Информационное моделирование. Внедрение BIM: мифы и реальность
В BIM-технологии (информационное моделирование зданий) заложен колоссальный потенциал повышения рентабельности инвестиционно-строительных проектов. Именно поэтому внедрение BIM в области промышленного и гражданского строительства России является сегодня задачей правительственного уровня, в процесс решения которой вовлечены различные профильные министерства, советы и службы.
Наши эксперты имеют богатый опыт внедрения BIM-технологии, и мы с удовольствием поделимся с вами накопленными знаниями в интересах развития строительной индустрии страны.
Про BIM написано уже очень много. Постепенно это слово укореняется в сознании как простых проектировщиков, так и руководителей. Казалось бы, большинство соглашается, что BIM — это будущее проектирования. Тогда почему успешные проекты внедрения можно пересчитать по пальцам? Думаю, можно выделить две основные причины, мешающие начать внедрение:
- финансовая — не каждая компания может позволить себе покупку дорогого ПО и его внедрение. Последнее, кстати, по цене приближается к стоимости всего программного обеспечения. Сразу замечу, что на самом деле инвестиции в BIM, в случае удачного внедрения, возвращаются в течение двухтрех лет. Но это тема для другой статьи;
- психологическая — страх изменения привычной схемы работы, инерция, неприятие нового подхода на всех уровнях, глубинное непонимание места САПР в деятельности проектной организации.
В этой статье я хочу развенчать некоторые распространенные мифы о внедрении BIM. А поскольку я специализируюсь на Autodesk Revit, то и речь пойдет об этом программном комплексе.
Миф № 1
После внедрения придется кардинально изменить всю технологию проектирования. Кроме того, ГАПы и ГИПы не смогут работать поновому, придется их менять.
Давайте для примера рассмотрим классическую структуру проектного института (неважно, как ведется работа: в AutoCAD или на кульмане).
- ГИП (ГАП) принимает основные решения, генерирует и утверждает общую концепцию проекта, раздает задания, «сводит» (координирует) проект;
- ведущий специалист получает задания от ГАПа (ГИПа), раздает задания исполнителям и проектирует сам, принимает решения и согласует их с руководителем;
- проектировщики высокой категории проектируют свои участки;
- техники оформляют чертежи.
Эта схема универсальна, она основана на общих правилах управления, без учета того, как (в какой программе) разрабатывается документация. И эту схему мы без проблем можем взять за основу при внедрении BIM.
Пример моделей зданий коммерческой недвижимости (торговый центр)
Вы привыкли работать иначе? Мы можем переработать вашу привычную технологию, взяв из нее лучшее и выправив огрехи с помощью возможностей современных программ.
В технической части вопроса все еще проще: мы научим специалистов, дав им новый, наглядный инструмент. Да, он в чемто сложнее привычного AutoCAD, но если мы в самом начале настроим его конкретно под вас, то работать с ним будет проще, наглядней и быстрее. Кстати, работа ГАПа существенно упрощается, если он принимает решения на основе 3Dмодели, а не плоских чертежей. Например, если чтото непонятно, можно за два клика построить разрез, посмотреть на узел в 2D или в 3D и тут же написать замечания… Красота!
Миф № 2
После внедрения Revit все начнут работать в «единой 3Dмодели», поэтому «кривые руки» коллег могут «испортить весь проект и виноватых не найдешь».
На самом деле, в «единой 3Dмодели», созданной в Revit, реализовано четкое распределение прав доступа. Как минимум, существует два варианта организации работы:
- с помощью связанных файлов (когда все видят работу друг друга, но работают в разных файлах, из которых собирается общая 3D модель). Изменять файлы могут только их владельцы;
- с помощью единого центрального файла (в рамках файла выделяются части проекта, на каждую такую часть назначается владелец). Изменять эти части проекта может каждый участник, но только после разрешения владельца.
Другими словами, более защищенный метод совместной работы придумать сложно. Все, кого мы обучали, остались довольны и работают вместе без проблем.
Миф № 3
Производительность компании существенно упадет на первом этапе внедрения.
Стандартный пятидневный курс Revit — это, прежде всего, обучение интерфейсу. За столь короткий срок нельзя досконально изучить программу. Естественно, на пилотном проекте вместо того, чтобы работать, ваши специалисты будут сидеть на форумах, смотреть уроки по Revit в Интернете и в сотый раз изобретать велосипед.
Однако мы учим не только и не столько интерфейсу. Мы передаем опыт, накопленный нашими экспертамипрактиками, обучаем эффективным приемам работы, тем самым «фишкам», которые облегчают жизнь и ускоряют работу. И далее, в работе над пилотным проектом мы оказываем экспертную поддержку. Вы можете обращаться к нам с любыми вопросами, и мы найдем решение.
В итоге на первом этапе внедрения производительность не падает, а растет или хотя бы остается на прежнем уровне. А вот дальше — только рост!
Миф № 4
Revit — программа для эскизного, а не рабочего проектирования.
Да, «рабочку» в Revit делать непросто, особенно тем, кто только что закончил базовое обучение. Тут кроются две проблемы:
- непроработанные стандартные шаблоны, идущие в комплекте поставки, — для того чтобы гарантировать заказчику «быстрый старт» и легкое оформление рабочей документации, мы создали «комплекты адаптации Revit» по всем основным разделам проекта. Они включают настройки оформления проекта по ГОСТу, шаблоны спецификаций с автозаполнением и библиотеки «умных» семейств, максимально автоматизирующих работу;
- недостаточный уровень владения программой после базового обучения — чтобы решить эту проблему, мы разработали специальные курсы по оформлению рабочей документации с использованием наших «комплектов адаптации». Главная задача таких курсов — сформировать системные знания у слушателей, передать опыт, накопленный нашими экспертамипрактиками, обучить эффективным приемам работы, тем «фишкам», которые облегчают жизнь и ускоряют работу;
- главная задача таких курсов – сформировать системные знания у слушателей, что позволит им максимально эффективно и в полном объеме усвоить материал, сформировать теоретическую базу знаний и получить практические навыки работы в Revit.
Пример моделей зданий коммерческой недвижимости (жилые комплексы)
В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на несколько реальных проблем, мешающих успешно закончить начатое внедрение:
- отсутствие полноценного технического задания на внедрение — если его нет, то отсутствует понимание как конечной цели, так и самого процесса. Внедрение становится бесконтрольным и неуправляемым. Соответственно, принимать работу, не имея представления о том, что вы заказали, невозможно;
- отсутствие лица, ответственного за САПР и его модернизацию со стороны заказчика — руководитель проектной компании часто не понимает, что САПР — это очень важная составляющая его бизнеса. Представьте, если бы в фирме не было бухгалтера или на проекте не было бы ГИПа. Между тем, такая парадоксальная ситуация встречается сплошь и рядом — и это считается нормой. Если нет ответственного, любая внедренная технология рушится за полгода! Кроме того, если не придать внедрению официальный статус внутреннего проекта, не выделить на него время — руководители проектных групп будут просто тихо саботировать его, отправляя на обучение не тех, кого нужно, а тех, кого не жалко «сорвать с проекта»;
- отсутствие понимания потребности в стандартизации работы, разработки САПР стандарта предприятия — эту очевидную вещь тоже понимают немногие. Если нет описанной методики работы, отсутствует контроль за ее исполнением, любая внедренная технология рушится с первыми кадровыми изменениями (увольнением или приемом на работу новых специалистов) и даже раньше!
***
Подробнее об этих проблемах и о том, как их избежать, читайте в следующей статье.