CIC Consulting и НЕОЛАНТ: интеграционные решения для предприятий топливно-энергетического комплекса России
В рамках поездки коллеги из CIC Consulting Informatico и «НЕОЛАНТ» дали интервью, в котором рассказали о сути сотрудничества и ближайших планах работы на российском рынке. Участники беседы:
- Карлос Сан Мартин, директор по развитию бизнеса CIC Consulting Informatico;
- Инна Алексеева, координатор по международному развитию CIC Consulting;
- Мигель Сьерра, ответственный за проекты и продукт IDbox в CIC Consulting;
- Александр Шкарин, руководитель управления цифровых моделей Департамента информационных технологий в энергетическом комплексе (ДИТЭК) компании «НЕОЛАНТ»;
- Олег Пророков, главный инженер проектов ДИТЭК компании «НЕОЛАНТ».
CIC Consulting Informatico: стратегия выхода на российский рынок
Мария Бредихина: Расскажите, пожалуйста, почему вы решили сотрудничать? Как вообще возникла такая идея?
Мигель Сьерра: Сначала необходимо объяснить, почему мы обратились именно к российскому рынку. Наши продукты активно используются и развиваются в атомном комплексе Испании, и в какойто момент сами представители АЭС подали идею предложить продукт IDbox в России. Их опыт взаимодействия с российской атомной отраслью позволил сделать вывод, что здесь может возникнуть интерес со стороны заказчика, наши продукты могут быть полезными.
Второе — надо иметь в виду специфику наших решений. Программное обеспечение, которое разрабатывает CIC Consulting, — это не просто диск, который вставляешь в компьютер, и всё автоматически устанавливается и начинает работать. Наши решения необходимо грамотно развернуть, внедрить, адаптировать, поддерживать, обучить инженерные группы обращению с ними. С учетом всего этого нам довольно трудно напрямую выйти на конечного пользователя в другой стране, поэтому и в России мы искали партнера, который будет не только распространять наш продукт, но и поймет всю специфику работы с ним и сможет его поддерживать.
Слева направо: Мигель Сьерра, ответственный за проекты и продукт IDbox в CIC Consulting, Елена Конвисар, директор по маркетингу ЗАО «НЕОЛАНТ», Александр Канищев, руководитель проектно-конструкторского центра «НЕОЛАНТ Атомпроект», Инна Алексеева, координатор по международному развитию CIC Consulting, Карлос Сан Мартин, директор по развитию бизнеса CIC Consulting Informatico, Александр Шкарин, руководитель управления цифровых моделей Департамента информационных технологий в энергетическом комплексе (ДИТЭК) компании «НЕОЛАНТ»
Инна Алексеева: Почему в качестве партнера мы выбрали именно «НЕОЛАНТ»? Вопервых, «НЕОЛАНТ» выделяется на российском рынке как одна из самых быстрорастущих ИTкомпаний. Вовторых, нас впечатлили выполненные компанией проекты, спектр текущих заказчиков и опыт «НЕОЛАНТ» в энергетическом комплексе, ведь это именно та сфера, где апробирован и эффективен продукт IDbox. И третье — пообщавшись с представителями компании, мы убедились в высоком уровне их технической экспертизы, который поможет обеспечить наилучшее внедрение и поддержку нашего продукта у российских заказчиков.
М.Б.: Какова ваша политика развития на российском рынке? Сколько у вас партнеров в России?
Карлос Сан Мартин: Что касается продукта IDbox и энергетического комплекса как большого направления работы, то здесь мы работаем только с «НЕОЛАНТ». Но на российский рынок мы выходим не только с IDbox, у нас есть подобный продукт и в сфере телекоммуникаций — он тоже ориентирован на интегрирование различных сигналов, но сугубо по телекоммуникационной сети. И естественно, в этой области мы сотрудничаем с российскими компаниями, работающими в данной нише.
Отрасли сотрудничества CIC и «НЕОЛАНТ»
М.Б.: Если говорить о партнерстве с «НЕОЛАНТ», то в каких отраслях в России вы будете сотрудничать?
К.СМ.: Что касается IDbox, то это в первую очередь атомная и нефтегазовая отрасли. Но, конечно, сферу нашего сотрудничества можно расширить. То есть поначалу мы сконцентрируемся на ТЭК, а когда наша позиция станет более прочной, обратимся к другим заказчикам — для нас никаких ограничений в этом плане нет.
Почему именно Idbox
М.Б.: А какие возможности продукт IDbox даст российским заказчикам?
Александр Шкарин: Продукт предназначен в первую очередь для сбора, хранения и анализа технологических данных из различных источников (контроллеров, датчиков, SCADAсистем, производственных учетных систем и т.п.). Сам по себе набор функций IDbox не является уникальным, аналогичные продукты существуют на рынке. При этом реализация каждой из функций производит впечатление.
Вот некоторые главные достоинства системы:
- продукт имеет возможность работы с большинством известных реляционных и нереляционных баз данных, например СУБД (SQLServer, Oracle, MySQL и MongoDB), то есть заказчику не навязывается какаялибо база данных;
- реализация абсолютно всех функций в вебинтерфейсе, включая функции администрирования;
- наличие гибкого и одновременно интуитивно понятного инструмента графической настройки расчета вычисляемых значений (также средствами вебинтерфейса);
- удобный механизм создания новых мнемосхем, графиков и прочих изображений для обеспечения визуализации данных (IDbox при поставке уже содержит огромное количество настраиваемых графических элементов и при этом позволяет самостоятельно пополнять их количество). Например, имеющиеся у заказчика технологические схемы в формате DWG могут быть за мгновение импортированы в IDbox (именно в векторном формате) и наполнены дополнительными визуальными эффектами, изменяющимися при поступлении соответствующих сигналов.
Хотелось бы отметить возможности продукта, связанные с доступом к историческим данным. Например, на то, чтобы получить данные по нескольким сигналам, записываемым в базу данных с разрешением 0,2 миллисекунды, требуется не более однойдвух секунд. И это при условии запроса данных не за текущий год, а за интервал трехлетней давности. И обратите внимание, что все эти возможности мы совместно со специалистами CIC не просто декларируем на словах или в слайдах презентации, а демонстрируем на реальном макете системы.
Нашими совместными усилиями уже реализована интеграция системы IDbox с трехмерными моделями. Благодаря этому пользователь может переключаться от объекта на трехмерной модели к реальным данным по нему непосредственно в IDbox. С помощью IDbox мы сможем решать задачи управления ресурсными характеристиками, осуществлять мониторинг технологических параметров потенциально опасных объектов, использовать его для повышения надежности оборудования как на АЭС, так и в нефтяной промышленности.
М.С.: IDbox — это революционный продукт и в плане технологий, использованных для его создания, и в плане концепций его внедрения. Еще одно существенное преимущество — это гибкость как самого продукта, так и нас как разработчиков. Продукт развивается вместе с обновлением отраслей, заводов, производств. Однако новизна и эксклюзивность продукта — это одновременно и наш недостаток, потому что у нас пока не так много внедрений, как у наших конкурентов — мировых производителей.
М.Б.: Какие интересные технологии применяются в IDbox?
М.С.: При реализации IDbox мы использовали, например, методику Web 2.0, которая ориентирована на поддержку очень многих видов технологий, в том числе облачных. Web 2.0 позволяет обеспечить, например, легкость в доступе к информации — пользователь может работать с информацией, хранящейся в IDbox, в любое время суток, с любого устройства, которое имеет браузер, из любой точки земного шара, где есть доступ к Интернету. Это позволяет экономить как материальные, так и временные ресурсы. Также хотелось бы упомянуть технологию векторных графиков SVG (Scalable Vector Graph), без которых было бы невозможным создание качественных и оперативных в использовании изображений.
М.Б.: А каковы принципиальные отличия IDbox от его ближайших конкурентов? Почему заказчики должны выбрать именно его?
К.СМ.: IDbox позволяет хранить и получать все данные о сложном технологическом объекте, например АЭС, в одной системе независимо от действий других людей. С внедрением решения одни отделы становятся независимы от других, которые должны передать им данные. Директору больше не надо просить секретаря подготовить информацию, потому что к нему сразу стекаются те же данные, что и к инженерным департаментам.
Важно, что внедрение такого типа систем, как IDbox, влияет на саму структуру организации. Если до применения решения требовалось несколько человек или отделов, от которых зависели правильность передачи данных, расчеты, интерпретация данных, анализы и прочее, то с IDbox эта зависимость устраняется. Данные становятся доступными одновременно для всех пользователей.
Систему IDbox отличает и высокая скорость выполнения различных функций: выдачи данных при запросе, создания графиков, обработки данных и пр.
Инна Алексеева: Вот пример из нашего опыта в Испании. Экспертная группа, которая отвечает за анализ состояния оборудования, получает данные непосредственно с АЭС. Данные собираются с множества систем автоматически или вручную. Инженер, который получает данные, на основе своего опыта начинает сомневаться в правильности тех или иных значений параметров. Он перезванивает на АЭС, просит перепроверить те или иные параметры. На станции проверяют, выявляют ошибку и сообщают правильные значения, которые инженер начинает заносить в табличные приложения (Excel и тому подобные). При этом между временем получения значений параметров и временем занесения их в базы образуется интервал: например, считали данные в 8 часов вечера, а инженер приходит на работу в 9 утра, и пока ошибки устранят, пройдет еще несколько часов. То есть ближе к обеду инженер может быть получит отчет о том, что было вчера. При использовании IDbox такого не происходит: инженер ни от кого не зависит, он входит со своим логином и паролем в систему, открывает свой рабочий стол и работает с данными АЭС в реальном времени.
М.Б.: То есть главное достоинство — это минимизация потери времени и минимальное включение человеческого труда, а следовательно, малая вероятность человеческой ошибки. А какие прикладные задачи можно решить с помощью IDbox?
Олег Пророков: Это продукт, который можно применять для решения многих прикладных задач на предприятиях ТЭК. Вот, например, недавно компания «НЕОЛАНТ» выиграла тендер по разработке определенной системы для Билибинской АЭС. И когда мы показывали коллегам — представителям заказчика IDbox, они сразу же заметили, что это решение можно применять еще как минимум в трех сферах.
Первый совместный проект CIC и «НЕОЛАНТ» для Билибинской АЭС
М.Б.: Расскажите, пожалуйста, более подробно о проекте для Билибинской АЭС. Какие работы будет выполнять «НЕОЛАНТ»? Соответственно какова роль CIC Consulting?
О.П.: Мы выиграли тендер по модернизации системы внутриреакторного контроля, так называемой СВРК. В рамках проекта планируется создать информационную систему для сбора эксплуатационных данных о работе СВРК из разных источников в единую базу. Задачи, которые решает продукт IDbox, как раз соответствуют тем, которые нужно выполнить на Билибинской АЭС. Совместно с CIC мы проработали техническое задание, выдвинули техническое предложение и стали победителями. Первым этапом реализации тендера будет разработка технического проекта системы.
М.Б.: Правильно ли я понимаю, что у «НЕОЛАНТ» есть план выхода и на другие АЭС с продуктом IDbox?
А.Ш.: Сейчас в ОАО «Концерн Росэнергоатом» создается отраслевая система диагностики, и «НЕОЛАНТ» готовит демонстрационный макет для ее реализации на основе IDbox. Эта система предназначена для сбора всех технологических, оперативных данных со всех станций и дальнейшего подробного анализа этих данных специалистами создаваемого отраслевого центра диагностики.
Мы демонстрировали IDbox на совещании с представителями отдела диагностики и ресурса департамента инженерной поддержки ОАО «Концерн Росэнергоатом». Показывали и продукт как таковой, и наше совместное с CIC Consulting решение на базе продукта IDbox и разрабатываемых нами трехмерных моделей.
Это интегрированный продукт, который обеспечивает оперативный доступ пользователей к инженернотехнической информации по элементам энергоблока и промплощадки АЭС в целом (паспортным характеристикам элементов, проектноконструкторской, эксплуатационной и иной документации), а также позволяет оперативно обратиться от элемента на трехмерной модели к текущим и историческим показателям сигналов в IDbox, связанных с выбранным на модели элементом.
Преимущества такого продукта, как нам кажется, заключаются как раз в возможности специалистов отраслевого центра диагностики иметь оперативный доступ не только к технологическим параметрам работы энергоблока, но и к инженернотехнической информации, аккумулированной в информационной трехмерной модели.
О.П.: Интеграция системы с 3Dмоделями — это очень важно, потому что со многими станциями мы уже работаем и создаем информационные 3Dмодели для поддержки процесса вывода из эксплуатации энергоблоков. В будущем планируется оснастить подобными информационными системами все атомные станции России. И хочу отметить, что внедрение IDbox позволит создать систему, которая будет охватывать многие стадии жизненного цикла объектов отрасли — начиная с проектирования и заканчивая выводом из эксплуатации.
М.Б.: Спасибо. Желаем успехов в реализации ваших замыслов.