6 - 2014

SolidWorks в искусстве

Дарья Миллионщикова
Ведущий инженер, Certified SolidWorks Professional (CSWP), компания SolidWorks Russia

При взгляде на аббревиатуры CAD, CAM, PDM мы чаще всего видим образ электромеханических устройств, приборов, ракет и самолетов. Но решения SolidWorks нашли свое применение и в такой нестандартной на первый взгляд отрасли, как искусство. На сей раз служители Мельпомены тоже получили шанс приобщиться к автоматизации, воспользовавшись SolidWorks для создания декораций.

Действительно, поговорим о прекрасном, ведь каждый из нас бывал в театре. Все с переменным успехом переживают за старомодного Фамусова, неугомонного Фигаро и романтичную Татьяну Ларину. Любуются на актеров, ругают режиссеров, хвалят декорации. Многие мечтают заглянуть за кулисы… А мы с вами пойдем еще дальше — понаблюдаем за работой художников, декораторов, специалистов производства, которые наравне с режиссером и сценаристом создают неповторимую атмосферу драматических спектаклей, а также опер и балетов, чтобы в итоге даже самый капризный зритель остался доволен.

Большой, Мариинский, Вахтанговский… и SolidWorks

В своей знаменитой фразе Шекспир упомянул только мир­театр и людей­актеров. Печально, но за кадром, точнее за кулисами, остаются художники, декораторы и дизайнеры. А еще конструкторы, которые моделируют изделия, создают различную документацию; специалисты производства, которые собирают сначала макет для демонстрации художнику, а потом изделие для дальнейшего выпуска спектакля в свет.

Большой театр. Металлоконструкция в SolidWorks

Большой театр. Металлоконструкция в SolidWorks

Всего какой­то век назад в Абрамцевском кружке у мецената Мамонтова собирались известные художники и артисты, где помимо создания шедевров и партии в шахматы ставили любительские спектакли. Причем декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актеров. Например, для самой знаменитой постановки Абрамцевского кружка того времени «Снегурочки» А.Н. Островского декорации и костюмы создавались по эскизам В.М. Васнецова.

Более ста лет назад в распоряжении художников были только кисточки, краски, мольберт и хорошее настроение. Творческие люди могли бесконечно исправлять декорации, добиваясь идеала.

К сожалению, сегодняшние театральные постановщики не могут позволить себе длительного творческого полета, декорации становятся все сложнее, зрители — искушеннее, а художники — требовательнее. Поэтому никак нельзя обойтись без современных средств автоматизации (в нашем случае — это решения SolidWorks), с помощью которых можно моделировать детали, сборки, создавать документацию в соответствии с принятыми стандартами, многократно исправлять, сохранять различные версии, отправлять «читабельный» вариант на производство, в общем — творить.

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент мраморного склепа

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент мраморного склепа

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент

Большой театр: от мраморного склепа к… вечности

Господа конструкторы, а кто из вас может похвастаться тем, что смоделировал в SolidWorks… мраморный склеп? Или вихрь прозрачных льдинок? А вот для специалистов Государственного академического Большого театра это скорее трудовые будни, хотя и не лишенные элементов непредсказуемости, присущих данной отрасли.

Декорации для постановок «Дон Карлос», «Снежная королева», «Легенда о любви» и многих других были выполнены командой специалистов­конструкторов с использованием решений SolidWorks. В основном проектировались 3D­модели несущих конструкций, необходимых для дальнейшего изготовления на производстве, создавались чертежи, спецификации и другая документация. Трехмерное представление металлоконструкций более наглядно и позволяет избежать множества ошибок, связанных с неправильной трактовкой двумерных аналогов.

Технологии SolidWorks также помогают художнику увидеть весь проект будущего спектакля, оперы или балета на экране монитора: проверить различные варианты размещения декораций, ракурсы будущей постановки с разных точек; даже устроить виртуальную «прогулку» по сцене. При этом не затрачиваются лишние средства на изготовление дорогостоящих макетов.

Еще более красиво и «реалистично» предстанет перед художником будущий спектакль, если конструктор будет использовать всевозможные текстуры, фон, различные цветовые решения. Такую возможность предоставляют все конфигурации SolidWorks. Изделия из дерева, камня и драгоценных камней и металлов делают декорации максимально приближенными к реальности.

Например, для оперы «Дон Карлос» необходимо было спроектировать мраморный склеп, а поскольку в стандартной поставке SolidWorks есть текстура «мрамор», задача конструктора максимально упростилась.

Возможности SolidWorks в области отражения и преломления света как нельзя лучше подошли для работы над декорациями к постановке «Снежная королева». Прозрачная поверхность льдинок, неравномерно падающие солнечные лучи создают по­настоящему сказочную обстановку, даже появляется желание бросить все и начать составлять слово «вечность».

Таким образом, работа над созданием декораций еще не началась, а художник уже может увидеть, каким будет спектакль, и по ходу вносить коррективы.

Театр им. Вахтангова: качели для «Евгения Онегина»

Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова для основных постановок также использует многообразный функционал SolidWorks.

И подтверждение тому — декорации к спектаклям «Пристань», «Евгений Онегин» и «Женитьба». Традиционно в мастерской теат­ра сначала делают макет 1:25, а потом уже непосредственно изготавливают декорации. При этом на создание макета уходит немало времени и дополнительных средств, что сказывается в том числе на себестоимости постановки. Но с использованием современных средств автоматизации производство элементов для постановок становится гораздо более продуктивным: художник может уже на этапе моделирования увидеть все нужные для спектакля декорации и при желании попросить конструктора поменять размеры или фактуру. Естественно, эти параметры все же проще менять сидя перед компьютером, а не ломая и подклеивая дорогостоящий макет. В театре должность специалиста, который проектирует декорацию, прежде чем она попадет на производство, называется технологом по декорациям. Для художника оказывается гораздо более удобным посмотреть различные ракурсы будущего спектакля в трехмерном исполнении. В свою очередь, и производству легче работать с изометрией и аксонометрией, поскольку она более наглядна. Более того, снижается число ошибок, которые появляются при работе с двумерными эскизами.

Театр им. Вахтангова. «Женитьба»

Театр им. Вахтангова. «Женитьба»

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Фрагмент

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Фрагмент

Например, к спектаклю «Женитьба» декорации­конструкции были полностью созданы с помощью SolidWorks: плоские стенки, с косынками, с брусками; мебель, окружение на сцене, архитектурные элементы, карнизы.

Разработанные при помощи технологий SolidWorks элементы декораций после внесения всех изменений распечатываются в масштабе 1:1 и отправляются в сборочный цех. Использование SolidWorks выгодно во всех отношениях, в частности потому, что внесение изменений непосредственно на производстве слишком затратно как по финансам, так и по времени.

Еще один красивый пример применения средств современной автоматизации технологий SolidWorks — качели для спектакля «Евгений Онегин».

Чтобы разработать такого рода конструкцию, достаточно базового функционала SolidWorks: простейшие «Вытяжки» и «Вырезы», элементы «По траектории» и «По сечениям» позволяют оперативно создать необычные архитектурные элементы для спектаклей.

Мариинский театр: «Пеллеас и Мелизанда»

Специалисты­конструкторы известного не только в Петербурге, но и за его пределами Мариинского тетра занимаются проектированием декораций для постановок, а также оборудования для сцены. Основной профиль — цельносварные пространственные конструкции, которые относятся к разделу жестких металлоконструкций. Для разработки изделий и создания документации они используют программный комплекс SolidWorks.

Мариинский театр. «Маргарита и Арман».Фрагмент

Мариинский театр. «Маргарита и Арман».Фрагмент

Сварные конструкции — целое профильное направление для любого производства. Конструкторы­декораторы в основном моделируют лестницы, несущие механизмы кулис. Производству гораздо удобнее получать аксонометрию, нежели плоскую развертку. Меньше головной боли и у конструктора, который с помощью решений SolidWorks передает на производство автоматически созданную спецификацию заготовок. В итоге снижается количество ошибок по вине цеховых рабочих, меньше сроки изготовления изделий. «Иначе бы я все время проводил в цеху», — признается ведущий конструктор Мариинского театра.

Автоматизированная работа с помощью решений SolidWorks помогает конструктору на этапах моделирования, инженерного расчета, создания документации, передачи данных далее на производство. Немаловажно вовремя отреагировать на новые творческие идеи художника, а иногда полезно вернуть все к первоначальному виду без потерь по времени и качеству.

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Декорация в SoldiWorks

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Декорация в SoldiWorks

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Сборка декораций

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Сборка декораций

Например, для балета «Маргарита и Арман» необходимо было изготовить маленькие канделяб­ры, которые на сцене выглядят как свечи, а на самом деле работают от электричества. Основание на роликах — так называемая фурка — было полностью спроектировано в SolidWorks. Так что гости Северной столицы имеют шанс увидеть результат применения средств современной автоматизации, не выходя из зрительного зала.

Кстати, те, кто был в Мариинском театре, представляют себе эту старинную балетную сцену, где канделябры и соответственно ролики технически по планировке стоят на сцене под произвольным углом, то есть каждый ролик должен быть на своей высоте. Более грамотной и наглядной сделать такую сложную конструкцию получилось опять­таки с помощью базового функционала SolidWorks. Для этого было необходимо всего лишь смоделировать площадки и отследить расстояние между роликами. Для маленького, насыщенного элементами каркаса эта задача оказалась не слишком тривиальной, но с использованием 3D­технологий заметно упростилась.

С помощью SolidWorks специалисты Мариинского театра создают не только несущие конструкции, но и декорации, для которых иногда требуется смоделировать сложные формы. Работа с поверхностями, листовым металлом, создание различного рода разверток значительно упрощают задачу изготовления необычных элементов для постановок.

С постановкой оперы «Пеллеас и Мелизанда» вышла интересная история, которой поделились ведущие конструкторы Мариинского театра. Следует учесть, что это был первый опыт работы специалистов в программном комплексе SolidWorks.

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Репетиция спектакля

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Репетиция спектакля

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Фрагмент спектакля

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда». Фрагмент спектакля

Представьте себе большую полукруглую сцену, «декальную» в плане, причем изогнутую необычной волной. Линии деления идут под разными углами, панели в длину 5­6 м, поверхность винтовая. Если развернуть стену, ее суммарная длина может составить 20 м. Проект показался сложным, поскольку на производстве должно было получиться именно так, как заказал художник. В итоге моделирование базировалось на металлоконструкциях, объемных фермах. Когда чертежи, содержащие в основном аксонометрию и сложные разрезы, принесли на производство и собрали декорацию, нужный эффект получился с первого раза. Фантастика? Нет, всего лишь автоматизация.

Пусть самые известные российские театры остаются верны традициям в создании классических постановок или предлагают нестандартные трактовки спектаклей, опер и балетов, но чтобы Снежная королева не растаяла под светом рампы, Татьяна Ларина грациозно качалась на качелях, а гофрированная стена в 20 м выглядела как настоящая, все­таки приходится прибегнуть к современным средствам автоматизации, которым легко обучиться и которые не заставят художника и декоратора заниматься рутинными вещами, а просто… творить.  

Дополнительные источники: http://www.bolshoi.ru/, http://www.vakhtangov.ru/, http://www.mariinsky.ru/

Компания SolidWorks Russia выражает благодарность Государственному академическому Большому театру, Государственному академическому театру им. Евгения Вахтангова и Мариинскому театру за помощь в подготовке статьи.

САПР и графика 6`2014