10 - 2014

Lotsia PLM 5.50 — современное решение по управлению жизненным циклом продукции

Николай Ширяев, Виктор Афанасьев, Дмитрий Садовников

Выпущенная в апреле 2014 года версия 5.50 отечественного решения по управлению жизненным циклом продукции Lotsia PLM, разработанного группой компаний «Лоция Софт», за прошедшее время получила ряд новых функций. В данной статье рассматриваются основные функциональные возможности версии 5.50, а также отдельные усовершенствования, внесенные уже после выпуска в новые сборки программного обеспечения.

С учетом сложившейся международной ситуации и сделанного руководством страны акцента на необходимость импортозамещения, в статье также рассматриваются особенности решения, позволяющие ему успешно конкурировать на российском рынке с зарубежными аналогами.

Ориентация на реальные потребности предприятий

При внедрении PLM­технологий в некоторых случаях происходит подмена целей внедрения, и PLM рассматривается не как средство повышения эффективности работы предприятия, а как автоматизация ради автоматизации. И на первый план выносятся разного рода «украшательства» и «рюшечки», имеющие крайне малое отношение к реальным потребностям проектировщиков и производства. Но нельзя забывать, что использование, например, облачных решений или сенсорных экранов никоим образом не поможет разработать и произвести в сжатые сроки качественную продукцию, если не будет обеспечена целостность и непротиворечивость данных.

В противоположность к такому подходу, решение Lotsia PLM изначально нацелено на максимальную эффективность применения в условиях отечественных проектных предприятий. Это достигается как за счет поддержки отечественных стандартов наряду с международными, так и за счет использования интеллектуальных механизмов и бизнес­логики, позволяющих быстро адаптировать систему к потребностям предприятия. При этом особое внимание уделяется надежности и производительности работы системы с большими массивами данных, а также защите от несанкционированного доступа при совместной работе пользователей.

Не осталось без внимания и упрощение работы сотрудников за счет использования автозаполнения полей форм и наследования данных. Это существенно сокращает время, затрачиваемое на рутинные процедуры, и снижает вероятность появления ошибок, связанных с человеческим фактором.

Входящие в состав решения программы — Lotsia PDM PLUS, Lotsia WEB, Lotsia ERP — и опциональные модули позволяют обеспечить в рамках единой информационной среды управление данными о продукции на протяжении всего ее жизненного цикла.

А бесплатно поставляемые в составе решения шаблоны настроек для конкретных отраслей и вертикальных решений позволяют свести к минимуму затраты на первоначальное внедрение системы.

Гибкость и переносимость решения

Вводимые западными странами санкции на поставку высокотехнологичной продукции уже отчасти затронули и PLM­решения. В связи с этим на первый план выходит возможность максимальной защиты инвестиций предприятия при возможной смене программной платформы, вызванной действием экономических санкций. Решение Lotsia PLM изначально разрабатывалось как максимально гибкое и переносимое, позволяющее, в частности, выбрать для работы системы СУБД, наиболее подходящую для решения задач конкретного предприятия (например, Sybase SQL Anywhere),
и в дальнейшем, при необходимости, сменить ее на другую СУБД (например, MS SQL Server или Oracle) без потери данных и с минимальными трудозатратами.

В настоящее время также рассматриваются вопросы обеспечения совместимости Lotsia PLM с такими отечественными СУБД, как «Линтер». Сроки реализации данного проекта будут зависеть от заинтересованности пользователей.

Важным фактором, определившим успех Lotsia PLM, также является отсутствие ориентации на какого­либо одного разработчика САПР — система изначально предназначена для управления данными (чертежами,
3D­моделями и т.п.), созданными в различных системах. При этом в рамках одного проекта или состава изделия могут применяться файлы различных форматов — как в оригинальных форматах средств разработки, так и вторичных представлений.

Новый подход к работе с документами

К сожалению, на ряде предприятий еще сохранилась практика согласования документов в бумажном виде. Внедрение Lotsia PLM позволяет отказаться от этой устаревшей практики, существенно высвободив время сотрудников для производительной работы.

Решение позволяет автоматизировать работу крупных предприятий и многопрофильных холдингов, имеющих несколько филиалов (обособ­ленных подразделений). За счет грамотного использования уникальных кодов филиалов можно гарантировать, что целостность и уникальность данных не будет нарушена.

При этом с помощью подсистемы управления бизнес­процессами и автоматизации документооборота реализуются такие удобные для пользователей механизмы, как рейтинговое голосование, динамическое распараллеливание работ, замена пользователей, автоматическая смена прав доступа к информации по достижении заданного этапа жизненного цикла, контроль исполнения, интеграция с внешними системами электронной почты. В версии 5.50 для почтовых папок добавлена возможность настройки списка колонок в окне «Задания и сообщения» (рис. 1). Для работ Workflow в версии 5.50 можно создать атрибуты карт. При каждом запуске работы и в ходе ее выполнения значения этих атрибутов могут быть сформированы требуемым образом и использованы, в том числе, при настройке почтовых папок пользователей. Также в шаблонах работ для объекта типа «Задача» добавлено свойство «ID заменяемого исполнителя».

Рис. 1. Для почтовых папок добавлена возможность настройки списка колонок

Рис. 1. Для почтовых папок добавлена возможность настройки списка колонок
в окне «Задания и сообщения»

А использование опционального модуля сертифицированной электронной цифровой подписи позволяет гарантировать подлинность документов. Все это дает возможность создать единое динамичное информационное пространство предприятия и предоставить руководству актуальную информацию о состоянии бизнес­процессов.

Одновременная работа и доступ к данным

Входящее в состав решения Lotsia PLM программное обеспечение Lotsia PDM PLUS позволяет организовать защищенное хранение фактически неограниченного объема информации. При этом документы (файлы) могут размещаться в одном или нескольких файловых хранилищах. В зависимости от используемых средств доступ к данным может быть организован как по локальной сети, так и с использованием удаленного доступа (как через VPN, так и по FTP или посредством обычного веб­браузера).

При всех вариантах организации доступа обеспечивается разграничение прав доступа пользователей к файлам, а также ведется протоколирование их действий. В версии 5.50 в список «Связанные» для документов и версий документов добавлена возможность просмотра истории документа, что сделало работу контролирующих сотрудников еще более удобной (рис. 2).

Рис. 2. В список «Связанные» для документов и версий документов добавлена возможность просмотра истории документа

Рис. 2. В список «Связанные» для документов и версий документов добавлена возможность просмотра истории документа

Даже при сбое файлового сервера это событие не останется незамеченным — в историю документа добавится статус «Физическая ошибка библиотеки». При необходимости возможна миграция хранилища документов с одного физического ресурса на другой — это штатная процедура, описанная в документации и не вызывающая технических затруднений.

В версии 5.50 расширена функциональность по импорту пользователей из MS ActiveDirectory (AD). На первой вкладке мастера импорта добавлен флажок «Режим создания логина пользователю». При выборе этого режима на следующей странице мастера предлагается ввести строку поиска пользователя в AD. После подтверждения найденного пользователя AD отображается страница с выбором сопоставляемого пользователя Lotsia PDM PLUS.

При работе большого количества сотрудников над сложными проектами Lotsia PDM PLUS позволяет обеспечить устойчивый баланс между необходимостью предоставления пользователям информации о сделанных другими наработках, оптимизацией трафика и защитой данных от несанкционированного доступа.

Интеграция данных и распространение изменений

При разработке и производстве высокосложных изделий, когда совместно работают сотни специалистов, необходимость обеспечения их актуальной информацией о состоянии работ по проекту сложно переоценить.

При этом для каждого пользователя или группы пользователей в Lotsia PLM можно создавать собственную рабочую среду, максимально удобную и оперирующую едиными данными. Визуальный редактор интерфейсных форм позволяет администратору легко настроить отображение информационных и поисковых окон, отчетных форм и меню именно так, как это удобно конкретному специалисту. В редакторе форм версии 5.50 системы Lotsia PDM PLUS визуализация выделения всех элементов приведена к общему новому виду, что еще больше упрощает настройку интерфейса (рис. 3).

Рис. 3. В редакторе форм визуализация выделения всех элементов

Рис. 3. В редакторе форм визуализация выделения всех элементов
приведена к общему новому виду

При проведении изменений возможно обеспечить оповещение всех заинтересованных лиц. При этом, в отличие от ряда других систем, при внесении изменений можно ограничить их распространение с помощью бизнес­логики, предотвратив тем самым потенциальные нежелательные последствия.

При большой загрузке исполнителя удобно использовать функцию автофильтрации текущих заданий (рис. 4) из соответствующего предопределенного отчета. В автофильтр добавлена возможность указания условий фильтрации. При обновлении отчета автофильтр не сбрасывается.

Рис. 4. Текущие задачи с включенным автофильтром

Рис. 4. Текущие задачи с включенным автофильтром

Коснулись усовершенствования и интерфейсов к САПР. В частности, в модуле интег­рации для приложения AutoCAD перехватываются команды «Вставка блока» и «Вставка облака точек (rcs)». А в функции DocBlueSign (действия над объектами) добавлена возможность вставки в чертеж AutoCAD
dwg­файлов в виде блоков. При этом положение вставки блока определяется параметрами «x», «y» и «zoom». Также добавлена поддержка интеграции с новой версией Autodesk AutoCAD 2015.

В целях предотвращения ошибок, связанных с человеческим фактором, в свойствах приложения можно указать допустимые направления синхронизации данных.

Повышение производительности при работе с большими массивами данных

В версии 5.50 решения Lotsia PLM было сделано многое для повышения производительности работы системы с большими массивами информации без ущерба надежности. Была существенно повышена скорость обработки задач сервером автоматических этапов. В журнале сервера автоматических этапов теперь регистрируется факт чтения очереди заданий. Также для сервера автоматических этапов добавлен монитор производительности, позволяющий определять ресурсоемкие операции, что упрощает оптимизацию бизнес­процессов предприятия. При этом если даже сервер автоматических этапов аварийно завершил свою работу при выполнении особо ресурсоемкой задачи, то при следующем его запуске в журнале будет отображена информация об этой задаче.

Многие пользователи решения Lotsia PLM активно используют функции выгрузки отчетов на бланки офисных приложений (следует напомнить, что именно компания «Лоция Софт» первой на отечественном рынке внедрила данный функционал в PDM/PLM­решения). При сохранении отчетов в формате Microsoft Office файлы xlsx в версии 5.50 формируются без участия Microsoft Excel. Также при выгрузке отчетов в формат xlsx в разы повышена скорость экспорта, что наверняка обрадует сотрудников, занимающихся формированием отчетных документов.

Протокол lotsia — еще один шаг к повышению гибкости системы

В версии Lotsia PDM PLUS 5.50 в систему был добавлен новый протокол lotsia, который регистрируется в операционной системе и обеспечивает поддержку внешних ссылок на объекты, версии документов и действия над объектами. Включение/выключение поддержки протокола lotsia может быть осуществлено централизованно через настройки интеграции для групп рабочих мест.

Единое ядро для множества отраслевых и вертикальных решений

С самого начала разработки решения Lotsia PLM группой компаний «Лоция Софт» была сделана ставка на его универсальность. Время подтвердило правильность данной стратегии — в настоящее время решения на основе Lotsia PLM и входящих в него программ используются в 28 отраслях. При этом наиболее успешные внедрения реализованы не только в машиностроении, но и в проектных организациях, нефтегазовой и авиационно­космической отраслях, в энергетике и приборостроении.

Шаблоны настроек отраслевых и вертикальных решений доступны бесплатно по запросу, а наиболее популярные шаблоны настроек для машиностроения и проектных организаций можно скачать с сайта www.lotsia.com в комплектах полнофункциональных демонстрационных версий программы Lotsia PDM PLUS. Как показывает практика, на основе данных шаблонов возможна быстрая адаптация решения под специфику предприятия даже без привлечения внешних консультантов, силами только сотрудников служб автоматизации.

Экономическая эффективность

Рост курса доллара и евро и вызванное этим подорожание зарубежного программного обеспечения, а также сокращение бюджетов ИТ­служб в очередной раз показали пагубность зависимости информационных технологий от импорта. В этих условиях отечественные программные решения с установленной фиксированной ценой в рублях получают очевидное конкурентное преимущество. В случае с Lotsia PLM это преимущество усиливается за счет использования конкурентной (плавающей) модели лицензирования и накопительных скидок при увеличении количества используемых лицензий.

Таким образом, в текущих условиях Lotsia PLM 5.50 является, возможно, одним из лучших PLM­решений для отечественных предприятий. 

САПР и графика 10`2014

Популярные статьи

BIMbox — комплексное внедрение BIM на платформе Autodesk Revit

Автор рассказывает о новом продукте, предоставляемом компанией CSD на рынке САПР в области внедрения технологий информационного моделирования, — BIMbox

Репортаж с конференции «Год в Инфраструктуре 2017»

В октябре состоялась ежегодная конференция, организованная компанией Bentley Systems, — «Год в Инфраструктуре 2017». В этот раз организаторы впервые провели конференцию в Азии, а именно в Сингапуре. Местом проведения был выбран конференц­центр Sands Expo и выставочный центр первоклассного отеля Marina Bay Sands

В новейшей версии системы NX от Siemens представлены средства междисциплинарной разработки изделий, реализованные на единой платформе

В новой версии системы NX реализовано новое поколение решений для конструкторско-технологической подготовки производства и численного моделирования, достигнуто полное объединение процессов проектирования электрических и механических узлов, а также систем управления на основе тесной интеграции с системами Mentor Graphics, Capital Harness и Xpedition