12 - 2013

От электронной подписи к виртуальной экспертизе

Елена Савицкая

Появление электронной подписи и новых возможностей использования информационных технологий позволяет не только переводить деньги в интернет­банках, но и активно взаимодействовать с государством. Как известно, большинство законодательных органов государственной власти уже давно перешли на электронное взаимодействие с бизнесом, существенно сократив временные, финансовые и эмоциональные затраты с обеих взаимодействующих сторон. Теперь главному бухгалтеру не обязательно лично посещать Федеральную налоговую службу или Пенсионный фонд Российской Федерации: отправка необходимых документов государственным учреждениям осуществляется из соответствующих систем бухгалтерского учета, что положительно сказывается на затратах организации.

А как обстоят дела с государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий? Отправка проектно­сметной документации из учетных систем проектно­сметного документооборота заявителей для проведения государственной экспертизы и использование портала государственных услуг для решения подобных задач могли бы сократить время прохождения экспертизы и затраты на ее проведение.

Вопросы юридической значимости электронного  документооборота  обсуждались 23 октября на круглом столе, организованном компанией АСКОН совместно с проектными организациями Северо­Запада. Среди представителей проектировщиков были такие компании, как ОАО «Ленгипромез», ООО «Институт Гипроникель», ООО «ГорноХимический инжиниринг», ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ЗАО «Концерн «Струйные технологии», ЗАО «ИнкомПроект», ЗАО «ПЕТЕРБУРГ­ДОРСЕРВИС», ПИИ «Лигато», ООО «Проекты и Технологии — Управление и Разработка», ООО «Проекты и Технологии», а также многие другие компании, уже давно готовые проходить экспертизу в электронном виде.

Придать юридическую значимость электронному проектно­сметному документу можно только с помощью квалифицированной электронной подписи. Организация юридически значимого документооборота проектно­сметной документации уже не миф, а реальность, повсеместное распространение которой является лишь вопросом времени.

Что говорит на эту тему закон? Постановление правительства РФ № 145 от 05.03.2007 и Градостроительный кодекс Российской Федерации — два основных свода правил, применяемых в работе государственной экспертизы и специалистов проектных организаций по согласованию проектно­сметной документации. В указанных документах четко определен порядок передачи документов на проведение экспертизы, прописаны сроки и состав передаваемой документации.

Согласно п. 18 постановления № 145 «документы... представляются на бумажном носителе или в форме электронных документов с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (при наличии соответствующей технической возможности)». «Электронные документы, представляемые заявителем, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае если документы представляются на бумажном носителе, в договоре о проведении государственной экспертизы может быть предусмотрено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также в электронной форме», — говорится в изменениях к постановлению № 270 от 31.03.2013.

Отметим, что на сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе (www.mke.mos.ru) 11 июля 2013 года была опубликована следующая новость: «Первое заявление на оказание услуги “Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий” с комплектом соответствующих документов было подано через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы в июле 2013 года. Экспертиза проводилась в отношении проектной документации на строительство общеобразовательной школы на 400 мест по улице Правды, дом 1А. По проекту новую школу по данному адресу планируется построить на месте сноса старого здания школы».

Однако, как показывает практика, процесс согласования, утверждения проектной документации, ее передачи заказчику, и уж тем более на экспертизу далеко не везде и не во всех регионах нашей страны переведен на электронные рельсы. А ведь для специалистов проектных организаций эта задача сегодня является крайне актуальной.

Помимо готовности со стороны государственной экспертизы и самих заявителей, обе стороны должны иметь соответствующие электронные подписи и четко понимать, как будет происходить взаимодействие. Основная проблема сегодня, по мнению участников круглого стола, заключается в отсутствии диалога, недостаточной информированности участников процесса: даже если государственные экспертизы будут готовы работать с документами, поданными в электронном виде, то проектные организации пока точно не знают, в какой очередности, в каком формате и объеме отправлять пакет документов, какие ответные действия должны последовать со стороны государственных органов. 

Если в организации уже есть соответствующие электронные подписи и сотрудники знают, как с ними работать, остается только ждать, когда соответствующий орган государственной экспертизы начнет взаимодействовать с вами электронно. Если же  электронная подпись еще не внедрена, то сотрудникам сначала придется узнать, что это такое и какие возможности она дает.

Согласно Федеральному закону № 63­ФЗ от 06.04.2011 «Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию». В электронном мире — это и есть аналог вашей собственноручной подписи, которая, правда, располагается на специальном носителе, например дискете или USB­носителе. Использование электронной подписи как раз и позволяет придать документам юридическую значимость. С точки зрения проектной документации для строительства, таким документом согласно ГОСТ 21.1103­2009 «Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации» признается электронный подлинник, то есть документ, на котором стоит электронная подпись всех участников проектирования. Для проверки действительности электронной подписи используются соответствующие квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.

Для проведения государственной экспертизы необходимо использовать усиленную квалифицированную подпись, которая обладает следующими важными характеристиками (подробное описание приведено в ст. 5 ФЗ № 63 от 06.04.2011):

  • позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  • дает возможность обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
  • ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате.

По словам Сергея Базанова, руководителя департамента развития Удостоверяющего центра «АРГОС», у многих людей пока еще не сформировалось понимание того, что электронная подпись обладает юридической силой и способна избавить от многих организационных проблем, связанных с согласованием документов, тратой времени и финансов на почтовые отправления. «Чаще всего бывает, что при встрече с документом, подписанным электронной подписью, человек сначала ставит под сомнение ее достоверность, а потом спрашивает: а распечатать можно?» — приводит пример из практики Сергей Базанов, отмечая, тем не менее, что сейчас все больше организаций интересуются технологией электронной подписи и намереваются внедрить ее. 

Сергей Базанов,

Сергей Базанов,
руководитель департамента развития Удостоверяющего центра «АРГОС»

Мнение участников круглого стола

«Я занимаюсь вопросами автоматизации уже 20 лет, — рассказывает Олег Морозов, заведующий отделом Департамента управления проектами ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. — Поэтому я понимаю, что для перехода на электронный документооборот и согласование проектной документации с госэкспертизой в электронном виде в первую очередь нужно преодолеть сопротивление людей. На круглом столе звучали высказывания, что в налоговой инспекции уже внедрен электронный документооборот, и более того — это работает. Штат налоговой серьезно обновился, туда пришли люди, которые не представляют своей жизни без информационных технологий. И сразу всем стало легче и выгоднее работать — и поставщикам ИТ­систем, и государству, и потребителю. Думаю, для полного введения электронного документооборота в области экспертизы потребуется еще около трех­пяти лет».

«Бумагу как требовали, так и будут требовать, особенно чертежи, — считает Дмитрий Боев (ЗАО «ПЕТЕРБУРГ­ДОРСЕРВИС»). — Первым делом нужно переводить в электронный вид всю исходную разрешительную документацию. Многие из нас на стадии приемки документов в экспертизе сталкивались с тем, что то одной бумажки не хватает, то другой, то галочку не там поставили, то эту графу неправильно заполнили. Вот что нужно “проталкивать” в электронную форму, чтобы не кататься по сто раз в Москву, не тратить деньги на командировки, а отправлять в электронном виде заявление, анкету заказчика, документы на согласование. И если у экспертизы есть замечания — то их тоже пусть предъявляют в электронном виде!»

Жаркие дискуссии участников круглого стола

Жаркие дискуссии участников круглого стола

Что может ЛОЦМАН:ПГС

Помимо обсуждения вопросов юридически значимого документооборота, компания АСКОН представила на круглом столе возможности специализированной системы управления проектными данными ЛОЦМАН:ПГС. Специалисты АСКОН рассказали о функциях системы, позволяющих держать в курсе всех участников процесса согласования проектной документации. Многие участники круглого стола впервые узнали, как легко можно избавиться от рутины и успешно организовать коллективную работу над проектом, согласовать чертежи в электронном виде, автоматизировать своевременное получение отчетности, сохранить необходимую документацию в электронном архиве. Для этого всего лишь нужен подходящий инструмент.

Создание, согласование и утверждение электронных документов с использованием электронной подписи (ЭП) и средств аннотирования электронных документов (рис. 1) являются наиболее востребованными функциями системы ЛОЦМАН:ПГС в области согласования проектно­сметной документации и результатов инженерных изысканий.

Рис. 1. Визуализация изменений версий документа в системе ЛОЦМАН:ПГС

Рис. 1. Визуализация изменений версий документа в системе ЛОЦМАН:ПГС

Подводим итоги

Целью круглого стола было привлечение внимания профессиональной общественности — представителей проектных организаций — к вопросам юридической значимости электронного документооборота. «Мы предлагаем специалистам технические решения, конкретные инструменты, рассказываем, как можно и нужно организовать электронный документооборот, и готовы выступать экспертами в технических вопросах», — подытожил директор по маркетингу CAD/AEC­направления АСКОН Максим Нечипоренко. По итогам круглого стола АСКОН направит в органы государственной экспертизы перечень наиболее важных и проблемных вопросов, которые сегодня интересуют проектные организации, чтобы затем донести до них позицию госэкспертизы и прояснить ситуацию с переводом услуги по проведению экспертизы в электронный вид.

САПР и графика 12`2013