Проектирование дорог. Словенский опыт: компания LINEAL
Словенская компания LINEAL выполняет комплексные работы по составлению проектной документации и управлению проектом в следующих сферах:
- автодороги;
- автострады;
- железные дороги;
- анализ пропускной способности и расширенный анализ трафика;
- муниципальная инфраструктура и гидротехника;
- новые объекты и реконструкции существующей инфраструктуры;
- прочие крупномасштабные объекты инфраструктуры или интернациональные заказы.
Многопрофильный подход к планированию и плодотворное сотрудничество квалифицированных, опытных менеджеров, проектировщиков и инженеров, обладающих обширными знаниями в самых узких областях, позволяет нам предоставлять услуги высшего качества не только клиентам, но и обществу в целом.
При планировании проводится экономическая оценка каждой стадии проекта, что позволяет достичь максимального качества с минимальными затратами. Создавая любые гражданские объекты, мы стремимся достичь совершенства и адаптировать их к существующей местности. В концепты любой системы инфраструктуры мы закладываем самые эффективные решения, направленные на защиту существующей экологии, стремясь использовать минимум водных источников и максимально сохранить существующие флору и фауну.
Траектория трассы автострады Марибор — Ленарт
Одним из ключевых процессов в проектировании является бизнесуправление, обеспечивающее динамичное технологическое развитие и способствующее улучшению стандартов жизни общества. Надеемся, что наши уникальные разработки, созданные трудом квалифицированных специалистов, превзойдут ожидания инвесторов и клиентов.
В этой статье будет рассмотрен реальный проект, выполненный специалистами компании LINEAL в программном продукте GeoniCS Автомобильные дороги (Plateia), и продемонстрированы ключевые моменты разработки концепта проекта, предпроектной стадии, рабочих чертежей, проекта обновленной территории и реконструкций для автострады Песница — Лендава — словенсковенгерская граница в области Марибор — Ленарт.
Трасса в районе Перницы
Часть автострады в районе Марибор — граница Венгрии призвана обеспечить пропуск основного транзитного, а также значительную часть регионального потока. Это позволит освободить населенные пункты, расположенные вдоль существующей главной дороги, от проходящих автомобилей. Объект был спроектирован и построен с минимальным негативным воздействием на окружающую среду и со строгим соблюдением требований безопасности.
Рабочая документация включала все необходимые чертежи и документы для отрисовки ситуационных планов, получения разрешения на строительство, проведения работ и прохождения экспертизы. Общая сумма инвестиций в данный проект превысила 120 млн евро.
Конструкция, предотвращающая затопление окрестностей Перницы
Основная часть автострады расположена в равнинной местности с редкими холмами, однако встречаются морфологически и геологически сложные районы. Упрощало поставленную задачу то, что трасса проходит через малонаселенную местность, лишь в нескольких местах затрагивая агломерации. Для отдельных участков выбранной территории были разработаны альтернативные варианты прохождения автострады, оценка которых помогла сделать оптимальный выбор траектории. Проектная скорость дороги была установлена в 120 км/ч при средней ширине сечения 24,6 м.
Проект включает 9,244 км автострады, развязку «Драгучова», участок вдоль реки Перница, 1,658 км государственных и 7,417 км городских дорог.
Помимо дорог были спроектированы 27 мостов, четыре подпорные конструкции и крытый туннель длиной 360 м.
Чертежи для новых муниципальных участков, а также изменения и защиты для уже существующих содержали информацию о следующих объектах:
- ливневые канализации;
- срочные вызовы;
- линии связи;
- ЛЭП;
- освещение улиц;
- системы распределения воды;
- газопроводы;
- геология местности;
- съемка местности;
- мелиорационные сооружения;
- реконструкция берега реки Перницы;
- активная шумозащита;
- ландшафтный дизайн.
Для работы над проектом была выбрана программа GeoniCS Автомобильные дороги (Plateia), способная осуществлять проектирование в соответствии со стандартами. Кроме того, на сделанный выбор повлияли и широкие возможности этого продукта, среди которых:
- учет категории дорог;
- высокая скорость проектирования;
- критические значения вычисляемых параметров;
- расчет уклонов и уширений;
- обширная библиотека разметок, дорожных знаков и стоек.
Участок вдоль реки Перница протяженностью 5 км требовал тщательного подхода к разработке вертикального профиля автострады и главных дорог в условиях легко затопляемой местности.
Тоннель в районе поселка Мочна
Проект предусматривал широкий набор средств для регулирования движения воды: от постройки барьерной дамбы и конструкции, предотвращающей затопление поселений и автострады, до регулирования потока самой реки. С выполнением этих задач программа GeoniCS Автомобильные дороги (Plateia) успешно справилась.
Секция автострады начинается с развязки «Драгучова», соединяющей трассы А1 и А5. Само расположение развязки, ее технические особенности, а также сложные рельеф и геология заняли большую часть всего проекта. Отдельно стоит выделить работу над координацией горизонтальных и вертикальных элементов и проработкой траектории дороги в условиях трехуровневой развязки и ограниченного пространства. Ширина сечения двуплечного пандуса развязки составила 10,60 м.
Вертикальный профиль пандусов регулировался с помощью трех моделей кромок в различных частях проекта (продольные профили, сечения).
Относительно большие зоны в пределах развязки использовались для складирования излишнего, непригодного для строительства материала, полученного с поверхности в ходе работ.
Интересной частью проекта стал анализ вариантов при прохождении участка в районе поселка Мочна. Необходимо было выбрать между пересечением горного хребта со строительством туннеля и срезкой всего грунта и транзитом через область Песнишко к холмистой области в западной части Словенских гор. После проработки нескольких вариантов выбор был сделан в пользу создания крытого туннеля протяженностью 360 м.
Развязка «Драгучова»
На участках с малым продольным уклоном автострады были произведены дополнительные измерения. Там, где требовалось изменение уклонов дороги, были предприняты меры по предотвращению аквапланирования вследствие дождей (дренажные канавы и стоковый асфальт). Для этого были созданы трехмерные линии границ, позволившие рассчитать 3Dмодель проезжей части при анализе отвода воды. Дождевая вода с проезжей части отводится по системе стоков к люкам, а затем направляется на очистные сооружения и в отводящий канал.
В рамках выполнения проекта был произведен динамический анализ кривых поворота транспортных средств на пяти больших перекрестках и всех развилках автострады. На перекрестках были соблюдены условия видимости в горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Специалисты компании LINEAL плодотворно сотрудничают с разработчиками GeoniCS Автомобильные дороги (Plateia) — словенской компанией CGS plus. С помощью этой программы за последние несколько лет было выполнено и несколько зарубежных проектов в строгом соответствии с нормативами заказчика, в согласованные сроки и с выпуском полного пакета документов.
Мы будем очень рады, если наш огромный опыт и разработки найдут применение и в проектах такой красивой, быстро развивающейся страны, как Россия! Мы готовы сотрудничать!