Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

12 - 2014

Как правильно начать внедрение BIM, чтобы успешно его закончить

Дмитрий Чубрик
Технический директор Группы компаний «ИНФАРС»

Внедрение системы информационного моделирования зданий (BIM) — это реализация новой технологии в работе, новый подход в проектировании, новый уровень организации ведения проекта. Автор статьи обладает богатым опытом проектирования, а также внедрения автоматизированных систем BIM-класса, что позволяет четко определить основные проблемы, препятствующие процессу комплексной автоматизации предприятий строительной сферы, и пути их решения.

Ранее автор писал о мифах, касающихся внедрения BIM (САПР и графика. 2014. № 9). Сегодня поговорим о том, что нужно сделать, чтобы провести успешное внедрение BIM. Вначале следует уточнить: все, о чем написано в данной статье, относится в первую очередь к крупным и средним компаниям. В небольших фирмах все проще, хотя и дороже в расчете на одного человека (общая логика внедрения при этом не меняется).

Первый этап — определение цели

Итак, вы решили внедрять BIM. Выбрали платформу, к примеру Revit. СТОП! Уже ошибка. Начнем сначала...

Итак, вы решили внедрять BIM. На первом этапе следует четко определить, что именно вы ждете от внедрения. Это может быть как конкретная, измеряемая количественно цель, например: сократить срок проектирования на 25%, получить смету на строительство с погрешностью в пределах 20% через три недели после начала проектирования, так и более размытая, хоть и не менее важная: привлечь новых заказчиков, требующих BIM­модель вместе с проектной документацией, удешевить стоимость строительства и сократить риски за счет 4D­моделирования процесса строительства. Главное, необходимо четко осознать все, даже самые незначительные цели, и зафиксировать их с учетом приоритетности. Всё, теперь первый шаг к успешному внедрению сделан.

Четкая постановка целей и задач — гарантия получения ожидаемого результата

Четкая постановка целей и задач — гарантия получения ожидаемого результата

Второй этап — выбор партнера

На этом этапе нужно перевести ваши пожелания в форму запроса и провести мини­тендер. Будущий партнер должен предложить конкретные программы для решения ваших задач, указать порядок цен на ПО и его внедрение. Не стоит зацикливаться на какой­то одной программе: все они пока несовершенны, и симбиоз из нескольких программ иногда дает более убедительные результаты.

Далее идут стандартные вещи — проверка компетенции партнера, примеры реализованных проектов, знакомство с командой... В общем, все как обычно. В итоге вы определитесь с партнером, с BIM­платформой и узнаете примерную стоимость всей затеи. Здесь стоит подключить экономистов, чтобы посчитать, как быстро окупится внедрение с учетом ваших целей, и принять окончательное решение.

Третий этап — составление технического задания (ТЗ) на внедрение

Составление технического задания — это самый важный этап из всего проекта, который выполняется совместно партнером и заказчиком. Зачем нужно ТЗ? Представьте, что вы являетесь к архитектору и говорите: «Спроектируй мне магазин!» А когда приходите за готовым проектом, вместо гипермаркета получаете чайную лавку. И ведь не придерешься!

BIM-стандарт предприятия

BIM-стандарт предприятия

Итак, очевидно, что ТЗ на внедрение необходимо, и его составляет заказчик совместно с партнером. Это значит, что со стороны заказчика уже на самом раннем этапе должен появиться специалист, ответственный за проект внедрения, что автоматически приводит нас к потребности в создании отдела САПР. Зачем? Как невозможно поддерживать финансы фирмы в порядке без бухгалтерии, так невозможно качественное внедрение BIM без должностного лица, ответственного за САПР. Запомните: САПР не просто экономит деньги, он экономит и время. Купите дорогую программу — и вы выбросите деньги на ветер. Купите программу и научите ею пользоваться — и вы начнете окупать инвестиции. Купите программу, научите ею пользоваться и заставьте всех работать по стандарту — и вы начнете зарабатывать. Главное, что я хотел показать, — это необходимость в лице, ответственном за внедрение со стороны заказчика, поскольку там, где нет хозяина, начинается бардак. А бардак — это именно то, с чем должно бороться внедрение BIM.
Таким образом, руководитель отдела САПР совместно с партнером должны отразить в ТЗ:

  • все цели и задачи заказчика;
  • требования к техническому и программному оснащению;
  • требование к адаптации программ под ваши нужды (адаптация ПО — недооцененный этап, из­за ее отсутствия провалилось не одно внедрение);
  • требования к методике внедрения, обучению, методическим материалам;
  • требования к стандартам и регламентам;
  • план­график внедрения;

Как правило, для составления ТЗ проводится обследование, или САПР­аудит.

Четвертый этап — начало внедрения

Как вы думаете, что нужно делать в первую очередь? Обучать? Нет. Нужно начать с составления первой редакции стандарта и регламентов. Иначе непонятно, чему вы будете учить. Нужно «договориться на берегу», зафиксировать технологию на бумаге. И далее проводить обучение согласно зафиксированной в стандарте и регламентах технологии. Тогда, и только тогда специалисты вашего отдела САПР, присутствуя на обучении, смогут контролировать процесс и его соответствие описанной технологии. Кроме того, это даст им возможность обучаться всему самим, ведь потом они будут оказывать полную поддержку вашим проектировщикам.
Я могу назвать несколько компаний, проваливших внедрение из­за отсутствия стандарта. Почему? Потому что отсутствие стандарта (читай — бардак) уже привело вас к внедрению BIM. К тому же отсутствие методики передачи технологии работы новым сотрудникам грозит разрушением этой технологии. Решение только этой одной проблемы полностью окупает затраты на создание стандарта, а ведь у него есть много других задач.

А вот после создания стандарта можно обучать как работе с программой, так и работе по стандарту. После каждого курса — тестирование для фиксации результатов. Потом пилотный проект, правки стандартов, техподдержка первого самостоятельного проекта. Но все это уже не так страшно, ведь главное — вы правильно выполнили первые шаги, создали основу для успешного внедрения: 

  • зафиксировали все требования к BIM и на их основе создали ТЗ на внедрение;
  • создали отдел САПР, который будет обучаться в процессе внедрения и контролировать его ход, чтобы потом оказывать техподдержку и содержать САПР в порядке;
  • создали стандарт предприятия, который гарантирует стандартизацию, а следовательно — максимальную автоматизацию работы.

***

В следующей статье речь пойдет о САПР­специалистах: BIM­менеджере и BIM­мастере, а также о новом игроке проектной команды — BIM­координаторе. 

САПР и графика 12`2014

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557