ИНТЕРМЕХ и ГК «Росатом»: эффективная автоматизация конструкторской и технологической подготовки производства при проектировании трудоемких изделий
Компания ИНТЕРМЕХ и представители ГК «Росатом» в рамках развития стратегического партнерства в области автоматизации КТПП провели совместный семинарсовещание «Эффективная автоматизация конструкторской и технологической подготовки производства при проектировании трудоемких изделий». Семинар проходил 2628 июня на территории национального парка «Беловежская пуща». В семинаре приняли участие руководители ИТслужб, конструкторских и технологических подразделений предприятий Госкорпорации, руководство и ведущие специалисты ИНТЕРМЕХ.
С приветственным словом к участникам семинара обратились председатель Совета директоров ИНТЕРМЕХ Владимир Шварцбург и начальник Департамента информационных технологий Госкорпорации «Росатом» Андрей Короид.
Владимир Шварцбург: «Сегодняшний семинар, с одной стороны, мы позиционируем как некий логический итог предыдущих проектов по автоматизации конструкторскотехнологической подготовки производства (КТПП), реализованных совместно с различными подразделениями и предприятиями ГК «Росатом» на базе текущей продуктовой линейки. С другой стороны, наш семинар, я надеюсь, станет мощным стимулом для дальнейшего углубления нашего сотрудничества в области автоматизации КТПП и повышения эффективности и качества технической подготовки производства. Уверен, что основной движущей силой для этого послужит наше новое платформенное решение —PLMсистема IPS (Intermech Professional Solutions), которая будет представлена сегодня. IPS не только воплощает в себе наш многолетний опыт разработки и внедрения систем КТПП, но и за счет своей архитектуры и программных решений по своим возможностям значительно превышает текущие требования предприятий к системам такого класса».
Андрей Короид: «Хочу подчеркнуть особую важность данного семинара. В качестве целевых стратегических ориентиров деятельности Госкорпорации определены следующие: достижение технологического лидерства и формирование сильного игрока глобального масштаба в атомной отрасли. Обеспечение конкурентоспособности “Росатома” на международном рынке выходит на первый план. Для нас — инженеров, технологов и ИТспециалистов актуальной становится поддержка решения задач оценки общей стоимости владения АЭС, оборудования, изделий машиностроения на всем жизненном цикле, а также перехода машиностроительных предприятий отрасли на сервисные контракты. Этап конструкторскотехнологической подготовки производства здесь наиболее важен. На этом этапе закладываются конструкторские и технологические решения, определяющие конкурентоспособность изделий, параметры эксплуатации и стоимость владения. Без эффективной автоматизации и применения современных ИТсистем достижение поставленных целей невозможно. На семинаре мы планируем подробно, в деталях, рассмотреть вопросы использования новой программной платформы IPS от компании ИНТЕРМЕХ и обсудить методологические вопросы использования ПО для эффективной конструкторскотехнологической подготовки производства».
Работа семинара была разделена на четыре блока:
- опыт использования и внедрения систем ИНТЕРМЕХ;
- IPS — новая программная платформа ИНТЕРМЕХ;
- перспективные разработки;
- круглый стол.
Пленарная часть семинара была посвящена опыту использования решений ИНТЕРМЕХ на предприятиях ГК «Росатом» и вопросам, посвященным методике и практике их внедрения.
Участники семинара-совещания
Председатель Совета директоров ИНТЕРМЕХ Владимир Шварцбур
Представителем ОАО «ОКБМ Африкантов» Ильей Малиновским был сделан доклад «Автоматизация процессов предприятия при проектировании и подготовке производства и перспективы развития ИТ КТПП». В частности, докладчик отметил: «ОАО “ОКБМ Африкантов” активно использует средства автоматизации процессов проектирования своих изделий и подготовки производства на основе программного комплекса ИНТЕРМЕХ с 1999 года. В промышленной эксплуатации находятся системы: Search, TechCard, Cadmech, Cadmech Inventor, Cadmech UG и др.».
Начальник отдела Департамента информационных технологий Госкорпорации «Росатом» Андрей Короид
Заместитель начальника отдела разработки и внедрения ИТО АО «ОКБМ Африкантов» Илья Малиновский
В ходе доклада был описан текущий уровень внедрения ИТ КТПП на ОАО «ОКБМ Африкантов» в виде следующих тезисов:
- организовано единое информационное пространство предприятия на базе PDMсистемы Search;
- реализован сквозной цикл создания изделий от эскизного проекта до изготовления;
- проведена оптимальная автоматизация задач 2D и 3Dпроектирования;
- внедрена система технологической подготовки производства TechCard;
- разработана и внедрена система планирования и управления производством.
Докладчик также отметил, что за счет создания единого информационного пространства на предприятии достигнуто обеспечение всех пользователей доступом к актуальной и полной информации по разработанным и новым проектам с разграничением прав доступа пользователей к информации. На предприятии организован процесс коллективной разработки изделия с сохранением истории принятия решений. Произведена оптимизация и унификация процессов согласования, подписания и утверждения документации, в том числе определены процессы согласования 3Dмоделей с проверкой их качества. Все конструкторские документы с 2004 года хранятся в системе Search в качестве электронных подлинников. На текущий момент это утверждение можно отнести ко всей конструкторскотехнологической документации, разрабатываемой в организации.
В 2011 году в ОАО «ОКБМ Африкантов» была осуществлена интеграция АСУ КТПП, реализованной на базе решений ИНТЕРМЕХ, с подсистемой «Управление производством» АИСУП. На данный момент система управления производством обеспечивается актуальными данными об изделии и технологии его изготовления в объеме, необходимом для применения технологий изготовления и контроля изделий.
Далее в ОАО «ОКБМ Африкантов» проведен анализ текущего состояния внедрения современных технологий информационной поддержки жизненного цикла изделия. На основе проведенной работы сделаны выводы об основных направлениях дальнейшего развития ИТпроектирования и подготовки производства на предприятии. Был инициирован пилотный проект на базе новой платформы ИНТЕРМЕХ — PLMсистемы IPS. Его целью была проработка перспективных задач и тестирование уже реализованных функций и направлений. Проведен анализ следующих направлений: проектирование от эскизного до рабочего проекта; конструкторская подготовка производства, разработка конструкторской документации; технический документооборот (workflow); проведение изменений; технологическая подготовка производства; последовательнопараллельная разработка, согласование и нормирование электронной технологической документации; разработка маршрутнонормативной документации и др.
Результаты проекта показывают, что возможности IPS Search в целом отвечают текущим и перспективным задачам предприятия. Важно, что при переходе на новую платформу сохраняются ключевые процессы, взаимосвязи объектов и процессов, наработанные в Search. Однако выделены и критичные для предприятия вопросы, возникающие при рассмотрении возможности перехода с Search на IPS Search. От ОАО «ОКБМ Африкантов» в ОДО «ИНТЕРМЕХ» представлены предложения на доработку программного комплекса IPS Search по выделенным направлениям.
В докладе ОАО «ОКБМ Африкантов» отмечено, что при необходимости расширения и развития технологии PDM/PLM на предприятиях, использующих PDMсистему Search, в качестве перспективы следует в первую очередь рассматривать программный комплекс IPS Search, о чем свидетельствует опыт проведения работ как в Search, так и в IPS Search.
Руководитель проектов Топливной компании «ТВЭЛ» Андрей Усачев
Начальник отдела внедрения компании ИНТЕРМЕХ Вадим Шухта
На презентации Топливной компании «ТВЭЛ» руководитель проектов Андрей Усачев рассказал о принятых руководством Топливной компании в 2012 году решениях в области внедрения PLMтехнологий и о статусе их реализации:
- сформированы функциональные рамки для достижения целевого уровня автоматизации процессов КТПП предприятийдивизионов «Фабрикация» и «Газовые центрифуги» — внедрение комплекса PLMтехнологий, взаимосвязанных посредством АСУ КТПП;
- разработана и реализуется дорожная карта и программа проектов внедрения PLMтехнологий на период 20132015 годов;
- выбрана целевая программная платформа конструкторского (машиностроительного) проектирования для дивизионов «Фабрикация» и «Газовые центрифуги» — Autodesk Inventor;
- принято и реализуется решение о смене программной платформы АСУ КТПП на ЧМЗ и МСЗ в дивизионе «Фабрикация», с TechnologiCS компании «СиСофт» на Search и TechCard компании ОДО «ИНТЕРМЕХ»;
- утвержден стандарт Топливной компании СТК442013 «Управление конструкторской и технологической документацией в электронном виде», в котором оговариваются:
- требования к использованию электронного документооборота КТД и электронных подписей (с соблюдением требований ИБ),
- обязательное формирование 3Dмоделей при разработке новых изделий и технологической оснастки;
- разработан проект соглашения об электронном взаимодействии и использовании электронных подписей при управлении КТД, в котором в соответствии с Федеральным законом № 63ФЗ устанавливается порядок использования электронных подписей при обмене (передаче) электронной конструкторскотехнологической документации (КТД) двумя способами:
- обмен (передача) электронной КТД средствами АСУ КТПП с применением простых электронных подписей,
- обмен (передача) электронной КТД без использования АСУ КТПП с применением усиленных квалифицированных электронных подписей.
На презентации также были представлены функциональные рамки реализуемых в настоящее время проектов развития и тиражирования АСУ КТПП на программной платформе Search и TechСard компании ИНТЕРМЕХ в дивизионе «Газовые центрифуги» (три предприятия «КБ» и три машиностроительных завода) и дивизионе «Фабрикация» (три машиностроительных завода) с обеспечением взаимодействия между предприятиями и управляющей компанией ОАО «ТВЭЛ». Исполнителем в проектах выбрана компания ИНТЕРМЕХ.
Логичным продолжением темы проектного подхода к процессам внедрения стало выступление начальника отдела внедрения ИНТЕРМЕХ Вадима Шухты. В частности, он отметил, что автоматизация процессов КТПП на предприятиях с каждым годом набирает обороты. Очень радует, что сегодня эти процессы по приоритетности стоят на одном уровне с техническим перевооружением производства. Наиболее быструю отдачу от инвестиций, вложенных в автоматизацию, можно получить только путем проведения проектов внедрения с привлечением внешних консультантов, сертифицированных на эти работы компанией — разработчиком ПО, а в идеальном случае специалистоввнедренцев непосредственно от разработчика.
Привлечение специалистов по внедрению АСУ КТПП со стороны ИНТЕРМЕХ позволит в кратчайшие сроки внедрить комплекс систем от этой компании, обеспечив возможность поэтапного запуска различных подсистем АСУ КТПП в опытнопромышленную и промышленную эксплуатацию с требуемым результатом. И все это за счет наличия типовых решений, сформированных с учетом лучших практик, и применения методик внедрения ИНТЕРМЕХ, зарекомендовавших себя наилучшим образом на ряде проектов в ГК «Росатом».
Рабочий момент семинара
Участники семинара в Беловежской пуще
Большой интерес участников семинара вызвал блок, посвященный новой разработке ИНТЕРМЕХ — PLMсистеме IPS (Intemech Professional Solutions). Систему представили заместитель директора ИНТЕРМЕХ по ИТ Сергей Макеенко и ведущий специалист компании Антон Потапович. IPS — это новая версия текущих разработок ИНТЕРМЕХ (систем Search, TechCard, AVS, IMProject, IMBase), объединенных новым платформенным ядром. IPS обеспечивает высокоэффективное управление данными на всех этапах разработки конструкторской и технологической документации, подготовки производства, выпуска, эксплуатации и утилизации продукции. Использование продуктов семейства IPS позволяет организовать производство в соответствии со стандартами качества (ISO 9000 и др.), создать общекорпоративную информационную систему, объединить в единое информационное пространство данные о ресурсах, процессах, продукции и пр.
Система состоит из ряда модулей, работающих под единым интерфейсом IPS: базовые модули, обеспечивающие хранение, поиск, просмотр, контроль и безопасность данных в системе, модули интеграции с различными CADсистемами, обеспечивающие двустороннюю синхронизацию атрибутивных данных и составов изделия между системой и средой разработки, модули, отвечающие за создание конструкторской текстовой документации (спецификации, ведомости, перечни и т.д.), модули управления составом и жизненным циклом изделия, модули технологической подготовки производства, а также модули, отвечающие за автоматизацию бизнеспроцессов, и электронные подписи.
В ходе знакомства с общими функциональными возможностями IPS отдельно был представлен конфигуратор IPS. Модуль позволяет вести состав сложных изделий, обладающих множеством опций и функциональных зависимостей, не прибегая к созданию исполнений для каждого варианта изделия. В современных рыночных условиях такие возможности совершенно необходимы, так как дают возможность создавать изделия по требованиям заказчика, а не ограничивать его небольшим набором исполнений.
Работа модуля была продемонстрирована на конкретном примере в следующей последовательности: конструктор, проектируя сборочный узел на любом уровне вложенности в изделие, настраивает набор опций, в зависимости от значений которых состав узла может изменяться. При этом возможно настроить правила совместимости значений различных опций, условия их применения, допустимость значений в данном узле и т.п. Работник маркетинга создает варианты комплектаций изделия, устанавливая значения для основных опций, которые чаще всего востребованы заказчиками в данном изделии. При оформлении заказа покупатель выбирает вариант комплектации изделия, доопределяет не заданные в комплектации значения опций, и система формирует информационную модель и комплект документации на конкретное изделие, отвечающее требованиям заказчика.
Было отмечено, что функционал конфигуратора применим к любым объектам в IPS. Например, можно создавать конфигурируемые техпроцессы, зависящие от программы выпуска изделия, комплектации выпускаемого изделия и пр. Помимо конфигураций изделия, IPS поддерживает работу с исполнениями, допустимыми заменами, технологическими и производственными контекстами состава, экземплярами и партиями изделий, а также производит автоматический подбор версий объектов (изделий, документов и пр.) по правилам подбора версий и вычисляет состав объектов на заданную дату.
Отдельной темой в презентации стала тема реализации в системе IPS требований крупных территориально распределенных предприятий по удаленной работе и синхронизации баз данных предприятий и их филиалов. Функционал IPS позволяет обмениваться данными с другими информационными системами предприятий, организовывать обмен информацией между базами данных с различным физическим уровнем доступа (например, передачу общедоступных данных в базу с секретными проектами), осуществлять распределенный документооборот и управлять сложными наукоемкими проектами, в которых задействованы подразделения различных предприятий и удаленных филиалов.
Завершился семинар круглым столом, который проходил в формате неформализованного общения производственников и разработчиков. Открытый диалог позволил обменяться замыслами, обсудить приоритетные направления развития комплекса систем ИНТЕРМЕХ, в том числе применительно к требованиям и потребностям предприятий ГК «Росатом».