11 - 2014

Autodesk University Russia 2014. Репортаж с места события

Дмитрий Красковский

В Москве 1­2 октября состоялось крупнейшее в России ежегодное мероприятие в области проектирования, анимации и графики — Autodesk University Russia 20141 (AU). В этот раз AU проходил на одной из крупнейших выставочных площадок Москвы — конгрессно­выставочном центре «Сокольники». Мероприятие, традиционно собирающее большое количество ведущих специалистов из различных отраслей проектирования, конструирования, автоматизации промышленности и визуализации, давно уже пользуется большой популярностью. Участие в нем позволяет не только ознакомиться с новыми версиями ПО компании Autodesk, но и узнать об основных тенденциях рынка из уст ведущих отечественных и зарубежных экспертов, найти новых деловых партнеров и единомышленников, да и просто обменяться опытом.

В этом году AU за два дня работы посетили около 1700 участников и было прочитано более 250 докладов. AU Russia 2014 стал также рекордным по количеству иностранных гостей. Только в официальной программе зарубежных докладчиков было заявлено 30 человек.

Ролланд Зеллес на открытии AUR 14

Ролланд Зеллес на открытии AUR 14

Свой доклад на открытии AU 2014 Ролланд Зеллес, вице­президент Autodesk в регионе EMEА, начал со слайда, на котором были изображены футболисты: «То, каким станет для миллионов людей Чемпионат мира по футболу в России в 2018 году, во многом зависит от пользователей Autodesk, — начал свое выступление г­н Зеллес. — Впрочем, как и многие другие события планетарного масштаба, которые состоятся в мире в ближайшие десять лет. За последние годы сформировался новый образ потребителя, который способен влиять на технологии. Проекты будущего не обойдутся без 3D­печати и ресурсосберегающих технологий. Мы наблюдаем тенденции объединения программного обеспечения и оборудования в единую технологию, рост значимости энергоэффективного проектирования». 

Джорнад Брандт, промышленный футурист Autodesk, на открытии AUR 14

Джорнад Брандт, промышленный футурист Autodesk, на открытии AUR 14

Официальный запуск российского подразделения Autodesk Consulting объявлен 1 октября 2014 года

Официальный запуск российского подразделения Autodesk Consulting объявлен 1 октября 2014 года

«Кроме того, сегодня все дисциплины работают в единой связке, — продолжил Ролланд Зеллес. — И это заметно не только при общем взгляде на промышленность, но и при внимательном изучении программы открывающегося сегодня AU Russia 2014. Раньше мы были уверены, что архитекторы должны знать всё про архитектурные продукты, машиностроители — про продукты машиностроения. Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с мультидисциплинарными проектами и необходимостью мыслить шире».

Следующим на сцену вышел Алексей Рыжов, президент Autodesk в России и СНГ: «Кому­то кажется, что время новых технологий начнется завтра, что сегодня слишком рискованно, слишком рано их внедрять. В то же время многие наши пользователи решили не ждать лучших времен и начали менять будущее уже сегодня».

Рассказ о самых интересных и важных проектах последнего года, созданных с использованием продуктов Autodesk, Алексей Рыжов начал с темы проектирования автомобильных дорог, при работе с которыми применялась технология концептуального проектирования. Г­н Рыжов вспомнил о таких проектах, как мост через Керченский пролив, «Хорда между трассой “Москва­Дон” и подъездом к аэропорту Домодедово» («Автодор»), «Застройка поймы Москвы­реки» («НИиПИ Генплана»), проект дорожной развязки с применением 4D­ и 5D­моделирования компании «СОДИС». Еще один дорожный проект, упомянутый Алексеем Рыжовым, — это реле, спроектированное НПО «Прибор». Оно позволяет управлять освещением на автотрассах посредством sms­сообщений.

Гоночный болид студентов МАМИ, созданный с помощью ПО Autodesk

Гоночный болид студентов МАМИ, созданный с помощью ПО Autodesk

В зоне технических инноваций на AUR 14

В зоне технических инноваций на AUR 14

В продолжение спортивной темы, затронутой предыдущим докладчиком, Алексей Рыжов отметил два проекта, в которых технология BIM на основе Autodesk Revit была применена для строительства стадионов. Так, компанией AECOM был спроектирован уже действующий стадион «Спартак», а компания «ВиПС — КБ Высотных зданий» разработала проект стадиона «Зенит», за строительством которого пристально следят болельщики. Алексей отметил, что возведение спортивных сооружений всегда сопровождается строительством инфраструктурных объектов, упомянув в качестве примера гостиницу в Краснодаре, спроектированную бюро «Атриум» в рамках подготовки ЧМ 2018.

Важной тенденцией, по словам Алексея Рыжова, стало появление небольших проектов, созданных на основе BIM­технологии, таких как проект больницы компании «Графика Инжиниринг» в Томске.

Говоря о промышленном проектировании, Алексей уделил особенное внимание большим сборкам. Лидер российского Autodesk вспомнил компанию «Вега­ПРО», которая с помощью Autodesk Inventor и PDM­системы Autodesk Vault реализовала проект, состоящий из 180 тыс. деталей. Еще одно новое и приоритетное для Autodesk направление — это проектирование трубопроводов в AutoCAD Plant 3D.

Анастасия Морозова, руководитель направления

Анастасия Морозова, руководитель направления
«Архитектура и строительство» на открытии AUR 14

Завершил Алексей Рыжов свое выступление рассказом о ярких проектах в области анимации и графики, интересных многим присутствующим не только с профессиональной точки зрения. Так, была упомянута сделанная в 3ds Maх игра компании Gaijin под названием WarThunder. Также была анонсирована новинка компании Wargaming, автора суперпопулярной World Of Tanks, посвященная теме военного флота. При разработке этой игры использовалась Autodesk Maya. Из анимационных проектов Алексей Рыжов выделил работу компании «ДА­Студия», которая скоро выпустит в прокат полнометражный мультфильм «Сергий Радонежский».

В конце своего выступления Алексей обратил внимание на студенческий проект гоночного болида, реальное воплощение которого каждый гость смог увидеть своими глазами. Он был создан студентами МАМИ и МАДИ в Autodesk Inventor в рамках проекта Formula Students.

Особенно важно сказать, что Алексей объявил о появлении в СНГ нового подразделения Autodesk Consulting, которое будет помогать пользователям Autodesk стать не менее успешными, чем упомянутые в его выступлении компании.

Одним из наиболее интересных докладов на AU 2014 был доклад Давиде Томасси (Davide Tomassi), компания ICM, Италия. После окончания доклада мне удалось побеседовать с Давиде, в результате чего и получился данный материал.

Дмитрий Красковский: Во время презентации был представлен проект по расширению Панамского канала. Расскажите вкратце о нем.

Давиде Томасси: Правительство Панамы в свое время объявило тендер на глобальный проект по расширению Панамского канала. Компания ICM получила приглашение поучаствовать в тендере на проектирование и изготовление линии по камнедроблению. (Камнедробление — это процесс подрыва гор и скальных пород, которые в дальнейшем идут на дробление). Речь идет о 2009 годе — в то время наша компания представляла собой компанию­малютку, имевшую минимальный потенциал и штат. По результатам тендера нас пригласили на собеседование и сказали, что мы являемся первыми по трем аспектам, которым необходимо было соответствовать в тендере. Это экономика, технологический аспект и время на изготовление и поставку оборудования. Во всей этой истории было важное обстоятельство: заказчик выдвигал очень жесткие требования по срокам поставки. Это было одно из основополагающих условий, и в случае его несоблюдения вступали в силу очень жесткие штрафные санкции.

Давиде Томасси, инженер ICM

Давиде Томасси, инженер ICM

Оборот нашей компании в 2009 году составлял около 5 млн евро в год, а общая сметная стоимость нашей части этого проекта была равна 36 млн евро. И несмотря на то, что мы по всем перечисленным выше критериям были первыми, у заказчиков все равно были серьезные опасения, что мы провалим проект из­за малочисленности персонала. Успокоились представители тендерного комитета только тогда, когда мой шеф, хозяин компании, вытащил из своего чемодана огромную пачку чертежей с детализацией и со всеми необходимыми параметрами и выкладками и сказал, что 70% проекта у него уже готово. После этого мы показали список поставщиков, в частности производителей стали, которые являются лидерами в своем секторе на европейском рынке. Увидев этот список и узнав, кто наши поставщики по разным элементам проекта, заказчики окончательно успокоились.

Д.К.: Какова конкретная роль вашей компании в этом проекте?

Д.Т.: Наша компания не является производителем, то есть в рамках нашей компании мы ничего не производим. Наша специализация — проведение проектных работ и общая организация поставок оборудования на площадку. Наша задача — поставить на площадку оборудование в срок и в соответствии с технической спецификацией, а затем произвести шеф­монтаж оборудования. Это означает, что мы должны жестко контролировать работу всех сборщиков и монтажников. В данном случае это были панамцы.

Д.К.: Обучением тоже пришлось заниматься?

Д.Т.: Да, обучение персонала тоже входит в рамки нашей компетенции.

Д.К.: Когда ваш директор говорил о готовности 70% проекта, это все на бумаге было?

Д.Т.: Да, это были бумажные чертежи, хотя у нас, конечно, была и их электронная версия. Но она не потребовалась, потому что мы сказали — на бумаге изложена вся конкретика, это не иллюзия, это готовый к использованию продукт.

Д.К.: Какова численность вашей компании, и сколько специалистов работало над проектом?

Д.Т.: Непосредственно в проектных работах было задействовано десять человек, из них восемь приглашенные, то есть фрилансеры. А в общей сложности, включая работу по логистическим схемам и административно­организационным вопросам, было занято примерно 15 человек.

Д.К.: Как я понял, всё проектировалось в Autodesk Inventor?

Д.Т.: Абсолютно всё.

Д.К.: А расчеты на прочность проводились?

Д.Т.: Безусловно. Эта работа была поручена одному из наших независимых привлеченных проектировщиков.

Д.К.: У вас в докладе был интересный момент — описание характеристик компьютера. 64 Мбайт памяти — это не мало?

Д.Т.: Я бы сказал — это избыточно: задействуется практически только половина этой памяти.

Д.К.: Вернемся к чертежам. Была ли выполнена какая­нибудь визуализация в 3D?

Д.Т.: Мы предоставили картинки, выполненные с помощью Autodesk Inventor. Если вы смот­рели нашу презентацию, то видели, что там присутствует целая подборка слайдов. Всё это мы клиенту и отдали. Но сначала представители клиента приезжали к нам в проектное бюро, чтобы в 3D­изображении увидеть модель.

Д.К.: Вы сказали, что были приглашены проектировщики­фрилансеры. Как вы нашли их?

Д.Т.: Перед тем как прийти в компанию ICM, я занимался обучением людей для работы с продуктами компании Autodesk. Для этого конкретного проекта по Панамскому каналу я подбирал специалистов, с которыми был лично знаком, а следовательно, знал, что на них можно положиться.

Д.К.: Сегодня в России, в принципе, очень большая проблема — это молодые специалисты. У вас такая проблема существует?

Д.Т.: Для нас это тоже головная боль. Потому что молодежь в последнее время с неохотой идет обучаться на специалистов в производственную сферу, потому что это то самое направление профессиональной деятельности, которое требует самоотдачи, увлеченности и страсти к этой работе.

Д.К.: Понятно, я думал только у нас такой бардак.

Д.Т.: Я считаю, что в первую очередь это вина СМИ. Потому как молодежь сегодня воспитывается телевизором, а там в основном рассказывают о том, как легко срубить бабок и красиво при этом жить. Естественно, голова у них начинает кружиться.

Д.К.: И наконец, традиционный для нашего журнала вопрос — что бы вы пожелали нашим читателям?

Д.Т.: Я бы пожелал читателям журнала (и неспроста это пожелание от меня звучит), чтобы человеку посчастливилось попасть в такую компанию, которая бы и занималась углублением его знаний в этой области, и формировала его. Потому что компания, которая не вкладывает деньги в образование и совершенствование своего персонала, обладает очень низким потенциалом и у нее недалекие горизонты.

Расширение Панамского канала — сложнейшая инженерная задача за последние 10 лет

Расширение Панамского канала — сложнейшая инженерная задача за последние 10 лет

Расширение Панамского канала — сложнейшая инженерная задача за последние 10 лет

Расширение Панамского канала — сложнейшая инженерная задача за последние 10 лет

Расширение Панамского канала — сложнейшая инженерная задача за последние 10 лет

По окончании презентации Алексея Рыжова гостям вновь предложили перенестись во времени вместе со штатным футуристом Autodesk Джорданом Брандтом (Jordan Brandt). Он пообещал пользователям Autodesk, что скоро проектировщики будут полностью избавлены от рутинных операций, а главную работу инженер будет осуществлять на этапе концептуального проектирования. «Вспомните, сколько раз вашей компании приходилось создавать однотипные или даже одинаковые изделия. В наших силах передать эту работу роботу, научив его действовать самостоятельно на основе огромного массива ранее уже созданной нами информации. При этом робот будет обращаться к данным, размещенным нами в облаке, и действовать по заданному нами алгоритму. Все знают, как Google умеет распознавать лица и животных. То же самое будет происходить с деталями сборок и частями архитектурных объектов».

Марина Король, генеральный директор компании «Конкуратор», проводит мастер-класс по внедрению BIM

Марина Король, генеральный директор компании «Конкуратор», проводит мастер-класс по внедрению BIM

Далее работа AU 2014 разбилась на отдельные секции, проходящие в многочисленных залах выставочного центра «Сокольники». Нужно отметить, что в этот раз, по сравнению с прошлым годом, всем желающим места хватило и никто не стоял в проходах, что еще раз подтвердило правильность выбора места проведения AU 2014.

Итак, расскажем по порядку, что интересного было на секциях.

Секция BIM

Важным событием AU Russia стала презентация «Внедрение BIM. Тайны BIM­лидеров». Здесь Анастасия Морозова, руководитель направления «Архитектура и строительство», собрала представителей организаций, дальше других продвинувшихся на пути внедрения BIM. «Это компании, которые добились результата от внедрения новой технологии. Они уже достигли BIM Level 2 или Level 3 и не путают 3D­модель с моделью информационной». Анастасия представила шесть компаний BIM­лидеров, отвечающих этим критериям: EtalonGroup, «Проектный Портал», «СПб Реновации», «Сибтехпроект», «СОДИС» и «Легион­проект». Представители этих компаний вышли на сцену с небольшими презентациями, главной темой которых стали ошибки, допущенные при внедрении BIM, а также тайны, которые им на собственном опыте удалось постичь.

«В этом году мы специально не стали говорить о результатах внедрения BIM — в том, что эта технология способна влиять на эффективность и помогает выигрывать тендеры, уже никого убеждать не надо, — говорит Анастасия Морозова. — Более того, в этот раз впервые мы постараемся не говорить о программных продуктах, сделаем акцент на внедрении».

Среди типичных ошибок, названных BIM­лидерами, были упомянуты следующие:

  • работа в BIM не на основе стандарта;
  • чередование технологий, возврат к САПР при необходимости выполнить «горящий» проект;
  • внедрение «снизу», без активного вовлечения руководства;
  • внедрение на горящих проектах;
  • экономия на «железе».

Алексей Семин («Сибтехпроект») предложил «создавать семейства» не только в Autodesk Revit, но и внутри коллектива. По его словам, одна из тайн успешного внедрения BIM — это грамотная работа с персоналом, создание благоприятной атмосферы, в которой общаются и обмениваются опытом, в том числе и в неформальной обстановке.

Машиностроительная секция 

Машиностроительная секция AU Russia 2014 заметно расширилась по сравнению с прошлым годом. «Мы разделились по областям, — рассказывает Андрей Виноградов, инженер направления «Машиностроение» Autodesk. — Была организована целая секция по приборостроению с полным рабочим днем докладов, большой блок по инженерным расчетам и анализу. В машиностроительной части — много иностранных выступающих, среди которых особо хочется отметить важный программный доклад Давиде Томмаси (Davide Tommasi) из итальянской компании ICM. В прошлом году на AU Russia я говорил о философии больших сборок, подчеркивая, что в крупном проекте всем между собой договориться крайне сложно. И вот Давиде Томмаси показал, как итальянские инженеры сумели договориться и теперь эффективно работают над проектированием больших сборок. Он рассказал о проекте по расширению Панамского канала, в котором было до миллиона деталей в Inventor, и показал реальное видео сборки горнодобывающего проекта из 800 тыс. деталей. Здесь был задействован весь инструментарий, описанный мною в прошлом году, и все рекомендуемые подходы к большим проектам — подстановки, совместная работа, скелетное моделирование. Это было логическое продолжение прошлогоднего доклада, и я рад, что так получилось. Это очень ценный практический урок для наших инженеров и проектировщиков». 

Евгений Лесников, руководитель направления «Машиностроение» Autodesk в России и СНГ

Евгений Лесников, руководитель направления «Машиностроение» Autodesk в России и СНГ

Анимация и графика

В секции «Анимация и графика» было представлено 15 докладов. Эдуард Ким, менеджер по развитию бизнеса отдела M&E в России, рассказывает: «Важной темой в нашей секции стал продукт Maya LT. Это доступная для небольших инди­студий версия Maya, которая уже пользуется популярностью в Европе и теперь, надеюсь, завоюет отечественных пользователей. На AU Russia инициативу по ее продвижению взяли на себя наши партнеры. Так, Антон Чугай из Softline посвятил сравнению Maya LT и стандартной Maya отдельный доклад. К сожалению, из­за неожиданной болезни в Москву не смог приехать Алекс Хорст (Alex Horst), специалист по 3ds Max. Благодаря активистам Сообщества пользователей Autodesk Андрею Плаксину и Дмитрию Чехлову у нас получилось буквально за два дня «спасти» программу. Хочется верить, что наша секция получилась не менее интересной, чем мы ее задумывали изначально. Всего теме анимации и графики было посвящено 15 выступлений. Спасибо всем докладчикам и гостям AU Russia 2014!»

Во время конференции мы встретились с Андреем Булановым, заместителем директора по информационным технологиям и автоматизации процессов проектирования, ОАО «ЦПТИ», который любезно согласился ответить на наши вопросы.

Дмитрий Красковский: Андрей, для начала давайте проясним один момент. Ваша организация называется ЦПТИ, а во время доклада прозвучало другое название — ТВЭЛ. Какое же название более корректно применять по отношению к проекту, о котором вы рассказывали на выступ­лении?

Андрей Буланов: ЦПТИ — Центральный проектно­технологический институт — является дочерней компанией ТВЭЛ. Он был создан для обеспечения производственных мощностей ТВЭЛ проектной поддержкой, то есть для проектирования производств и технологий производства основного продукта ОАО «ТВЭЛ» — ядерного топлива.

Д.К.: Понятно. Расскажите, пожалуйста, вкратце о представленном вами проекте.

Андрей Буланов, заместитель директора по информационным технологиям и автоматизации процессов проектирования, ОАО «ЦПТИ»

Андрей Буланов, заместитель директора по информационным технологиям и автоматизации процессов проектирования, ОАО «ЦПТИ»

А.Б.: Этот комплексный проект под названием «Новое конверсионное производство» представляет собой заказ, который ЦПТИ получил от
ТВЭЛА и от Сибирского химкомбината. Проект включает и экономические обоснования, и инженерные изыскания, и разработку непосредственно проектно­сметной документации. Одной из особенностей этого проекта являлось то, что заказчик сразу потребовал от нас, как от генпроекировщика, в качестве результатов проекта, помимо плоской документации — чертежей, представить еще и информационную модель объекта. По этому направлению мы на конкурсной основе привлекли компанию «Неолант».

Д.К.: И как вы в таком составе справились с созданием информационой модели?

А.Б.: В конце прошлого года результат этого проекта был представлен на совещании в ТВЭЛе под председательством президента ТВЭЛ. На совещании была продемонстрирована информационная модель, представлены ее возможности и решения, принятые на стадии проектирования. Мы получили хорошие отзывы как от участников совещания, так и непосредственно от президента топливной компании ТВЭЛ.

Д.К.: Какой именно софт использовался при работе над проектом?

А.Б.: В проекте применялась платформа Autodesk, включая Autodesk Civil для генплана, Autodesk Revit в части капитального строительства и Autodesk Inventor для конструирования технологического оборудования: ведь мы не только занимаемся проектированием объектов капитального строительства, но и разрабатываем специализированное технологическое оборудование, то есть работаем над созданием всего цикла, вплоть до рабочей документации. Для обеспечения совместной работы проектировщиков и формирования электронного архива проекта мы использовали Autodesk Vault.

Д.К.: То есть непосредственно строительством вы не занимаетесь?

А.Б.: Так точно, строительством мы не занимаемся. Для этого в компании ТВЭЛ есть специализированная организация — ТВЭЛстрой. Наша задача — это разработка проекта, представление его в надзорные органы, получение положительных результатов экспертизы и выполнение рабочей документации.

Д.К.: Сколько человек трудилось над этим проектом?

А.Б.: На сегодняшний день в ЦПТИ семь территориальных отделений плюс восьмое — центральное, всего порядка 500 человек. Над этим проектом работало три территориальных отделения. Важный момент — проект большой, комплексный, и наша компания выступала в нем в качестве генпроектировщика. Помимо нас в работе над проектом принимало участие большое количество субподрядных организаций, в частности ОАО «ГИ ВНИПИЭТ», ОАО «ГСПИ», ОАО «НИКИМТ­­Атомстрой» и еще целый ряд организаций. Всего их было восемь, но непосредственно проектную документацию разрабатывало четыре, включая ЦПТИ. Мы, как интегратор всего проекта, собирали от наших подрядчиков куски информационной модели. Для всех наших подрядчиков в ТЗ была поставлена задача — кроме двумерной документации представлять еще и 3D­модель. Данные, полученные в результате 3D­модели, были интегрированы в одну общую информационную модель объекта.

Д.К.: Как я понял, была создана инженерная информационная модель. А почему были выбраны именно технологии информационного моделирования?

А.Б.: В таком «живом» проекте, как наш, информационные данные меняются часто и много, и эти технологии нужны, чтобы оперативно оценивать и принимать те или иные проектные решения. Требовалось понять, как решения друг с другом сочетаются, могут ли они вообще быть реализованы в данном пространстве. Одним из важных факторов была минимизация «пустых» объемов: целевой функцией было максимально эффективное использование производственных площадей. Все это проанализировать в комплексе и увидеть возможность и невозможность тех или иных технических и технологических решений можно было только в комплексной модели, в которую собрано все. Именно поэтому и было принято решение применить 3D­технологии.

Д.К.: Сколько примерно рабочих мест Autodesk установлено у вас?

А.Б.: В общей сложности — 277 лицензий.

Д.К.: А какая PDM­система используется?

А.Б.: Для хранения и обмена данными у нас выбрана Autodesk Vault. Это то, что касается работы с проектировщиками. В отношении конструкторской части могу сказать следующее. Являясь дочерней компанией ТВЭЛа, мы тиражируем у себя успешный проект ТВЭЛа под названием АСУКТПП, который построен на платформах Autodesk и Intermech.

Информационная модель НКП

Информационная модель НКП

Новое конверсионное производство ОАО СХК

Новое конверсионное производство ОАО СХК

Д.К.: Сколько по времени заняла реализация проекта?

А.Б.: Проект был длительный — приблизительно около двух лет.

Д.К.: Какие масштабные проекты были реализованы ранее?

А.Б.: В ЦПТИ подобные масштабные проекты до этого не выполнялись. ЦПТИ вообще молодая организация, она была основана только в феврале 2011 года. История ее такова: ТВЭЛ решил в своем контуре организовать проектную организацию. Для этого из всех своих производственных подразделений, со всех комбинатов он выделил проектно­конструкторские ресурсы и объединил их под эгидой единой проектной и технологической организации. В результате был сформирован ЦПТИ. Наши территориальные отделения — это не отдельные юридические лица, а территориально обособ­ленные подразделения ЦПТИ. Формирование института — длительный процесс, поэтому нельзя сказать, что в феврале 2011 года образовался ЦПТИ. Формирование компании происходило в течение какого­то промежутка времени, поэтому таких больших проектов, как конверсионное производство, раньше и быть не могло — это для нас первый и показательный опыт.

Д.К.: Перед беседой с вами я общался с итальянцами. Оказывается, у них с образованием такой же бардак, как у нас. А где вы берете проектировщиков — сами учите или обращаетесь за помощью к вузам?

А.Б.: Мы взаимодействуем с институтами, например с МИФИ: он у нас под боком, это наш сосед на Каширском шоссе. Кроме того, наши филиалы работают с другими вузами. Возьмем, к примеру, наше Сибирское подразделение в городе Северске (это рядом с Томском), у них из окна тоже виден институт, откуда можно черпать кадры. Также филиал МИФИ есть в г. Новоуральске, где располагается наше Уральское отделение.

Д.К.: Значит, вы имеете возможность как­то заинтересовать людей?

А.Б.: Да, возможность есть. Например, сейчас у нас прорабатывается следующая задача: для эффективной автоматизации проектирования нам необходима библиотека применяемых нами элементов. Поскольку люди у нас загружены достаточно сильно, то ресурсы на моделирование и наполнение библиотеки брать неоткуда. В свое время мы провели предварительную встречу с кафедрой инженерной графики МИФИ и выяснили, что они готовы организовать студенческую команду, которая по нашему ТЗ может разрабатывать нам модели для библиотеки.

Д.К.: В заключение нашей беседы скажите, что, на ваш взгляд, особенно тормозит процесс внедрения информационных технологий?

А.Б.: На самом деле весьма существенным тормозом является отсутствие стандартов по работе с информационными моделями, по требованию к информационной модели, по формированию информационной модели, по непосредственному взаимодействию исполнителей при создании информационных моделей объектов. Я считаю, что это будущее, которое необходимо всем — и государственным органам, и заинтересованным организациям, и компаниям — как заказчикам, так и подрядчикам по проектированию и строительству объектов капитального строительства. Нужно совместно начинать прорабатывать эти стандарты и развивать существующие — тоже один из важнейших моментов — стандарты информационного обмена между системами проектирования и управления инженерными данными разных вендоров. Какое­то время назад наблюдалась серьезная активность относительно стандарта ISO 15926, но она отошла на второй план. Очень важно понимать, что среда проектирования никогда не будет однородной, она всегда будет гетерогенной, поэтому актуальными сегодня и в будущем должны быть вопросы взаимодействия систем и стандартизации этого взаимодействия.

Тест­драйвы

Впервые на AU Russia 2014 были проведены горячо любимые многими пользователями тест­драйвы. Это небольшие мастер­классы, на которых пользователи, сидя за рабочими станциями в классе, под руководством опытного инструктора могли поработать с программными продуктами и оценить их функциональные возможности на примере конкретных задач. Этот формат был с энтузиазмом принят публикой, на некоторых мастер­классах были аншлаги, люди сидели за компьютерами по двое­трое. «Наглядность, конечно, помогает доносить информацию до слушателей, — отметила одна из инструкторов тест­драйвов Татьяна Бех. — Есть возможность показать, как решать некоторые задачи в архитектурном или инженерном ПО. Впрочем, стоит понимать, что за 50 минут нельзя обучиться тому, что специалисты изучают много лет. Можно только познакомиться с ПО и убедиться в его удобстве».

3D куб — зона технических инноваций на AUR 14

3D куб — зона технических инноваций на AUR 14

Сообщество пользователей Autodesk

Насыщенная событиями программа на AU Russia 2014 была и у Сообщества разработчиков Autodesk. Своими впечатлениями поделился Ярослав Решетников (Autodesk Developer Network Россия): «В этом году главной темой для ADN стал облачный продукт View & Data API. Он дает разработчикам возможность реализовать просмотр трехмерных моделей в браузере. Об этом мы говорили на Meet Up — за день до старта AU Russia. Этой теме был посвящен открывающий секцию доклад Натальи Поликарповой и Джима Куонси (Autodesk). Судя по количеству посетителей на наших докладах и огромному количеству вопросов, в следующий год нам предстоит давать много консультаций по поводу применения этого решения. Наши парт­неры — компании­разработчики, среди которых Vizerra, «ПОИНТ», «НИП­Информатика», «Интермех», «ЛИРА­Софт», Inter CAD, «Эстимо Групп», — остались очень довольны новой площадкой AU Russia и интересными встречами с клиентами».

Участники конференции AUR 14

Участники конференции AUR 14

Образовательная секция

Профессиональная сертификация Autodesk стала одной из важных тем Образовательной секции AU Russia. «В этом году сертификация была особенно востребована среди участников мероприятия, — отмечает Алексей Андреев, менеджер образовательных программ Autodesk. — Уже с конца августа всем зарегистрированным участникам AU была доступна возможность пройти ее по специальной цене; эта акция вызвала большой интерес. Непосредственно на AU Russia состоялись четыре полноценных мастер­класса по подготовке и успешной сдаче сертификационных экзаменов по AutoCAD, Revit, 3ds Max и Maya, которые провели сертифицированные инструкторы разных авторизованных учебных центров Autodesk (ATC)».

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Гражданское строительство» —проект стадионного комплекса «Тюмень-Арена»

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Гражданское строительство» —проект стадионного комплекса «Тюмень-Арена»

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Инфраструктура»

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Инфраструктура»

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Промышленное проектирование»

Конкурс AIA. Первое место в номинации «Промышленное проектирование»

Конкурс AIA. Призеры номинации «Машиностроение — Промышленный дизайн»

Конкурс AIA. Призеры номинации «Машиностроение — Промышленный дизайн»

Награждение призеров студенческого конкурса

Награждение призеров студенческого конкурса
«Придай форму будущему!» 2014

***

Вечером 2 октября были подведены итоги конкурсов, проведенных компаниями­партнерами в рамках AU Russia, а также больших летних конкурсов Autodesk: Innovation Awards Russia 2014 и студенческого «Придай форму будущему!». На конкурс Autodesk Innovation Awards Russia 2014 в этом году поступило более 70 работ. Победители, награжденные в ходе вечерней гала­церемонии на второй день AURussia, получили главные призы — поездки на Autodesk University 2014 в Лас­Вегас. 

Члены жюри конкурса отмечают, что в нынешнем году вырос общий уровень присланных работ и надеются на сохранение этой тенденции в будущем. «Конкурс — отличная возможность заявить о себе, что очень важно для небольшой компании, — говорит победитель архитектурной и призер промышленной номинации Алексей Большаков. — Мы знали, что выполнили достойную работу, и хотели поделиться ею с профессиональным сообществом. А теперь к тому же получили возможность посетить Autodesk University в Лас­Вегасе. Прекрасный результат!» 


1* Autodesk University Russia — крупнейшее для стран СНГ международное мероприятие в области проектирования, дизайна и визуализации. Оно является российской частью глобальной серии мероприятий Autodesk University (AU), финал которой ежегодно проводится в Лас­Вегасе (США). Главные задачи AU — создание мирового сообщества пользователей CАПР (систем автоматизированного проектирования), демонстрация новых решений Autodesk, презентация комплексных проектов внедрения и инновационных САПР­технологий.

САПР и графика 11`2014