Machinator: тренируем инженерное мышление
Инженерное программное обеспечение вообще и системы автоматизированного проектирования в частности имеют репутацию «серьезного» и даже консервативного софта — ведь они создавались не ради развлечения, а для профессиональной разработки сложных технических механизмов и конструкций. Любые модные технологии — облака, мобильность, новые интерфейсы — с недоверием воспринимаются пользователями и довольно сложно приживаются в САПРсреде.
Тем не менее в линейке продуктов компании АСКОН — российского разработчика инженерного программного обеспечения, уже больше года существуют четыре мобильных приложения: одни являются полноценными рабочими инструментами инженера, позволяющими ему работать с чертежами и просматривать 3Dмодели в удаленном режиме; другие имеют развлекательный характер, но относятся скорее к разряду интеллектуального времяпрепровождения. Этот обзор посвящен как раз одному из них.
Machinator (от лат. — «изобретатель») — игровое мобильное приложение для взрослых и детей, позволяющее собирать на скорость интересные трехмерные модели различной степени сложности и тренировать инженерное мышление в трехмерном пространстве (рис. 1).
Рис. 1. Главное окно игры
Первая версия игры была выпущена под операционную систему iOS. Позднее появились версии под Android и операционные системы Windows 8/RT и Windows Phone 8. С этого момента игра перестала охватывать только популярные мобильные платформы и сделалась доступной для пользователей персональных компьютеров.
С момента выхода Machinator количество скачиваний игры достигло практически 119 тыс. Особую популярность 3Dпазл приобрел среди пользователей России, Украины, Бразилии, США и Китая.
Высокий интерес геймеров к игре проявился практически сразу после ее официального релиза: в первый уикенд «проката» Machinator скачали более 11,5 тыс. раз. Это позволило новинке попасть в рейтинг самых популярных игровых приложений в AppStore и занять шестое место в категории головоломок.
Machinator имеет собственный «магазин», в котором игрок может выбрать из предложенных вариантов любую бесплатную или платную модель (рис. 2). Сейчас в Machinator представлено 70 объектов для сборки, имеющих разный уровень сложности и разное число деталей — от 8 до 307 (рис. 3). Каталог всех моделей с указанным количеством составных компонентов можно просмотреть на сайте игры www.machinatorgame.ru.
Рис. 2. Примеры моделей, доступных для сборки в игре Machinator
Рис. 3. Модели с наибольшим количеством деталей
Модели в игре отсортированы по следующим категориям:
- «мои» — модели, которые пользователь хотя бы раз собирал;
- популярные;
- платные;
- бесплатные;
- все модели.
Представленные модели очень разнообразны по своей природе, поэтому каждый сможет выбрать конструктор по душе. В силу соревновательного характера приложения одну и ту же модель пользователям интересно собирать несколько раз, сокращая время сборки.
После выбора модели игрок может приступить к сборке, причем начинать ее можно с любой из деталей, главное — найти место детали в пространстве. Время, которое игрок тратит на сборку, фиксируется с помощью таймера. В случае затруднения разрешается прибегнуть к подсказке, но за ее использование добавляется штрафное время. Своими достижениями можно поделиться с другими игроками, отправив итоговую сборку на свою страничку в социальной сети Facebook (рис. 4 и 5).
Рис. 4. ТОП-10 самых быстрых игроков в сборке модели экскаватора
Рис. 5. Лучшие игроки в ТОП-100 пользователей
Рис. 6. Интерфейс для загрузки модели в игру
Интересной особенностью Machinator является живое участие пользователей в развитии игры и пополнении «парка» моделей. По заявлению разработчиков, автором модели для игры может стать каждый. Единственное условие — модель должна быть создана в системах автоматизированного проектирования КОМПАС3D или КОМПАС3D Home. Предложить модель можно в специальном разделе на официальном сайте игры (рис. 6). Для того чтобы повысить шансы модели на попадание в игру, разработчики рекомендуют:
- исключать создание тел в сборке;
- исправлять появляющиеся ошибки в дереве построения;
- избегать сочетания деталей слишком больших размеров и слишком маленьких;
- умеренно относиться к использованию стандартных изделий;
- не перенасыщать сборочную модель количеством деталей.
Кроме того, игра постепенно пополняется моделями участников Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3Dмоделирования», который АСКОН проводит среди студентов и школьников. За свою недлинную историю существования Machinator обрел и собственный конкурс моделей — Machinator’s challenge, по итогам которого в игре появились цербер, робот и трактор (рис. 7).
Рис. 7. «Cerber», автор Станислав Шарыгин (г.Набережные Челны) — победитель Machinator’s challenge
Рис. 8. Грузовик КрАЗ-255 — прототип будущей модели
Как пользователь системы КОМПАС3D Home, я решил не откладывать создание моделей для Machinator на потом. Специально для игры был смоделирован старый армейский автомобиль КрАЗ255, известный в народе как «Лаптёжник» (рис. 8). Сейчас модель уже доступна для сборки в игре.
При моделировании я руководствовался рекомендациями разработчиков, приведенными выше. Отдельно отмечу, что мне тоже показалось не очень интересным собирать крупногабаритные модели с большим числом стандартных изделий, особенно если их много одного и того же типоразмера, одинаково сориентированных в пространстве. Поэтому в модели КрАЗ стандартные изделия я исключил полностью. Перед соблазном создать покрышки с протектором я всетаки не устоял, но это не помешало модели попасть в игру (рис. 9).
Рис. 9. Модель автомобиля КрАЗ в игре Machinator
Machinator — игра не только для взрослых, имеющих инженерное образование. Приложение наверняка привлечет внимание любознательного малыша, поможет родителям заложить у него основы инженерного мышления, даст ему возможность разобраться в устройстве окружающих его предметов и механизмов, будь то велосипед, трактор или самолет. Кроме того, multitouchустройства способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Уверен, что вскоре Machinator разделит свою глобальную популярность с системой 3Dмоделирования для домашнего использования КОМПАС3D Home. И тогда, возможно, ктонибудь в США или Китае создаст модель своего любимого автомобиля и поделится ею не только со своими друзьями, но и с пользователями всего мира.