обеих таблицах заказчик и заказ являются интерактивными элементами. Пользователь в любой момент может получить актуальную информацию о состоянии конкретного заказа или заказчика, а круговые диаграммы иллюстрируют распределение заказчиков по стоимости и трудоемкости заказов.

Таблица «Укрупненный анализ портфеля заказов» позволяет получить информацию о том, как распределяется портфель заказов. Она предназначена для экспресс­анализа ситуации в производстве. Если выявлена высокая доля незавершенных проектов, значит существуют ошибки в достоверности планирования и организации производства. Доля заказов текущего года позволяет оценить достаточность объема портфеля заказов для требуемой загрузки мощностей предприятия. Объем заказов следующего и будущих периодов отражает перспективную загрузку и позволяет сделать выводы о соответствии фактического сбыта прогнозу продаж.

Таблица «Поквартальный анализ портфеля заказов» помогает оценить распределение трудоемкости заказов текущего года по кварталам. Такой анализ позволяет пользователю оценить, является ли портфель заказов текущего года достаточным для равномерной загрузки мощностей в течение всего года.

Планирование: сравнительный анализ

Рабочий стол «Планирование: сравнительный анализ» содержит сравнительную информацию о портфеле заказов с точки зрения ретроспективного анализа. Данные, представленные на рабочем столе, помогают пользователю оценить состав производственного плана и его изменение во времени.

Таблица «Сравнительное планирование» показывает валовые объемы производства той или иной продукции в базовом и сравниваемом году. Данные «Суммарно по стоимости» и «Суммарно по трудоемкости» отображены в виде столбиковой диаграммы. График распределения трудоемкости формируется на основе информации о распределении трудоемкости портфеля заказов по месяцам (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Производственный план

Рабочий стол «Производственный план» знакомит пользователя с информацией об основном производственном плане. Он запускается с параметром выбора года и настроен на работу по следующему условию: один основной производственный план на год.

Стол состоит из двух диаграмм и четырех таблиц, отражающих номенклатурный состав основного производственного плана и содержащих данные о партиях заказа (включенных в план). Номенклатурный состав дополнительно иллюстрируется диаграммой, круговая диаграмма предусмотрена для представления состава заказчиков основного производственного плана.

Для проверки сбалансированности плана предусмотрены графики помесячного распределения стоимости и трудоемкости, показывающие, присутствуют ли в распределении по какому­либо из параметров значительные колебания (что, в свою очередь, может говорить о низком качестве плана) — рис. 4.

Рис. 4

Рис. 4

Выполнение производственного плана

Данный рабочий стол служит для оперативного контроля хода выполнения основного производственного плана и включает две таблицы и два графика.

Таблица «Выполнение производственного плана» дает представление о перечне плановых позиций. Если плановая позиция просрочена — она окажется в таблице «Перечень просроченных позиций».

Графики распределения стоимости и трудоемкости позволяют увидеть ход выполнения плана с точки зрения выполнения плана по трудоемкости и стоимости. Отклонения от запланированных показателей будут сразу заметны (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Загрузка подразделений

Рабочий стол «Загрузка подразделений» понадобится пользователю для оценки плановой и фактической загрузки подразделений за определенный период. По сути этот рабочий стол выходит за рамки укрупненного планирования и предусматривает возможность контроля загрузки подразделений в режиме реального времени. Данный инструмент позволяет мгновенно выявить или спрогнозировать узкие места производства.

Доступные пользователю веб­приложения два дополнительных монитора — «Карточка заказчика» и «Карточка заказа» — предназначены для получения справочной информации. Такие справочные мониторы открывают «короткий» путь к основной информации о заказчике или заказе. Для заказчика это, к примеру, адрес, состояние заказов и т.д. Надо отметить, что доступ к дополнительным рабочим мониторам возможен через переход по ссылкам в таблицах или из секторов диаграмм (рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

Наличие универсальных компонентов, а также гибкого инструментария разработки открывает перед предприятием поле для «творчества»: пользователь может создавать собственные мониторы на основе имеющихся. Фактически же монитор руководителя — это конструктор, позволяющий представить интересующую часть предметной проблемы в современном интерфейсном решении.

Ключевая особенность нового веб­приложения состоит в том, что он позволяет лицам, принимающим решения, получать информацию оперативно, не углубляясь в логику программы и в удобном режиме просмотра. Упрощенная система конфигурирования мониторов дает возможность по своему вкусу изменить интерфейс и внешний вид мониторов. Новые рабочие столы, которые создает пользователь, дополняют мониторы, отражают в них ключевые и ценные для конкретного руководителя вопросы контроля производства. При этом создание нового рабочего места для руководителя занимает не более пяти минут.

Все перечисленные преимущества дают по­настоящему безграничные возможности для анализа производственной информации в любой момент.

САПР и графика 9`2013