Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

12 - 2013

Современное состояние и тенденции развития отечественной инструментальной промышленности

Регина Аюпова, Алексей Пелипенко

Традиционно инструментальные производства почти повсеместно в нашей стране самостоятельными не являлись. Они существовали в рамках предприятий, выпускающих различные изделия, и назывались вспомогательными, поскольку главной их задачей являлось производство технологической оснастки, предназначенной для выпуска изделий основного производства своего предприятия. Отчасти такая ситуация сохраняется и в наше время. Вместе с тем, тенденция повышения уровня специализации привела к тому, что, как и в зарубежных странах с развитым промышленным производством, появилась новая отрасль промышленности — инструментальная, предприятия которой занимаются разработкой и выпуском формообразующей технологической оснастки: литьевых и пресс­форм, штампов и т.п. СП ЗАО «Би Питрон», эксклюзивный партнер компании Cimatron на территории России, СНГ и стран Балтии, представляет некоторые результаты исследования состояния отечественной инструментальной промышленности в 2013 году.

Исследование содержит численные данные и обобщение существующей практики работы, что позволяет руководителям инструментальных производств сравнить показатели организации и эффективности своей работы с показателями других участников рынка. Результаты исследования основываются на ответах, полученных посредством интернет­опроса 120 руководителей или технических специалистов из Белоруссии, России и Украины, среди которых 59% являются сотрудниками инструментальных производств предприятий, выпускающих изделия основного производства, а 41% — специализированных предприятий, проектирующих и выпускающих литьевые и пресс­формы и штампы на заказ (рис. 1).

Состояние и тенденции

Как показало проведенное исследование, объем производства 76% респондентов — производителей литьевых и пресс­форм и 66% — штампов не превышает 50 единиц оснастки в год. При этом подавляющее большинство респондентов (80%) полагают, что стоимость оснастки за последние пять лет возросла. Вместе с тем только 6% респондентов думают, что уровень конкуренции снизился, тогда как остальные примерно в равных пропорциях считают, что она усилилась (53%) или ее уровень не изменился (41%).

Особенно остро перед предприятиями инструментальной промышленности стоит кадровая проблема. Так, 34% опрошенных, две трети из которых представляют подразделения в составе основного производства, сталкиваются с оттоком персонала. Кроме того, налицо разрыв поколений работников, поскольку 29% опрошенных работают в отрасли менее пяти лет, тогда как стаж остальных респондентов составляет более 10 лет (27%) и более 20 лет (27%). В связи с этим первоочередной задачей предприятий сегодня является поиск квалифицированных сотрудников. Это справедливо как для инструментальных производств в составе предприятий, так и для специализированных инструментальных компаний (22 и 13% опрошенных соответственно).

Следующей по важности задачей для 27% респондентов является развитие новых технологий, но ее значимость для инструментальных цехов существенно выше (19%), чем для самостоятельных предприятий (8%). Еще более очевидна разница в том, что именно респонденты считают ключевым фактором успеха своего предприятия: 30% опрошенных (большинство инструментальных подразделений) назвали новое программное обеспечение и оборудование, в то время как для специализированных предприятий новые технологии располагаются на втором месте (10%). Большинство из них считают, что залог успеха — в квалифицированном персонале. Это можно объяснить тем, что накопленный за долгие годы работы опыт позволяет инструментальным производствам предприятий быстрее готовить к самостоятельной работе новых сотрудников, тогда как для того, чтобы их удержать, требуются современные условия и средства для работы.

Заказы

Оптимизм вселяет тот факт, что деловая активность в отрасли растет: 44% респондентов отметили увеличение количества коммерческих предложений, подготовленных в 2013 году, по сравнению с предыдущим периодом. Примечательно, что среди тех, у кого количество коммерческих предложений изменилось значительно (на 30% и более), преобладают инструментальные производства и отделы предприятий.

Рис. 1. Участники опроса указали следующие должности: начальник бюро программирования инструментального комплекса и аналогичные ей; также были названы позиции заместителя генерального директора по инструментальному производству, начальника цеха, сотрудника службы комплектации производства и др.

Рис. 1. Участники опроса указали следующие должности: начальник бюро программирования инструментального комплекса и аналогичные ей; также были названы позиции заместителя генерального директора по инструментальному производству, начальника цеха, сотрудника службы комплектации производства и др.

Однако лишь 9% предприятий (причем все, входящие в состав основного производства, что неудивительно) получают заказы на все свои коммерческие предложения, тогда как 65% респондентов — менее чем в половине случаев. Среди основных причин отказов респонденты назвали высокую стоимость (54%), большие сроки поставки (14%), отсутствие специальных технологий (14%). Необходимость опыта работы и положительной истории отношений между заказчиком и исполнителем сыграла главную роль в 7% случаев отказов от размещения заказов. Среди других причин отказов приводились такие, как совокупность факторов, освоение нового производства и некомпетентность заказчиков.

В 2013 году абсолютно все свои проекты сдали заказчикам в срок не более 24% предприятий. У остальных предприятий почти треть всех заказов по отрасли (31%) завершалась позднее запланированных сроков. Главными причинами задержек для 25% респондентов назывались проблемы изготовления, для 20% — неправильная оценка сроков, для 17% — инженерные изменения. Среди других причин респонденты отмечали кадровые проблемы, отсутствие отлаженной системы планирования производства, отсутствие или дефицит качественного материала, а также совокупность предложенных причин. Кроме того, 2% опрошенных назвали причиной задержек неразвитость производственной кооперации.

Среднее время поставки оснастки для половины респондентов в 2013 году составило 4­12 недель, для 25% — меньше месяца, а для остальных — от трех месяцев и больше. Менее трети специализированных компаний удалось сократить сроки поставки, в то время как среди инструментальных производств ускорили выполнение проектов 42% предприятий.

Рис. 2. Почти половина респондентов указала, что инженерные изменения содержал каждый второй их проект

Рис. 2. Почти половина респондентов указала, что инженерные изменения содержал каждый второй их проект

Инженерными изменениями, являющимися третьей по значимости причиной срыва сроков сдачи заказов, сопровождались 44% всех заказов в отрасли (рис. 2), и половина из них привела к увеличению сроков выполнения проектов на 10­25%, тогда как еще 30% из них — на большие сроки. При этом доходность возросла только у 14% проектов, тогда как у 31% — снизилась. Это говорит о том, что значение инженерных изменений и их грамотной отработки инструментальщиками недооценивается. Для половины (52%) проектов инженерные изменения привели к увеличению стоимости их выполнения на 10%, для остальных — на большие значения (рис. 3).

Рис. 3. В связи с инженерными изменениями сроки сдачи почти половины проектов

Рис. 3. В связи с инженерными изменениями сроки сдачи почти половины проектов увеличиваются более чем на 10%

Планы

В 2014 году большинство предприятий продолжит следовать ранее выбранному курсу модернизации производства. Так, 82% компаний в прошедшем году инвестировали средства в новое оборудование, и 79% планируют увеличить либо сохранить прежние объемы инвестиций и в дальнейшем. В следующем году 39% предприятий также планируют расширять производственные площади (рис. 4).

Рис. 4. Сегодня менее половины производств занимают площади до 1 тыс. м2

Рис. 4. Сегодня менее половины производств занимают площади до 1 тыс. м2

В программное обеспечение в прошлом году инвестировало чуть более половины предприятий, но 79% опрошенных планируют увеличить объемы инвестиций либо сохранить прежние.

Инструментальные производства продолжат нанимать сотрудников (рис. 5). Треть предприятий, из которых больше половины — самостоятельные, планируют нанять в 2014 году девять и более человек. Свыше 80% специализированных компаний среди предприятий, планирующих принимать на работу дополнительных сотрудников, являются малыми или средними предприятиями (до 200 человек).

Рис. 5. География исследования

Рис. 5. География исследования

Конкуренцию с иностранными предприятиями видят одной из своих задач только 11% опрошенных, при этом 20% опрошенных ждут государственной поддержки и защиты национального производителя. На нынешнем уровне развития отечественные предприятия не в состоянии конкурировать ни с более технологически развитыми европейскими производителями оснастки (Германия, Италия), ни с более дешевыми и быстрыми китайскими производителями. 

Полная версия результатов опроса размещена на сайте www.beepitron.com. СП ЗАО «Би Питрон» благодарит всех участников исследования и выражает признательность журналу «САПР и графика» за содействие в проведении опроса и распространении его результатов.

САПР и графика 12`2013

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584