SolidWorks в искусстве
При взгляде на аббревиатуры CAD, CAM, PDM мы чаще всего видим образ электромеханических устройств, приборов, ракет и самолетов. Но решения SolidWorks нашли свое применение и в такой нестандартной на первый взгляд отрасли, как искусство. На сей раз служители Мельпомены тоже получили шанс приобщиться к автоматизации, воспользовавшись SolidWorks для создания декораций.
Действительно, поговорим о прекрасном, ведь каждый из нас бывал в театре. Все с переменным успехом переживают за старомодного Фамусова, неугомонного Фигаро и романтичную Татьяну Ларину. Любуются на актеров, ругают режиссеров, хвалят декорации. Многие мечтают заглянуть за кулисы… А мы с вами пойдем еще дальше — понаблюдаем за работой художников, декораторов, специалистов производства, которые наравне с режиссером и сценаристом создают неповторимую атмосферу драматических спектаклей, а также опер и балетов, чтобы в итоге даже самый капризный зритель остался доволен.
Большой, Мариинский, Вахтанговский… и SolidWorks
В своей знаменитой фразе Шекспир упомянул только миртеатр и людейактеров. Печально, но за кадром, точнее за кулисами, остаются художники, декораторы и дизайнеры. А еще конструкторы, которые моделируют изделия, создают различную документацию; специалисты производства, которые собирают сначала макет для демонстрации художнику, а потом изделие для дальнейшего выпуска спектакля в свет.
Большой театр. Металлоконструкция в SolidWorks
Всего какойто век назад в Абрамцевском кружке у мецената Мамонтова собирались известные художники и артисты, где помимо создания шедевров и партии в шахматы ставили любительские спектакли. Причем декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актеров. Например, для самой знаменитой постановки Абрамцевского кружка того времени «Снегурочки» А.Н. Островского декорации и костюмы создавались по эскизам В.М. Васнецова.
Более ста лет назад в распоряжении художников были только кисточки, краски, мольберт и хорошее настроение. Творческие люди могли бесконечно исправлять декорации, добиваясь идеала.
К сожалению, сегодняшние театральные постановщики не могут позволить себе длительного творческого полета, декорации становятся все сложнее, зрители — искушеннее, а художники — требовательнее. Поэтому никак нельзя обойтись без современных средств автоматизации (в нашем случае — это решения SolidWorks), с помощью которых можно моделировать детали, сборки, создавать документацию в соответствии с принятыми стандартами, многократно исправлять, сохранять различные версии, отправлять «читабельный» вариант на производство, в общем — творить.
Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент мраморного склепа
Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент
Большой театр: от мраморного склепа к… вечности
Господа конструкторы, а кто из вас может похвастаться тем, что смоделировал в SolidWorks… мраморный склеп? Или вихрь прозрачных льдинок? А вот для специалистов Государственного академического Большого театра это скорее трудовые будни, хотя и не лишенные элементов непредсказуемости, присущих данной отрасли.
Декорации для постановок «Дон Карлос», «Снежная королева», «Легенда о любви» и многих других были выполнены командой специалистовконструкторов с использованием решений SolidWorks. В основном проектировались 3Dмодели несущих конструкций, необходимых для дальнейшего изготовления на производстве, создавались чертежи, спецификации и другая документация. Трехмерное представление металлоконструкций более наглядно и позволяет избежать множества ошибок, связанных с неправильной трактовкой двумерных аналогов.
Технологии SolidWorks также помогают художнику увидеть весь проект будущего спектакля, оперы или балета на экране монитора: проверить различные варианты размещения декораций, ракурсы будущей постановки с разных точек; даже устроить виртуальную «прогулку» по сцене. При этом не затрачиваются лишние средства на изготовление дорогостоящих макетов.
Еще более красиво и «реалистично» предстанет перед художником будущий спектакль, если конструктор будет использовать всевозможные текстуры, фон, различные цветовые решения. Такую возможность предоставляют все конфигурации SolidWorks. Изделия из дерева, камня и драгоценных камней и металлов делают декорации максимально приближенными к реальности.
Например, для оперы «Дон Карлос» необходимо было спроектировать мраморный склеп, а поскольку в стандартной поставке SolidWorks есть текстура «мрамор», задача конструктора максимально упростилась.
Возможности SolidWorks в области отражения и преломления света как нельзя лучше подошли для работы над декорациями к постановке «Снежная королева». Прозрачная поверхность льдинок, неравномерно падающие солнечные лучи создают понастоящему сказочную обстановку, даже появляется желание бросить все и начать составлять слово «вечность».
Таким образом, работа над созданием декораций еще не началась, а художник уже может увидеть, каким будет спектакль, и по ходу вносить коррективы.
Театр им. Вахтангова: качели для «Евгения Онегина»
Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова для основных постановок также использует многообразный функционал SolidWorks.
И подтверждение тому — декорации к спектаклям «Пристань», «Евгений Онегин» и «Женитьба». Традиционно в мастерской театра сначала делают макет 1:25, а потом уже непосредственно изготавливают декорации. При этом на создание макета уходит немало времени и дополнительных средств, что сказывается в том числе на себестоимости постановки. Но с использованием современных средств автоматизации производство элементов для постановок становится гораздо более продуктивным: художник может уже на этапе моделирования увидеть все нужные для спектакля декорации и при желании попросить конструктора поменять размеры или фактуру. Естественно, эти параметры все же проще менять сидя перед компьютером, а не ломая и подклеивая дорогостоящий макет. В театре должность специалиста, который проектирует декорацию, прежде чем она попадет на производство, называется технологом по декорациям. Для художника оказывается гораздо более удобным посмотреть различные ракурсы будущего спектакля в трехмерном исполнении. В свою очередь, и производству легче работать с изометрией и аксонометрией, поскольку она более наглядна. Более того, снижается число ошибок, которые появляются при работе с двумерными эскизами.
Театр им. Вахтангова. «Женитьба»
Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина
Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Фрагмент
Например, к спектаклю «Женитьба» декорацииконструкции были полностью созданы с помощью SolidWorks: плоские стенки, с косынками, с брусками; мебель, окружение на сцене, архитектурные элементы, карнизы.
Разработанные при помощи технологий SolidWorks элементы декораций после внесения всех изменений распечатываются в масштабе 1:1 и отправляются в сборочный цех. Использование SolidWorks выгодно во всех отношениях, в частности потому, что внесение изменений непосредственно на производстве слишком затратно как по финансам, так и по времени.
Еще один красивый пример применения средств современной автоматизации технологий SolidWorks — качели для спектакля «Евгений Онегин».
Чтобы разработать такого рода конструкцию, достаточно базового функционала SolidWorks: простейшие «Вытяжки» и «Вырезы», элементы «По траектории» и «По сечениям» позволяют оперативно создать необычные архитектурные элементы для спектаклей.
Мариинский театр: «Пеллеас и Мелизанда»
Специалистыконструкторы известного не только в Петербурге, но и за его пределами Мариинского тетра занимаются проектированием декораций для постановок, а также оборудования для сцены. Основной профиль — цельносварные пространственные конструкции, которые относятся к разделу жестких металлоконструкций. Для разработки изделий и создания документации они используют программный комплекс SolidWorks.
Мариинский театр. «Маргарита и Арман».Фрагмент
Сварные конструкции — целое профильное направление для любого производства. Конструкторыдекораторы в основном моделируют лестницы, несущие механизмы кулис. Производству гораздо удобнее получать аксонометрию, нежели плоскую развертку. Меньше головной боли и у конструктора, который с помощью решений SolidWorks передает на производство автоматически созданную спецификацию заготовок. В итоге снижается количество ошибок по вине цеховых рабочих, меньше сроки изготовления изделий. «Иначе бы я все время проводил в цеху», — признается ведущий конструктор Мариинского театра.
Автоматизированная работа с помощью решений SolidWorks помогает конструктору на этапах моделирования, инженерного расчета, создания документации, передачи данных далее на производство. Немаловажно вовремя отреагировать на новые творческие идеи художника, а иногда полезно вернуть все к первоначальному виду без потерь по времени и качеству.
Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Декорация в SoldiWorks
Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Сборка декораций
Например, для балета «Маргарита и Арман» необходимо было изготовить маленькие канделябры, которые на сцене выглядят как свечи, а на самом деле работают от электричества. Основание на роликах — так называемая фурка — было полностью спроектировано в SolidWorks. Так что гости Северной столицы имеют шанс увидеть результат применения средств современной автоматизации, не выходя из зрительного зала.
Кстати, те, кто был в Мариинском театре, представляют себе эту старинную балетную сцену, где канделябры и соответственно ролики технически по планировке стоят на сцене под произвольным углом, то есть каждый ролик должен быть на своей высоте. Более грамотной и наглядной сделать такую сложную конструкцию получилось опятьтаки с помощью базового функционала SolidWorks. Для этого было необходимо всего лишь смоделировать площадки и отследить расстояние между роликами. Для маленького, насыщенного элементами каркаса эта задача оказалась не слишком тривиальной, но с использованием 3Dтехнологий заметно упростилась.
С помощью SolidWorks специалисты Мариинского театра создают не только несущие конструкции, но и декорации, для которых иногда требуется смоделировать сложные формы. Работа с поверхностями, листовым металлом, создание различного рода разверток значительно упрощают задачу изготовления необычных элементов для постановок.
С постановкой оперы «Пеллеас и Мелизанда» вышла интересная история, которой поделились ведущие конструкторы Мариинского театра. Следует учесть, что это был первый опыт работы специалистов в программном комплексе SolidWorks.
Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Репетиция спектакля
Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Фрагмент спектакля
Представьте себе большую полукруглую сцену, «декальную» в плане, причем изогнутую необычной волной. Линии деления идут под разными углами, панели в длину 56 м, поверхность винтовая. Если развернуть стену, ее суммарная длина может составить 20 м. Проект показался сложным, поскольку на производстве должно было получиться именно так, как заказал художник. В итоге моделирование базировалось на металлоконструкциях, объемных фермах. Когда чертежи, содержащие в основном аксонометрию и сложные разрезы, принесли на производство и собрали декорацию, нужный эффект получился с первого раза. Фантастика? Нет, всего лишь автоматизация.
Пусть самые известные российские театры остаются верны традициям в создании классических постановок или предлагают нестандартные трактовки спектаклей, опер и балетов, но чтобы Снежная королева не растаяла под светом рампы, Татьяна Ларина грациозно качалась на качелях, а гофрированная стена в 20 м выглядела как настоящая, всетаки приходится прибегнуть к современным средствам автоматизации, которым легко обучиться и которые не заставят художника и декоратора заниматься рутинными вещами, а просто… творить.
Дополнительные источники: http://www.bolshoi.ru/, http://www.vakhtangov.ru/, http://www.mariinsky.ru/
Компания SolidWorks Russia выражает благодарность Государственному академическому Большому театру, Государственному академическому театру им. Евгения Вахтангова и Мариинскому театру за помощь в подготовке статьи.