Мать Кузьмы. Импортозамещение. Частное мнение
Завершила работу Третья конференция «Информационные технологии на службе обороннопромышленного комплекса России». В Сарове, самом закрытом городе России, в гостях у Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научноисследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ ВНИИЭФ) представители исполнительной власти и силовых структур Российской Федерации, лучшие российские и зарубежные ИТкомпании, представители российских разработчиков и интеграторов обсуждали дальнейшее развитие информационных технологий для предприятий обороннопромышленного комплекса и страны в целом.
Конференция, организованная при поддержке Военнопромышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, Минобороны, Рособоронзаказа, Минпромторга, Минкомсвязи, Счетной палаты, ФСО, ФСБ, ФСТЭК России, ФСВТС, Рособоронэкспорта, собрала более 700 участников. Это реальный успех!
Сильное впечатление произвели и сама конференция, и всё, что ей сопутствовало. Собственно, этому, впечатлениям, и посвящены наши заметки.
Главное
В работе конференции принял участие министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Анатольевич Никифоров. До начала пленарного заседания глава ведомства осмотрел выставочную экспозицию, где были представлены новейшие разработки, продукты и решения около 30 предприятий ОПК и ИТкомпаний.
Когда министр с сопровождающими подошли к нашей экспозиции, мы представили мощные и конкурентные решения «СиСофт Девелопмент» — систему информационной поддержки процесса производства TechnologiCS, систему информационной поддержки процесса производства на основе трехмерной модели CADLib Модель и Архив (входит в состав Model Studio CS), а также наукоемкий расчетный комплекс моделирования и анализа литейных процессов «ПолигонСофт». Представленные решения вызвали искренний интерес и позже стали предметом деловых переговоров.
Президиум конференции
После осмотра экспозиции началась конференция, продолжавшаяся несколько дней и включавшая работу 11 секций. Тон был задан пленарным заседанием, в президиуме которого были министр связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифоров; заместитель председателя Военнопромышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации О.И. Бочкарев; руководитель научнотехнической службы ФСБ России А.А. Фетисов; заместитель директора Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству К.Н. Бирюлин; заместитель начальника управления информационных технологий Спецсвязи ФСО России Н.И. Ильин; представители Госкорпорации «Росатом» Т.Л. Ельфимова и С.Е. Власов; С.В. Гарбук (Фонд перспективных исследований); О.Б. Ачосов (ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России); А.Н. Ананьев (ОАО «Системы управления») и «хозяин» конференции, директор ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ» В.Е. Костюков. Каждый доклад членов президиума, к моему удивлению, был конструктивен, информативен, посвящен текущему состоянию информационных технологий и их перспективам. Никакой демагогии — всё по делу!
Приветствие в адрес конференции направил заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель Военнопромышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрий Олегович Рогозин. Вицепремьер отметил, что это мероприятие призвано дать импульс дальнейшему развитию и создать условия для прорыва в управлении бизнесом, производством, технологиями и ресурсами предприятий.
Выступая на пленарном заседании, Н.А. Никифоров рассказал об основных задачах министерства в сфере информатизации. При этом особое внимание было уделено программе импортозамещения, разработка которой поручена Минпромторгу и Минкомсвязи России. Основная цель импортозамещения — обеспечить безопасность автоматизированных систем управления военного и специального назначения, а также производственных и технологических процессов. Николай Анатольевич отметил, что министерство наряду с другими ведомствами участвует в разработке системного подхода к решению задач информатизации предприятий ОПК и применения ИТинструментария в процессах создания новых средств вооружения и военной техники.
Обсуждение системы информационной поддержки производства TechnologiCS
В докладе особо подчеркнуто, что импортозамещение должно быть обоснованным, что лидирующие позиции в нашей стране и за рубежом отечественные разработки должны получить на основе реальных конкурентных преимуществ. Министр рассказал, что правительство нашей страны будет помогать ИТкомпаниям и стимулировать их развитие.
Я записал небольшой фрагмент доклада: «Угрозы сегодняшнего дня делают запуск программы импортозамещения абсолютно необходимым! Как отдельная программа она сегодня отсутствует, хотя мы все о ней говорим — вот и сегодня слово “импортозамещение” не раз звучало в ходе посещения выставки. Создание программы поручено в том числе Минпромторгу. Если посмотреть документы, то в Стратегии это раздел 12, а в Дорожной карте есть даже отдельный пункт — 11.5. Предельный срок на реализацию всех этих задач, установленный правительству, — IV квартал 2014 года. <…> Среди новых факторов, которые нужно учитывать, — решение о приостановлении выдачи лицензий на продажу в Россию технологий двойного назначения, принятое 1 марта этого года Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. Для справки: по нашей оценке, в 2015м
финансовом году объем такого рода программного обеспечения составляет около 270 млн долл. США. <…> В процессе разработки новых продуктов важно обеспечить механизм создания продукции не локального масштаба, а конкурентоспособной на мировом уровне. Хочу вас проинформировать, что как министру связи России мне приходится принимать участие в самых разных конференциях международного масштаба, на самых разных площадках — и ко мне часто обращаются мои коллеги, министры связи и информационных технологий целого ряда стран, которые крайне заинтересованы в российском лидерстве в области ИКТ на их локальном рынке. И это не маленькие страны! Это огромные государства с огромным рынком».
От себя хотел бы отметить, что о конкурентном импортозамещении уже более двух лет говорят не только разработчики программных средств, но и пользователи. Не секрет, что такие продукты, как AutoCAD (AutoCAD LT) недостаточно адаптированы, а система их продаж в России вызывает нарекания не только среди партнеров американского разработчика, но и у потребителей. Несмотря на многолетнее преобладание зарубежных средств САПР на российском рынке, особенно в недорогом сегменте, последние годы эти продукты успешно замещаются российскими продуктами nanoCAD СПДС, nanoCAD Механика и другими отечественными разработками. А если говорить о расчетных комплексах или системах по управлению производством, то скорость импортозамещения неуклонно растет, отечественные разработчики вышли на лидирующие позиции. Многие именитые компании нефтегазовой отрасли и энергетики за последний год разработали программы импортозамещения и успешно их реализуют. Некоторое отставание в импортозамещении САПР наблюдается в компаниях, занимающихся гражданским строительством, но это, скорее, связано с тем, что крупные строительные холдинги подвержены особо существенному влиянию со стороны зарубежных вендоров САПР и при этом обделены вниманием отечественных разработчиков.
Мать Кузьмы
За день до «Главного»…
К сожалению, я не помню имени прекрасного гида и очень красивой женщины, которая провела блестящую экскурсию по храму преподобного Серафима Саровского в СвятоУспенской Саровской пустыни, основанной в начале XVIII века, и пещерам Саровского монастыря. Запомнилось, что пещеры в Сарове были задуманы по примеру пещер КиевоПечерской Лавры. Удивило, что в подземельях была устроена небольшая подземная церковь, которая сохранилась и действует. Пещерный комплекс велик и вызывает смешанные чувства — как же так, никаких САПР тогда не было, а он, комплекс, есть...
После экскурсии по храмовому комплексу нашу группу отвезли в Музей ядерного оружия (Музей РФЯЦ ВНИИЭФ).
Музей оказался большой «комнатой» с совсем не бутафорскими экспонатами — первая атомная бомба, созданная в СССР (подлинный экземпляр!), пульт управления (подлинный!), первая термоядерная бомба (ну, вы понимаете…), первая торпеда с ядерной боеголовкой, первый артиллерийский снаряд с ядерным устройством, первая боеголовка для межконтинентальной ракеты и многомного другого — даже суперкомпьютер… И конечно, «Кузькина мать».
Кузькина мать!
Экскурсию проводила другая женщина, позитивная энергия которой просто зашкаливала! Она рассказала много интересного из истории нашего ядерного вооружения. Излагать услышанное не буду — мало ли, вдруг «майор Пронин» сочтет мой рассказ покушением на гостайну, — поэтому ограничусь «Кузькиной матерью».
24 июня 1959 года, во время осмотра американской выставки в Москве, самый главный человек в России и СССР (это я для тех, кто родился после разрушения Советского Союза), первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущев сказал вицепрезиденту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжкие последствия… Мы вам еще покажем Кузькину мать!» Переводчик в замешательстве перевел дословно: «Мы вам еще покажем мать Кузьмы!» Американцы были ошарашены…
Кузькина мать, она же Царьбомба, — самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. Испытания этой стомегатонной термоядерной авиабомбы, разработанной в нашей стране, были проведены над Новой Землей.
Для испытаний требовался сверхсамолет, способный доставить эту громадину до точки сброса. И такой нашелся: стратегический бомбардировщик Ту95 — великий самолет, последний из созданных по заданию Иосифа Виссарионовича Сталина. Модификации этой машины служат России до сих пор. Буквально на днях (апрель 2014 года) в новостях говорилось о том, что российские стратегические ракетоносцы Ту95МС в сопровождении истребителей МиГ31 патрулировали воды Северного моря, совершив 16часовой полет и преодолев более 12 тысяч километров. Тем не менее даже могучий Ту95 первой модификации не в полной мере подходил для испытаний термоядерной бомбы, поэтому в единственном экземпляре был построен самолет Ту95В.
Бомба весила более 26 тонн и не помещалась в грузовой отсек — в Ту95В установили мощный держатель и закрепили бомбу снаружи! Теперь, когда были и бомба, и самолет, требовалось решить еще одну важную задачу: дать экипажу самолета возможность покинуть зону поражения. Сброс бомбы планировался с высоты 10 500 метров, а взрыв должен был произойти на высоте 4000 метров над землей. Конструкторы замедлили падение бомбы, закрепив на ней специальную парашютную систему.
Подготовленный Ту95В перегнали на северный аэродром в Ваенге. 30 октября 1961 года он со специальным термозащитным покрытием белого цвета и с бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с Андреем Егоровичем Дурновцевым, взял курс на Новую Землю. Через два часа после вылета бомба была сброшена с заданной высоты по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Через три минуты она взорвалась в четырех километрах над землей — за эти минуты Ту95В с экипажем удалился на расстояние 39 километров и…
…и на этом расстоянии был поражен ударной волной, потерял 800 метров высоты, до того как удалось восстановить управляемость. После посадки и осмотра обнаружилось, что фюзеляж и крылья сильно обгорели, выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались. Можно догадаться (да об этом говорили и очевидцы), как экипаж самолета порадовался тому, что испытатели остановились на уменьшенном варианте бомбы, а третью ступень, повышающую ее мощность до 100 мегатонн, решили не применять…
Нам показали фильм с кадрами испытаний — это ужас! Невозможно описать словами и невозможно вообразить, но в небе зажглось новое солнце. Диаметр вспышки — 4,6 километра, ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров, диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг у верхнего яруса 95 километров. Звуковая волна, порожденная взрывом, докатилась до острова Диксон (а это 800 километров — больше, чем расстояние от Москвы до Киева или до СанктПетербурга!), а взрывная волна трижды облетела нашу планету. Теоретический радиус поражения испытуемого изделия — 35 километров. Представляете, бах — и нет НьюЙорка (города величиной больше Москвы), бах — и нет Вашингтона с пригородами, бах — исчезает Лондон, ну а от городков размером с Варшаву, Ригу, Прагу, Брюссель остались бы одни воспоминания. И при просмотре фильма все это представляется с пугающей реальностью.
Тем не менее американцев Никита Сергеевич Хрущев напугал — и «мать Кузьмы», самое кошмарное оружие из всего придуманного человеком, как ни странно, послужила доброму делу — мир задумался о разоружении, а не о бесконечном наращивании ядерной силы. Уже через месяц после испытаний Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о запрещении применения ядерного оружия для целей войны.
Итоги
Получив изрядный заряд веры в нашу страну, в возможности отечественных разработчиков и в собственные силы, прошу каждого, кто дочитал до этих строк, посмотреть в сторону отечественных разработок и разработчиков — nanoCAD, АСКОН, TFlex и «СиСофт Девелопмент». Прошу вас подумать над тем, что, покупая наше программное обеспечение, которое в своем классе не только объективно лучше, но и выгоднее зарубежных аналогов, мы вместе, как союз разработчика и потребителя, даем конкурентные преимущества нашим предприятиям, развиваем нашу школу программирования, инвестируем в нашу экономику. Но это еще не всё: наши разработки используются во многих странах мира и вполне способны показать, что Россия — перспективный и надежный партнер.
Конечно, не нужно крайностей, не нужно покупок в ущерб себе, но ведь более 400 тыс. рабочих мест продуктов CSoft Development и 500 тыс. действующих рабочих мест nanoCAD используются инженерами каждый день и являются убедительным доказательством того, что мы, российские разработчики САПР, предлагаем работающие решения, которые можно покупать вместо иностранных аналогов.
По материалам конференции Игорь Орельяна Урсуа